Почему исчезают деревни?

 

За 20 лет в России исчезли 34 тысячи деревень.

 Это интервью – о жизни российского села – академик РАН В.И. Кашин дал издателю портала «Крестьянские ведомости» полтора года назад. Но если что-то и изменилось с тех пор, то отнюдь не в лучшую сторону. Поэтому мы решили познакомить наших читателей с мнением академика о том, как нынче живет деревня (приведено в сокращении).

Продолжается отток молодежи из деревни, очень часто на селе нет работы. Сельская территория не обустраивается, тысячи деревень на наших глазах становятся вымершими в буквальном смысле слова. Закрываются или укрупняются школы, клубы, медицинские учреждения.

Не могу согласиться, что мы везде выходим на экспорт. Пока, к сожалению, еще завозим очень много продовольствия. Если говорить о говядине на экспорт… Конечно, можно и на экспорт. Но дело в том, что, если мы раньше производили 4,3 млн тонн мяса говядины, сегодня производим 1,6. Можно и в космос выходить с нашей говядиной, но, извините, надо сначала произвести то, что хотя бы производили, и потреблять у себя, а потом уже дальше двигаться. Да, действительно, по свинине мы приближаемся к 1990 году. По мясу птицы есть превышение. И, конечно, мы все радуемся рекордному урожаю зерна.

Но встает законный вопрос: «А как жители села живут при этих рекордных урожаях, когда село становится локомотивом экономики?». Оно и обязано быть локомотивом. Почему? Мы говорим о рабочих местах. А как их создать? Если на селе один человек делает 7 рабочих мест в городе, значит, надо обратить внимание и на рабочие места в сельской местности.

Основной ресурс страны – это земля. В любой стране за каждый клочок пахотной земли идет борьба, а у нас 40 млн пахотных земель болтается, не обрабатывается…

По своим объемам ввести в севооборот 41,5 млн гектар пашни равносильно тому, что страна в свое время поднимала целину. Но это была общегосударственная задача. Без первого руководителя и без правительства никто не мог решить ее. А сегодня по объемам, и главное, по отдаче – это то же самое. Значит, нам надо иметь программу возрождения и возвращения в севооборот этих земель. Это рабочие места, это возрождение нашей деревни, это все, что связано с ВВП и так далее. Кроме того, это решение проблемы продовольственной безопасности.

Мы, конечно, потеряли поголовье крупного рогатого скота. Из 57 млн у нас сегодня 18,5, причем меньше половины из них – в крупном товарном производстве.

…Мы сегодня товарного молока имеем 18 млн тонн всего-навсего. Стакан цельного молока – это уже проблема. Мы сейчас хотим, чтобы школьное молоко пошло к каждому ученику. Все развитые страны сегодня бесплатное школьное молоко раздают …

Кто /этому/ мешает? Дополнительно надо 14 млрд рублей. Конечно, Минфин, экономический блок упрется рогами. Поэтому наша задача сейчас – все-таки переговорить на эту тему с Владимиром Владимировичем. Он объявил десятилетие детства. Сам бог велел сейчас принять нашу инициативу по бесплатному школьному молоку. Это здоровье…

Все говорят, что мы селу помогаем – сегодня на него выделяется 1,2% федеральной части бюджета. Это ничего по сравнению с тем, что дают Китай, Индия, страны ЕС или Америка. Маленькая Швейцария 6 млрд долларов дает своему селу, хотя там всего 6 млн гектар. А мы – 3,5! Вы представляете разрыв? Китай дает 154 млрд. А мы – 3,5.

В Советском Союзе … на село давали в 20 раз больше, чем сегодня.

…Тема нашего разговора – сельская территория. За последнее время здесь произошли нерадужные дела, перестройка. На 24 и на 25 тысяч, соответственно, сократилось количество дошкольных и школьных учреждений в сельской местности. Если говорить о поликлиниках и участковых больницах, то здесь вообще разорение.

Среднее расстояние до ФАПа (фельдшерско-акушерский пункт), например, составляет 80 км. Вы представляете, сколько нужно проехать, чтобы получить первую помощь?

…А если инфаркт? А если что-то другое? Роды начались, например.

За последние 20 лет 34 000 деревень исчезли с лица земли. И еще в 10 000 деревень сегодня меньше 8 жителей.

Если говорить о газификации, 95 000 деревень ее не имеют. Если говорить о качественном водоснабжении, то это только 5%. Если говорить о дорогах, о почте, о телефонной связи: 42 000 деревень не имеют телефонной связи, 32 000 – почты. Отсутствие магазинов, домов культуры и так далее.

…Сегодня на селе 1 300 000 человек живут в ветхом аварийном жилье. А в год переселяются только 6000. Получается, что 200 лет надо, чтобы решить эту проблему. 14 млрд рублей направляется из федерального бюджета на всю огромную Россию на устойчивое развитие наших сел и сельских территорий. И столько же от регионов. По большому счету, это очень небольшие деньги. Ситуацию надо менять срочно и ставить реальные задачи. Если мы в план записываем в федеральной программе – ввести 130 ФАПов за год, то получается, что 1,5 ФАПа на область. Если в области 500-700 и более деревень, то что же это за программа? С ветхим жильем, дорогами – та же ситуация. В целом мы считаем, что надо ставить задачи, которые через 10 лет могли бы изменить лицо сельской территории, чтобы она действительно была устойчива. Надо, чтобы в каждой деревне мы имели сетевой газ… Китай свои деревни газифицирует, а у нас в Подмосковье не во всех деревни проведен газ. То же и с водоснабжением… У нас 30 000 деревень не имеют дорог с твердым покрытием. Чуть-чуть развезло – пожарная машина с трудом проезжает (по этим дорогам детей нынче в школы возят злостные «оптимизаторы» – ред.), не говоря уже об автобусном снабжении.

/И еще/...смотрите, что у нас получается. Произвели мясо в Рязани – его забирают рынки или сети, забирают по 120 рублей, продают по 350. Нас сейчас завалили письмами птицеводы и производители свинины.

95% — иностранный капитал. Выгребают все у наших пенсионеров, у наших работяг. И потом эти денежки понятно, куда идут. Но самое главное – они грабят производителя. Накрутки 150-170%.

По хлебу. Что мы сегодня предлагаем? Мы предлагаем крестьянам за килограмм пшеницы третьего класса давать не менее 13 рублей. И 13 рублей дать переработчикам и торговле. Итого: килограмм переработанного зерна в розничной цене должен стоить 26 рублей. А тогда батон будет стоить около 9 рублей. Из зерна делается 250 видов продовольствия. Вы представляете – тогда можно будет на пенсию иметь в 2 раза больше основных продуктов питания! И точно так же любому работяге.

Мы сегодня, к сожалению, кормим всякого рода прилипал и разрушаем кормильца – проиводителя и мяса, и молока, и зерна, в первую очередь. А нувориши в лице этих сетей и всех тех, кто накручивает невозможные проценты, наживаются. В розничной цене труд крестьянина по хлебопекарной промышленности оценивается на уровне всего 9-10%. Значит, в 9 раз кто-то накручивает цену. Но ведь зерно произвести – разве сравнить этот труд с тем, чтобы продать продукцию из зерна?

https://pandoraopen.ru/2017-08-26/

От редакции. Прошло почти два года. И что?