Если закроется школа, село вымрет!

 

Правительство Карелии и губернатор А. Парфенчиков надумали сократить вдвое число сельских школ (надо полагать, в свете нацпроекта «Образование»). Эта новость всерьёз всколыхнула народ. Развернулось значимое протестное движение, с которым вынуждена была считаться власть. Оно явило новых лидеров. Обращение Светланы Поповой — матери пятерых детей из старинного поморского села Нюхча в защиту родной школы поддержали около 60 тысяч граждан со всей страны

На заседание «круглого стола» по проблемам развития системы образования в сельской местности, которое прошло 8 февраля в республиканском Доме профсоюзов, съехались директора и учителя школ едва ли не со всех уголков Карелии. О нем рассказал карельский журналист Валерий Поташов.

Открывая встречу, председатель Ассоциации сельских школ Карелии Татьяна Танцева обрисовала сложившуюся ситуацию: «Предлагается три пути – филиалы, пришкольные интернаты и закрытие. Что такое филиал, мы с вами все уже прошли. Филиал – это однозначно последующее закрытие учреждения! Пришкольные интернаты – побывав в сельских школах и увидев уже те интернаты, которое есть, Ассоциация говорит, что так не должно быть. Предлагается кадетское училище. Отличное училище! Но мы прекрасно знаем, что туда принимают детей, которые учатся на «четыре», а лучше – на «пять», и имеет прекрасное здоровье. Кто из детей Карелии имеет на сегодня прекрасное здоровье? Единицы! Значит остается – закрытие».

Предложенные республиканскими властями рекомендации по оптимизации сети образовательных учреждений не нашли поддержки ни у одного участника заседания «круглого стола». Но их общее настроение ярче других выразил старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики из Санкт-Петербурга Андрей Юсупов, который представлял на встрече свою родную школу из деревни Ряймяля Питкярантского района, попавшую в «оптимизационный» план.

«Жители деревни решительно и безоговорочно против закрытия и любых реорганизаций их школы! – заявил Юсупов. – Ряймяльская школа – это не просто место, где учатся дети. Это – место социального притяжения, и если закрыть школу, то вы закрываете деревню! Там и так все очень плохо. Все, что там ни делается, это страшно посмотреть. Поставили много лет назад газовую котельную, а газ так и не подвели. И так все! Но если школа закроется, деревня окончательно вымрет. Конечно же, мы очень хотим, чтобы в Салми (соседний поселок) построили новую школу, потому что если в Салми не построят новую школу, Салми вымрет так же, как Ряймяля. Я слово «вымрет» не просто так говорю. Я заглянул в демографический справочник – за 12 лет сельское население Карелии сократилось на 30%! Это – демографический коллапс! Закрытие школ в этих условиях – это все равно, что у тяжелобольного человека удалять еще здоровые органы! С какой-то точки зрения это, конечно, рационально, но это же бесчеловечно!..

Что такое можно поставить в современную школу в Салми, чего нельзя сделать в деревне Ряймяля? В деревне Ряймяля есть площади, где можно просто установить цех обучающих машин. Прекрасная школа, большие площади, просторно! Хорошо, допустим, найдется какое-то оборудование, которое недоступно в Ряймяльской школе, а где вы возьмете кадры на такое оборудование? У меня в институте робототехнической кибернетики кадров нет! Нет, и не предвидится. Я лет 8 преподавал в Военмехе. Ситуация с кадрами катастрофическая!».

Присутствовавшие на заседании «круглого стола» министерские чиновники и представители Карельского института развития образования попытались в ответ рассказать о национальных проектах, реализация которых позволит в ближайшие годы создать в республике цифровую образовательную среду.

В какой-то момент возникло ощущение, что чиновники Минобраза Карелии и сельские учителя говорят на разных языках. Когда одни предавались фантазиям о формировании цифровой среды, другие вспоминали, как детей возят на учебу по разбитым карельским дорогам, а температура в школьных классах зимой не поднимается выше 14 градусов. «Мы столько наслушались про будущее, хотелось бы уже сегодня жить!», – призналась одна из сельских педагогов.

Заместитель министра образования Карелии Татьяна Васильева некоторое время пристутсовала на встрече и высказала свое видение проблемы, сводящееся к тому, что а) в стране нет концепции развития села, б) проблема связана с эффективностью расходования средств. И хоть и бесчеловечно об этом говорить, но есть модельные методики, по которым рассчитываются параметры бюджета, к сожалению, очень укрупненные, и школы не сохранить без формирования других подходов; в) необходимость перехода на новое содержание образования». Замминистра уже согласилась с тем, что рекомендации карельского Минобраза по оптимизации школьной сети оказались для районов республики неприемлемы.

А руководитель организации «Заонежье» Валентина Сукотова напомнила, что республиканские власти не хотели прислушиваться к требованиям общественников, а тех, кто выступал против «оптимизации» заонежских школ, обвиняли в экстремизме и около восьми месяцев вызывали на допросы (!).

От КС ДЗД и редакции «М»: если в Вашем регионе также стоит вопрос о закрытии школы, просьба сообщать информацию и координаты активистов, ведущих борьбу за учебное заведение, в редакцию газеты «Мысль». Вместе продолжим борьбу!