26 февраля 2019 года исполнилось 150 лет

 

со дня рождения видного деятеля революционного движения и Советской власти

Надежды Константиновны

Крупской

26.02.1869 – 27.02.1939

Велик вклад Н.К. Крупской и в дело борьбы за социалистическое будущее своей страны, и в создание Советской школы, чему она посятила себя после победы Великого Октября.

19-ти лет ушла юная Надя в революцию, преподавала в рабочей школе, занимаясь пропагандистской работой, вместе с В.И. Лениным участвовала в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Прошла аресты и ссылки. В ссылке в Шушенском стала женой Владимира Ульянова-Ленина. В 1898 году вступила в РСДРП. В годы эмиграции была секретарём газеты «Искра». Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем, была секретарём Ленина и помогала налаживать связь с партийными организациями в России.

В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию. Занималась организацией социалистических союзов молодёжи, участвовала в подготовке и проведении Октябрьской революции.

После Октябрьской революции Надежда Константиновна работала на ответственных постах в Народном комиссариате просвещения. В 1920 году она была назначена руководителем одного из главков Наркомата. В её ведение входили клубы, библиотеки, учреждения культуры, а позже и организации внешкольного образования. Школьным образованием Н.К. Крупская непосредственно не занималась, но живо участвовала в обсуждении его проблем. В 1922 г. она вместе с В.И. Лениным открывала школу в Горках, которая впоследствие народом называлась Ленинская (школа памяти В.И.Ленина), и впоследствии многие годы заботилась о ней.

Большой вклад внесла Надежда Константиновна в создание пионерской организации. Первый Дом пионеров был открыт в Хамовниках в 1923 году. После принятия в 1932 году Постановления СНК СССР о развитии внешкольной работы среди детей подростков Дома пионеров начали открываться по всей стране.

 С 1924 года — член ЦКК партии, с 1927 года — член ЦК ВКП(б). В 1929 году заняла пост заместителя наркома просвещения РСФСР. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения:

 

Школа должна не только обучать,

 она должна быть центром коммунистического воспитания

 

Из выступлений Н.К. Крупской

И буржуазия, и рабочий класс ставят школе определенные цели, но буржуазия смотрит на школу, как на средство классово­го господства, а пролетариат смотрит на школу, как на средство воспитать поколение, способное положить конец классовому гос­подству.

* * *

Что такое пионерский отряд? Это зародыш будущего, мы хо­тим, чтобы в этих организациях воспитались люди будущего, силь­ные, выдержанные, внутренне дисциплинированные, и воспитать эту внутреннюю дисциплину – одна из самых важных задач.

Но самое важное, что мы должны наряду с этой внутренней дисциплиной воспитать в пионерах – это умение коллективно жить и работать. 1927г.

* * *

Очень хороша книжка Вильгельма Либкнехта «Знание – сила», где он рассказывает, как в классовой борьбе буржуазия стара­лась закрывать массам доступ к знанию, старалась дать массам лишь обрывки, клочки знаний. В нашей же советской стране мы должны давать не клочки, а действительное, подлинное знание, то знание, которое необходимо для преобразования жизни.

...Особенно ценна такая общественная работа, где ребята сами проявляют инициативу... Важно, чтобы ребята вглядывались в жизнь и смотрели, как эту жизнь надо переменить к лучшему.

...Владимир Ильич в 1917 г., говоря о Советах, подчеркивал, какое громадное значение имеют Советы тем, что втягивают чле­нов Совета в общественную работу. Он уже тогда говорил о том, что важно к общественной работе привлекать ребят, ...потому что она воспитывает, она организует, научает действовать сообща. Он считал, что часто небольшая общественная работа, дружно, пла­ново проведенная, имеет гораздо большее значение, чем посеще­ние десятка собраний. 1932 г.