Если закроется школа, село
вымрет!
Правительство Карелии и губернатор А. Парфенчиков надумали сократить вдвое число сельских школ
(надо полагать, в свете нацпроекта «Образование»). Эта новость всерьёз
всколыхнула народ. Развернулось значимое протестное движение, с которым
вынуждена была считаться власть. Оно явило новых лидеров. Обращение Светланы
Поповой — матери пятерых детей из старинного поморского села Нюхча в защиту
родной школы поддержали около 60 тысяч граждан со всей страны
На заседание «круглого стола» по проблемам
развития системы образования в сельской местности, которое прошло 8 февраля в
республиканском Доме профсоюзов, съехались директора и учителя школ едва ли не
со всех уголков Карелии. О нем рассказал карельский журналист Валерий Поташов.
Открывая встречу, председатель Ассоциации
сельских школ Карелии Татьяна Танцева
обрисовала сложившуюся ситуацию: «Предлагается три пути – филиалы, пришкольные
интернаты и закрытие. Что такое филиал, мы с вами все уже прошли. Филиал – это
однозначно последующее закрытие учреждения! Пришкольные интернаты – побывав в
сельских школах и увидев уже те интернаты, которое есть, Ассоциация говорит,
что так не должно быть. Предлагается кадетское училище. Отличное училище! Но мы
прекрасно знаем, что туда принимают детей, которые учатся на «четыре», а лучше
– на «пять», и имеет прекрасное здоровье. Кто из детей Карелии имеет на сегодня
прекрасное здоровье? Единицы! Значит остается –
закрытие».
Предложенные республиканскими властями
рекомендации по оптимизации сети образовательных учреждений не нашли поддержки
ни у одного участника заседания «круглого стола». Но их общее настроение ярче
других выразил старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского
института робототехники и технической кибернетики из Санкт-Петербурга Андрей
Юсупов, который представлял на встрече свою родную школу из деревни Ряймяля Питкярантского района,
попавшую в «оптимизационный» план.
«Жители деревни решительно и безоговорочно
против закрытия и любых реорганизаций их школы! – заявил Юсупов. – Ряймяльская школа – это не просто место, где учатся дети.
Это – место социального притяжения, и если закрыть школу, то вы закрываете
деревню! Там и так все очень плохо. Все, что там ни делается, это страшно
посмотреть. Поставили много лет назад газовую котельную, а газ так и не
подвели. И так все! Но если школа закроется, деревня окончательно вымрет.
Конечно же, мы очень хотим, чтобы в Салми (соседний поселок) построили новую
школу, потому что если в Салми не построят новую школу, Салми вымрет так же,
как Ряймяля. Я слово «вымрет» не просто так говорю. Я
заглянул в демографический справочник – за 12 лет сельское население Карелии
сократилось на 30%! Это – демографический коллапс! Закрытие школ в этих
условиях – это все равно, что у тяжелобольного человека удалять еще здоровые
органы! С какой-то точки зрения это, конечно, рационально, но это же
бесчеловечно!..
Что такое можно поставить в современную школу
в Салми, чего нельзя сделать в деревне Ряймяля? В
деревне Ряймяля есть площади, где можно просто
установить цех обучающих машин. Прекрасная школа, большие площади, просторно!
Хорошо, допустим, найдется какое-то оборудование, которое недоступно в Ряймяльской школе, а где вы возьмете кадры на такое
оборудование? У меня в институте робототехнической кибернетики кадров нет! Нет,
и не предвидится. Я лет 8 преподавал в Военмехе.
Ситуация с кадрами катастрофическая!».
Присутствовавшие на заседании «круглого
стола» министерские чиновники и представители Карельского института развития
образования попытались в ответ рассказать о национальных проектах, реализация
которых позволит в ближайшие годы создать в республике цифровую образовательную
среду.
В какой-то момент возникло ощущение, что
чиновники Минобраза Карелии и сельские учителя
говорят на разных языках. Когда одни предавались фантазиям о формировании
цифровой среды, другие вспоминали, как детей возят на учебу по разбитым
карельским дорогам, а температура в школьных классах зимой не поднимается выше
14 градусов. «Мы столько наслушались про будущее, хотелось бы уже сегодня
жить!», – призналась одна из сельских педагогов.
Заместитель министра образования Карелии
Татьяна Васильева некоторое время пристутсовала на
встрече и высказала свое видение проблемы, сводящееся к тому, что а) в стране
нет концепции развития села, б) проблема связана с
эффективностью расходования средств. И хоть и бесчеловечно об этом говорить, но
есть модельные методики, по которым рассчитываются параметры бюджета, к
сожалению, очень укрупненные, и школы не сохранить без формирования
других подходов; в) необходимость перехода на новое содержание образования».
Замминистра уже согласилась с тем, что рекомендации карельского Минобраза по оптимизации школьной сети оказались для
районов республики неприемлемы.
А
руководитель организации «Заонежье» Валентина Сукотова напомнила, что республиканские власти не
хотели прислушиваться к требованиям общественников, а тех, кто выступал против
«оптимизации» заонежских школ, обвиняли в экстремизме
и около восьми месяцев вызывали на допросы (!).
От КС ДЗД и редакции «М»: если в Вашем регионе также стоит вопрос о закрытии
школы, просьба сообщать информацию и координаты активистов, ведущих борьбу за
учебное заведение, в редакцию газеты «Мысль». Вместе продолжим борьбу!