Куда уходит правда?

 

О культурно-кинематографической катастрофе в Российской Федерации

 

Поглядел хваленый фильм «Т-34». Нарушил своё правило никогда не смотреть постсоветское кино про Великую Отечественную. Потому что придется глядеть не правду, а представления неучей о той войне. И ещё одно правило: если по телевизору утверждают, будто фильм «с документальной точностью воссоздает» и сценарист/режиссер тщательно, мол, изучил документы» – значит, вам впаривают бредовую отсебятину нынешних дельцов «от патриотизма».

Это касается и кинофильма «Т-34». Убогая халтура оказалась лишь бледной тенью аналогичного по сюжету советского фильма «Жаворонок» 1964 года. Оно и понятно: советское кино снимали воевавшие или хорошо помнившие Великую Отечественную люди, причем с нормальным умственным развитием. А теперь «кина» ляпают постсоветские недоучки.

Достаточно вспомнить, что в «Жаворонке» немцы отбирают в концлагере смертников в экипажи захваченных Т-34, чтобы отправить на полигон машины без боеприпасов – и проверить на них свои новые бронебойные снаряды. Все логично: люди работают живыми мишенями. А потом немецкие эксперты изучат характер поражений танков и их экипажей.

А в полоумном «Т-34» Гиммлер вознамерился выучить новое поколение супертанкистов рейха … тренируя их в групповой охоте на одиночный русский танк с истощенным экипажем из лагерников. Причём действие кино происходит не летом 1942-го, как в «Жаворонке», а в конце 1944-го. Когда люди в лагере уже по 2-3 года просидели.

Прежде думал, будто нет равных по дебилизму и нелогичности американским «Звездным войнам» и японским анимэ. Каюсь, был неправ. Нынешние расейские кино про войну бьют все рекорды. Они переполнены самой развесистой «клюквой» от их создателей. Характерный эпизод – в концлагерь привозят советскую «тридцатьчетверку» с мертвым экипажем внутри, с оружием экипажа и даже со снарядами – остатком боекомплекта! Как привезли? А бес его знает. Расейские халтурщики такими мелочами себя не утруждают. Если ко времени выхода «Штрафбата» ещё были живы те, кто реально прошел штрафные части и писал возмущенные письма, обличая этот воспаленный бред, то теперь они ушли. И производители фальшивой «войны» резвятся привольно. (Как испоганили образ Рихарда Зорге в посвящённом ему сериале!).

***

Попробуем выделить общие черты россиянской кинохалтуры «про войнушку».

– Полное пренебрежение к историческим и просто армейским реалиям.

– Алогичность полная, когда всё приносится в жертву ложной эффектности и зрелищности.

– Бойцы Великой Отечественной выводятся как подобие уголовного быдла, ботающего по фене.

– Все воюющие в обязательном порядке «приходят к богу» (то ли втайне всегда верили, а теперь открылись, то ли на фронте сообразили, что без религии им никак).

– Органы госбезопасности СССР только тем и занимаются, что мешают нормальным мужикам воевать – всех арестовывают. Причем все, кто в них находится, – сплошь сластолюбивые идиоты и карьеристы.

– Войну выиграли урки. А органы госбезопасности и обычные армейские части только и делали, что мешали им побеждать и выступали в роли заградотрядов.

– Немцы зачастую бывают показаны как тонкие,  трагические натуры, человечные и чистые – на фоне советских тупиц и выродков.

– При этом игра актеров – дубовая, диалоги – бессвязные и глупые, характеры не прорисованы, множество прерываемых эпизодов и сюжетных линий. Тьма ходульных, надуманных конфликтов. Все это пытаются прикрыть компьютерными эффектами.

В советском кинематографе даже эпизодические роли были тщательно проработанными шедеврами. Вспомните миссис Хадсон в фильмах про Шерлока Холмса. Или кузнеца («Коротка кольчужка!») в «Александре Невском». А потрясающий по экспрессии эпизод танкового боя на Курской дуге в «Освобождении» 1970 года!

В россиянском кино эпизодические персонажи – словно недотесанные деревянные куклы. Какие-то незапоминающиеся уродцы без лиц, наполовину проработанные. Это касается не только поделок про Великую Отечественную, но и «исторической клюквы» вроде архидорогого «Викинга».

– Диалоги в сём «кино» страшно убогие, лубочные или банальные. Делаешь вывод, что сценаристам и сказать-то толком нечего.

– Видно, что ленты тяп-ляпаются вчерашними производителями сериалов про братву и ментов, чернушниками, ненавидящими всё, что связано с СССР. И что бы они ни снимали, получаются всё те же урки и «мусора».

***

Перечислять все уродства снятого «про войну» за минувшие 20 лет слишком долго. Проще сказать, что все эти постсоветские ленты про Великую Отечественную, за крайне редким исключением, следует сгрести бульдозером на свалку и никогда не показывать. Впрочем, зритель так и делает, предпочитая советские кинокартины. Это о «большом кино». О тьме-тьмущих «правдивых сериалов» о войне и фронтовых разведчиках, преодолевающих козни садистов из НКВД, про диверсантов, «сволочей», штрафбаты и снайперов даже говорить не приходится. В этих дряных поделках «под войну» штрафники после ранения возвращаются в штрафбаты (в реальности они получали полную реабилитацию, восстановление прежних званий и наград), уголовники-бандиты живут в трехэтажных особняках и свободно раскатывают на роскошных черных автомобилях генеральского уровня. Вор-главарь банды в Ленинграде, разыскиваемый всеми «органами» за бандитизм и убийства, свободно расхаживает по городу (даже не изменяя внешности!) и обедает в ресторане в отдельном зале. От таких сериалов тошнит в первые же четверть часа просмотра.

Впору говорить о психокультурной катастрофе в РФ. Здесь из «патриотических побуждений» делают то, что отвращает от героики Великой Отечественной, а победителей фашизма изображают как полных уродов и недочеловеков.

И понадобятся титанические усилия нашей власти, чтобы исправить положение. В том числе, и в области кинематографа.

Максим Калашников