Образование – трудовому
народу
Программа
РКП(б), принятая на VIII съезде партии (18-23 марта
1919 г.), стала первой программой партии, принятой в условиях победившей
социалистической революции. Наряду с положениями, отражавшими политическую
ситуацию в мире и стране и определяющими дальнейшую стратегию развития страны,
Программа давала ряд важнейших ориентиров для развития всех основных
направлений народного хозяйства. Это уже были задачи развития для пролетарского
государства, встававшего на совершенно новую дорогу – дорогу строительства
никогда ранее не существовавшего социалистического общества.
Несколько слов о задачах, которые РКП(б) ставила свей задачей в области народного просвещения.
В формулировке Программы «РКП ставит своей
задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело
превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного
уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения
общества».
В Программе были намечены важнейшие
мероприятия по развитию народного образования. Например, такие:
1) Проведение бесплатного и обязательного
общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными
отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет.
2) Создание сети дошкольных учреждений:
яслей, садов, очагов и т. п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения
женщины.
3) Полное осуществление принципов единой
трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей
обоего пола, безусловно светской, т. е. свободной от
какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с
общественно-производительным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов
коммунистического общества.
4) Снабжение всех учащихся пищей, одеждой,
обувью и учебными пособиями за счет государства...
10) Равным образом необходимо открыть и сделать
доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе
эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении
эксплуататоров.
И это при том, что в
наследство от царской России стране достались очень низкий общий уровень
грамотности в стране, практическая безграмотность сельского населения. В
царской России было крайне мало дошкольных детских учреждений и школ. Среднее и
высшее образование было вовсе недоступно трудящимся. На народное образование
расходовались гроши, расходы на просвещение в царском бюджете составляли в
среднем 3% (в современной России – 3,6% ВВП с перспективой к 2024 года
увеличиться до 4,4 %). Заметим, что в Советской России на образование тратилось
10% ВВП, а в 1929-1930г.г, когда страна ставила задачу
резко улучшить ситуацию с образованием (по программе ликвидации безграмотности)
– процент достигал 13,37. При этом пункты Программы уже были опробованы работой
по предыдущим декретам Советской власти, которые принимались с самых первых
дней ее существования. Так, в «Декларации по дошкольному воспитанию»,
опубликованной 20 ноября 1917 г.(!), указывалось, что система
дошкольного воспитания в Советской республике «является составной частью всей
школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей
системой народного образования», а Положение о единой трудовой школе было
принято в октябре 1918г. Число таких школ постоянно росло.
К
концу 1920 г. в стране функционировало 55 педагогических вузов — в 2,5 раза
больше, чем в дореволюционной России. Росло и число школ, причем больше всего в
сельской местности и на окраинах страны. Так, до революции в Туркестане имелось
всего 50 светских школ с 2 тыс. учащихся, а в небольшом числе мусульманских
школ (медресе) учились преимущественно дети баев и мулл. К концу 1920 г.
здесь уже было 2022 начальные школы, в которых обучалось 165 тыс. учеников.
Программа
РКП(б) 1919 г. стала реальным планом действий для
советских людей.
Подготовила Н. Глаголева