До чего они там дооптимизировались
Недавно Росстат обновил статистический
ежегодник. Так что интересно посмотреть, как они там дооптимизировались
в контексте образования, – пишет в своем блоге
аналитик Spydell.
Россия приняла от СССР около 70 тыс.
образовательных организаций, осуществляющих начальное, среднее и общее
образования (попросту говоря, школ). Наиболее агрессивное закрытие и физическое
уничтожение школ началось с 2000г. и происходит по сей
день. Важно отменить, что с 2000 года не зафиксировано НИ ОДНОГО года, когда
было бы положительное сальдо изменения школ. Только закрытие и уничтожение
каждый год и без исключений! К 2018 году их осталось 42 тыс, т.е с 2000 года было закрыто, переоборудовано в
другие организации и физически уничтожено 40% от среднего уровня 90-х.
Отчасти это обусловлено
демографической катастрофой 90-х и начала нулевых. В
90-е училось 22 млн
школьников, упали до 13.6 млн, сейчас из-за роста
рождаемости восстановились до 15.5 млн.
В СССР в среднем на школу приходилось
300 школьников. Этот уровень примерно сохранялся в 90-е, потом упал до 242 в
2005-2006, с тех пор растет, доходя до 400.
Интерпретация этого соотношения
проста. Все, что ниже 300 – недоукомплектованность
школ, а выше – переукомплектованность, дефицит
свободных мест. Другими словами, агрессивное сокращение школ в начале нулевых было связано, главным образом, с
демографическим коллапсом, последние 7 лет преимущественно с «оптимизациями», и
школы продолжают ликвидироваться! В перспективе это приведет к существенному
снижению качества образования в виду того, что площади и образовательные программы
подогнаны под определенное количество учеников и учителей. Рост учеников на
школу (в отсутствии строительства новых кампусов, блоков) отразится в дефиците
внимания и контроля к ученикам.
Один
из ярких примеров, иллю-стрирующих
проблему, приводит известный обозреватель, декан Высшей школы телевидения МГУ
имени М.В. Ломоносова Виталий Третьяков. В своем интернет-блоге
он рассказал, как недавно был потрясен тем, что из 28 студентов, пришедших к
нему на лекцию, только один знал, кто такой был генерал Дмитрий Карбышев, принявший мученическую смерть в фашистском
концлагере. А вот о предателе Родины генерале Власове, как выяснилось, знало
гораздо больше студентов.
«Вопрос: кто, как и зачем преподаёт в
нашей средней школе отечественную историю? Второй вопрос. Он же последний:
какие ещё нужны доказательства, чтобы понять, наконец, что с ТАКОЙ реформой
образования пора заканчивать?», – недоумевает Виталий Третьяков.
Олег
Смолин о состоянии образования в России говорит так:
«Начну с цифр. В 1990 году у нас было
примерно 69700 школ. По последним данным, которые мне довелось видеть, стало
41800. Причем, в 90-е годы ликвидировали чуть более 1000 школ. Процесс резко
ускорился с 2001-2006 года, когда стали переходить на подушевое
финансирование, т.е. прямо связывать финансирование школы с количеством детей.
Понятно, что в такой ситуации маленькая школа умирает, в особенности сельская.
Делалось это под предлогом улучшения
качества школьного образования. Говорили, что в больших школах ребята получат
образование более качественное. Но мы знаем, что это не факт.
Что касается деградации школьного
образования, то она, конечно, связана с оптимизацией, но не только. Мы недавно
посмотрели базисные учебные планы советского периода и сейчас. Так вот, по
сравнению с советскими временами резко сократились почти все учебные предметы,
которые должны обеспечивать модернизацию: математика, физика, химия, биология,
технология – от 15% до 1,5 раз. Сократились и те учебные предметы, которые
должны обеспечивать российскую гражданскую идентичность, т.е. русский язык,
литература, история, география, и тоже от 15% до 1,5 раз. Одновременно резко
увеличилось преподавание иностранных языков. При этом школьные программы при
сократившемся количестве часов либо остались теми же, либо даже усложнились. Поэтому
дети «пробегают» по школьному курсу, а в головах ничего не остается.
Кстати, на моей памяти три министра
образования, включая Дмитрия Ливанова и Ольгу Васильеву
требовали остановить ликвидацию сельских школ. Не помогло: нет
нормального финансирования.
Так что, я разделяю крайнюю
обеспокоенность Третьякова, других наших коллег, которые говорят о резком
падении качества школьного образования. Мы, конечно, требуем остановить
оптимизацию сельских школ. Напомню, что недавно Владимир Путин заявил о
необходимости восстанавливать фельдшерско-акушерские пункты в селах. Вероятно,
потом потребует восстанавливать школы.
Но одного этого недостаточно, чтобы
изменить качество образования. Нам нужно, в частности,
пересматривать содержание образования, и конечно, увеличивать финансирование
образования, поскольку сейчас оно составляет только половину от необходимого
для модернизации страны».