Отчетливые следы «Черного октября»

 

От редакции. 26 лет назад, расстреляв остатки (пусть уже номинальные) Советской власти и ее защитников, режим наглядно продемонстировал народу страны, как он будет отбивать награбленное богатство, на что готов пойти, чтобы удержать в своих руках буржуазную власть и все то, что этот хищник отнял у трудящихся. Все последующие годы нагляднейшим образом показывают, как необходимо было тогда противостоять этому разбою и какие горькие последствия имеет неслучившаяся тогда (по объективным и субъективным причинам) победа левых.

О последствиях «Черного октября» размышлял в интервью Ин-т ресурсу Накануне.RU историк спецслужб Александр Колпакиди. Мы не во всем согласны с автором, но с оценкой результатов переворота он во многом прав. И мы приводим отрывки из названного интервью.

Кор. Каков результат переворота – чего добились?

А.К. Результат – посмотрите – список самых богатых людей России в «Форбс», этим многое сказано...

И еще очень важный урок всех этих событий – крах большого слоя интеллигенции. «Письмо 42-х» с призывом расправы – полностью лживое. Сейчас читаешь и думаешь – эти люди, они о чем думали? Где эти фашисты, где «коммунистические террористы»? Ничего этого не было, это все оказалось враньем. Где воспоминания, где показания, где арестованные, где допросы? Читаешь эти фамилии и думаешь – эта мразь, которую народ обожал, которую кормили, поили, давали им бесплатные квартиры, дачи, они ездили по всему миру, эта мразь продала страну. Многие из них умерли оплеванные, но свое-то дело они сделали.

Кор. Могут сказать – они сами заблуждались?

А.К. Могут сказать, но в результате их заблуждения наша страна впоследствии потеряла миллионы людей. Говорят, главное – предотвратили Гражданскую войну. Это чушь.

С тех пор миллионы людей умерли от всевозможных болезней, которых не было в СССР, умерли от голода – мне сам врач «скорой помощи» говорил, что было запрещено ставить диагноз старухам «смерть от голода». Вот нам про «голодомор» 30-х годов рассказывают, а про ельцинский голодомор почему не рассказывают. Было запрещено ставить такой диагноз – ставили диагноз какой-то выдуманной болезни, мифической – чтобы не было никакой статистики смерти от голода.

Миллионы людей, которые умерли тогда, которых убили, которые стали бомжами – вот что это «слава богу, что не было Гражданской войны»? А разве это была не Гражданская война, не уничтожение собственного народа?

Кор. И даже сам Путин, провоз-глашая пенсионную «реформу», сослался на то, что демографический кризис возник именно потому, что в 90-е годы произошло нечто похожее на потери во время Великой Отечественной войны.

А.К. Они нанесли этим переворотом нашей стране удар, который Гитлер не нанес! Я сознательно сравниваю – Гитлер нанес удар менее тяжелый. Потому что Великая Отечественная война сплотила нацию, подняла на вышину, а эти – погубили столько людей, территорию потеряли, а народ опустили. Народ до сих пор в себя не может прийти. Погублена советская культура – общенародная, высокая – кормят какими-то дебильными ток-шоу, постоянные «Петросян-Джигарханян». Вместе с этой паршивой интеллигенцией рухнула многовековая русская культура – ведь кто у нас вместо Толстого и Достоевского, вместо Чехова и Леонида Андреева, вместо Горького и Куприна? Рубина и Улицкая? Яхина и Акунин? Это хорошая, достойная замена? Вместо литературы – какой-то суррогат.

Кор. Ну и власть открыто не защищает период 90-х, наоборот – играет на контрасте.

А.К. Власть молчит по поводу этих событий, она теряет авторитет, понимает – народ против заговорщиков, которые совершили переворот. Но власть продолжает эту линию – за десять миллиардов в нищей стране построен мемориал Ельцину в Екатеринбурге. Говорили сначала про один миллиард, сейчас насчитали уже десять. Теперь такой же мемориал строится в Москве. И что интересно – человек, который возглавлял мемориал в Екатеринбурге, бывший полковник КГБ, был помощником Хасбулатова. Как только все это случилось, он стал руководителем «Фонда Ельцина» – что это за люди такие интересные?

Но, так или иначе, мы видим три силы, которые тогда активно работали: первые (автор выдвигает свою версию о первой силе – ред.) – это сотрудники спецслужб на высоких должностях; это не просто рассуждения, это конкретные цифирки и фактики: вот человек имел такое звание, занимал такую должность, а сейчас он сидит в таком-то банке и занимает высокий пост. Бенефициары этого процесса на крови миллионов сделали состояние и прекрасно живут сейчас в своих дворцах и катаются на яхтах. Я в Монако как-то был, посмотрел, действительно, есть чем «гордиться» русскому народу. Вторая сила – определенная часть номенклатуры, их называют «комсомольцы», но это не те, настоящие комсомольцы, скорее, инструктора горкомов, райкомов и так далее (далеко не все, но в предперестроечный период такие, правда, частенько попадались – ред.). И третья часть – о которой никто не говорит, но реально же она существует – бандиты, криминал. Вот эти три слившиеся в экстазе части переплелись в конце 1980-х и сейчас руководят страной.

Кор. Почему все же не произошло Гражданской войны?

А.К. Ее не могло произойти, потому что за то время – с августа 1991 по октябрь 1993 года – в нашей стране люди оказались брошенными на произвол судьбы, многие  голодали, просто голодали.

Рухнули семьи, провалилась вся жизнь – многие лишились жилья, работы, денег, смысла. И они перестали быть просто людьми. Они перестали быть гражданами. А для того, чтобы была Гражданская война, нужны, прежде всего, граждане. Таких уже было меньшинство. И вот оставшиеся граждане вышли защищать Белый дом...

Я не сторонник того, что произошло в Восточной Европе, но даже там получилось лучше, чем у нас. Там просто произошла не грабительская приватизация, а нормальная, человеческая (? – ред.). Приватизацию проводили посткоммунистические правящие партии, которые трансформировались в сторону социал-демократии.

Мы с этого пути свернули, и демократии у нас не стало, это сделал именно Ельцин под улюлюканье... интеллигенции. Он полностью ликвидировал буржуазную демократию, которая была с 1989 по 1993 год. И потом никакой демократии у нас больше не было. Я имею в виду, буржуазной демократии не было – а народная демократия до этого была 70 лет.

Все остальное, что было создано – Конституция и прочее – просто насмешка. Какое социальное государство, если у нас разница между бедными и богатыми буквально африканская? Какие партии, если все над ними смеются, и никто в них не верит, они полностью подконтрольны правящей верхушке? Никакой реальной политической демократии нет, никакого гражданского общества, ничего не построено за эти годы – вот результат событий октября 1993 года.

До сих пор мы пожинаем плоды этого черного периода, мы не вышли из этого, только кажется, что после дефолта все наладилось. Потом «пришли новые люди» – приехали из Ленинграда специалисты по всем вопросам – от гинекологии до строительства мостов – и теперь у нас «все замечательно». Ничего подобного, темпы роста экономики крайне низкие, живем до сих пор на сырьевой продаже, гражданского общества нет, молодежь потеряна – просто потерянное поколение: морали нет, нет общей идеологии, нет ничего, что могло бы объединять страну. У Хемингуэя «потерялось поколение» потому, что война была, а у нас – что?

Кор. Но у Путина все равно была большая поддержка. Верили, что все изменилось?

А.К. Показательно – не война, не мор, а просто пенсионная «реформа» – и тут же рухнули все рейтинги. Вот цена этим «рейтингам». Подлог смыслов – люди будут жить дольше, потому поднимем возраст выхода на пенсию. На деле – мало кто доживет до этой пенсии. Разве это реформа? Сделайте хоть что-то для людей, кроме моста. Я ничего против мостов не имею, я очень люблю мосты, но за 20 лет этого как-то маловато. Обещали медицину, великие национальные проекты, образование, жилье – а где это все? В результате один мост построили. Это как был фильмец в советское время – там катер построили, и все средства в гудок ушли, а он плавать не мог. А тут все в мост ушло.

Апофеоз октября 1993 года – это выборы в Приморье, прямо иллюстрация – к чему привели все события той осени. И еще неизвестно, что будет дальше. Ведь ельцинское наследие не отринуто, его ругают только для того, чтобы себя оправдать. «Виноват во всем Ельцин, виноват во всем Сталин, но только не мы». Но сами-то поехали на открытие «Ельцин-центра», и перед всеми там выступали, не говорили, что он виноват в демографическом провале, из-за которого теперь пенсионную «реформу» делать надо. Наоборот, хвалили его.

Кор. А переворот с приходом Путина был?

А.К. Переворот был один – в 1993 году, никакого переворота в начале 2000-х не было, только продолжение линии «Черного Октября». Все те люди, которые сейчас во власти – они не в тюрьме сидели в октябре 1993 года, они в то время уже занимали государственные должности. Это все продолжение той самой трагической политики... Народ не согласен с переворотом, это продемонстрировали, кстати, выборы и референдум в том же году. (Пришло 54,8% избирателей; из них “За” проект ельцинской Конституции проголосовало 58,4 %, то есть всего 31% от числа зарегистрированных избирателей – ред.). И народ продолжает быть несогласным. Эти давние события не потеряли своей актуальности – нормальную жизнь может обеспечить только нормальная политическая система (социалистическая – ред.), а не та, которая у нас сейчас.

Интервью брала Елена Рычкова