Образование – трудовому народу

 

Программа РКП(б), принятая на VIII съезде партии (18-23 марта 1919 г.), стала первой программой партии, принятой в условиях победившей социалистической революции. Наряду с положениями, отражавшими политическую ситуацию в мире и стране и определяющими дальнейшую стратегию развития страны, Программа давала ряд важнейших ориентиров для развития всех основных направлений народного хозяйства. Это уже были задачи развития для пролетарского государства, встававшего на совершенно новую дорогу – дорогу строительства никогда ранее не существовавшего социалистического общества.

Несколько слов о задачах, которые РКП(б) ставила свей задачей в области народного просвещения.

В формулировке Программы «РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества».

В Программе были намечены важнейшие мероприятия по развитию народного образования. Например, такие:

1) Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет.

2) Создание сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т. п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины.

3) Полное осуществление принципов единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола, безусловно светской, т. е. свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общественно-производительным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества.

4) Снабжение всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства...

10) Равным образом необходимо открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров.

И это при том, что в наследство от царской России стране достались очень низкий общий уровень грамотности в стране, практическая безграмотность сельского населения. В царской России было крайне мало дошкольных детских учреждений и школ. Среднее и высшее образование было вовсе недоступно трудящимся. На народное образование расходовались гроши, расходы на просвещение в царском бюджете составляли в среднем 3% (в современной России – 3,6% ВВП с перспективой к 2024 года увеличиться до 4,4 %). Заметим, что в Советской России на образование тратилось 10% ВВП, а в 1929-1930г, когда страна ставила задачу резко улучшить ситуацию с образованием (по программе ликвидации безграмотности) – процент достигал 13,37. При этом пункты Программы уже были опробованы работой по предыдущим декретам Советской власти, которые принимались с самых первых дней ее существования. Так, в «Декларации по дошкольному воспитанию», опубликованной 20 ноября 1917 г.(!), указывалось, что система дошкольного воспитания в Советской республике «является составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования», а Положение о единой трудовой школе было принято в октябре 1918г. Число таких школ постоянно росло.

К концу 1920 г. в стране функционировало 55 педагогических вузов — в 2,5 раза больше, чем в дореволюционной России. Росло и число школ, причем больше всего в сельской местности и на окраинах страны. Так, до революции в Туркестане имелось всего 50 светских школ с 2 тыс. учащихся, а в небольшом числе мусульманских школ (медресе) учились преимущественно дети баев и мулл. К концу 1920 г. здесь уже было 2022 начальные школы, в которых обучалось 165 тыс. учеников.

Программа РКП(б) 1919 г. стала реальным планом действий для советских людей. 

Подготовила Н. Глаголева