Страна вымирающих деревень
Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР) представил объемный доклад, стремясь ответить на
вопрос – как и почему происходит вымирание российских деревень.
Публикуем лишь небольшие отрывки из Доклада с
красноречивым названием: «Россия – страна вымирающих деревень».
В течение последних 15-20 лет постоянно уменьшается
численность сельского населения – как за счет естественной убыли населения
(смертность превышает рождаемость), так и за счет миграционного оттока.
Общее количество сельских населенных пунктов
в стране превышает 150 тысяч. Но процесс депопуляции
сельских территорий настолько активен, что постоянно увеличивается число
заброшенных деревень. Например, только в период между переписями населения 2002
и 2010 годов число обезлюдивших деревень выросло более чем на 6 тысяч – с
примерно 13 тысяч до 19,5 тысяч. Также растет количество сельских населенных
пунктов с небольшим числом жителей. Так, в более чем половине всех сельских
населенных пунктов (54%; или около 62% от всех заселенных сельских населенных
пунктов) проживают от 1 до 100 человек.
Основные причины уменьшения численности
сельского населения лежат сугубо в социально-экономической плоскости.
Прежде всего, для сельских населенных пунктов
характерен более низкий уровень жизни и сравнительно высокий уровень
безработицы, в том числе застойной. Анализ социально-демографической структуры
сельского населения показал, что активная часть трудоспособного населения
уезжает в города, что в свою очередь способствует дальнейшему
социально-экономическому застою, деградации и депопуляции
сельских территорий. Из-за более низкого уровня жизни, тяжелой
социально-экономической ситуации в сельской местности выражены негативные
социальные явления. Так, в 2015 году был зафиксирован рост числа преступлений,
совершенных на селе.
При этом несмотря на
более низкий уровень жизни, потребительские цены в сельской местности зачастую
выше, чем в городах.
Другая проблема,
являющаяся одной из причин оттока сельского населения – более низкое качество
жизни сельского населения из-за невысокой доступности объектов социальной
инфраструктуры (образовательной, медицинской, досуговой,
транспортной) и основных услуг (прежде всего, государственных и муниципальных
услуг), а также жилищных условий и недостаточной обеспеченности жилищно-коммунальными
благами.
В частности, выявлено, что за последние 20
лет сельские населенные пункты не только не нарастили, но и в значительной
степени утратили социальную инфраструктуру из-за процессов «оптимизации»,
которая особенно сильно затронула именно сельские территории.
Так, по данным
Росстата, за последние 15-20 лет количество сельских школ уменьшилось примерно
в 1,7 раз (с 45,1 тыс. в 2000/01 гг. до 25,9 тыс. в 2014/15 гг.), больничных
организаций – в 4 раза (с 4378 в 2000 году до 1064 в 2014 году),
амбулаторно-поликлинических учреждений – в 2,7 раз (с 8389 в 2000 году до 3064
в 2014 году).
Если бы в ближайшие годы сокращение
численности этих учреждений продолжилось в среднем теми же темпами, то
буквально через 17-20 лет закрылись бы все сельские школы и поликлиники, а ни
одной больницы на селе не осталось бы еще раньше – в течение 7 лет. Понятно,
что это невозможно и у любой «оптимизации» есть предел, однако есть опасения,
что пускай и гораздо менее внушительными темпами, но учреждения социальной
сферы на селе продолжат закрываться и в ближайшие годы.
При этом если «оптимизацию» объектов
социальной инфраструктуры зачастую обосновывают снижением численности
населения, то, в свою очередь, именно закрытие этих учреждений является одной
из важнейших причин дальнейшего, еще более быстрого оттока сельского населения
в города.
Стоит отметить, что «оптимизация» объектов
социальной инфраструктуры идет гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшается
численность сельского населения и прекращают свое существование сельские
населенные пункты. Таким образом, это ситуация замкнутого круга, когда сельские
населенные пункты вместе с закрытием школы или медицинских учреждений лишают
последней надежды на будущее.
Государство, по сути, целенаправленно проводит политику депопуляции сельских территорий, освоенных со столь
значительным трудом предыдущими поколениями, и явно не имеет стратегического
понимания потенциальной экономической востребованности
этих территорий в будущем.