26 февраля 2019 года исполнилось
150 лет
со
дня рождения видного деятеля революционного движения и Советской власти
Надежды Константиновны
Крупской
26.02.1869
– 27.02.1939
Велик вклад Н.К. Крупской и в дело борьбы за
социалистическое будущее своей страны, и в создание Советской школы, чему она посятила себя после победы Великого Октября.
19-ти лет ушла юная Надя в революцию,
преподавала в рабочей школе, занимаясь пропагандистской работой, вместе с В.И.
Лениным участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение
рабочего класса». Прошла аресты и ссылки. В ссылке в Шушенском стала женой
Владимира Ульянова-Ленина. В 1898 году вступила в РСДРП. В годы эмиграции была
секретарём газеты «Искра». Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем, была секретарём Ленина и помогала
налаживать связь с партийными организациями в России.
В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась
в Россию. Занималась организацией социалистических союзов молодёжи, участвовала
в подготовке и проведении Октябрьской революции.
После Октябрьской революции Надежда
Константиновна работала на ответственных постах в Народном комиссариате
просвещения. В 1920 году она была назначена руководителем одного из главков
Наркомата. В её ведение входили клубы, библиотеки, учреждения культуры, а позже
и организации внешкольного образования. Школьным образованием Н.К. Крупская
непосредственно не занималась, но живо участвовала в обсуждении его проблем. В
1922 г. она вместе с В.И. Лениным открывала школу в Горках, которая впоследствие народом называлась Ленинская (школа памяти
В.И.Ленина), и впоследствии многие годы заботилась о ней.
Большой вклад внесла Надежда Константиновна в
создание пионерской организации. Первый Дом пионеров был открыт в Хамовниках в
1923 году. После принятия в 1932 году Постановления СНК СССР о развитии
внешкольной работы среди детей подростков Дома пионеров начали открываться по
всей стране.
С 1924
года — член ЦКК партии, с 1927 года — член ЦК ВКП(б).
В 1929 году заняла пост заместителя наркома просвещения РСФСР. Крупская стала
одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав
основную задачу нового просвещения:
Школа
должна не только обучать,
она должна быть центром коммунистического
воспитания
Из
выступлений Н.К. Крупской
И
буржуазия, и рабочий класс ставят школе определенные цели, но буржуазия смотрит
на школу, как на средство классового господства, а пролетариат смотрит на
школу, как на средство воспитать поколение, способное положить конец классовому
господству.
*
* *
Что
такое пионерский отряд? Это зародыш будущего, мы хотим, чтобы в этих
организациях воспитались люди будущего, сильные, выдержанные, внутренне
дисциплинированные, и воспитать эту внутреннюю дисциплину – одна из самых
важных задач.
Но
самое важное, что мы должны наряду с этой внутренней дисциплиной воспитать в
пионерах – это умение коллективно жить и работать. 1927г.
*
* *
Очень
хороша книжка Вильгельма Либкнехта «Знание – сила», где он рассказывает, как в
классовой борьбе буржуазия старалась закрывать массам доступ к знанию,
старалась дать массам лишь обрывки, клочки знаний. В нашей же советской стране
мы должны давать не клочки, а действительное, подлинное знание, то знание,
которое необходимо для преобразования жизни.
...Особенно
ценна такая общественная работа, где ребята сами проявляют инициативу... Важно,
чтобы ребята вглядывались в жизнь и смотрели, как эту жизнь надо переменить к
лучшему.
...Владимир
Ильич в 1917 г., говоря о Советах, подчеркивал, какое громадное значение имеют
Советы тем, что втягивают членов Совета в общественную работу. Он уже тогда
говорил о том, что важно к общественной работе привлекать ребят, ...потому что
она воспитывает, она организует, научает действовать сообща. Он считал, что
часто небольшая общественная работа, дружно, планово проведенная, имеет
гораздо большее значение, чем посещение десятка собраний. 1932 г.