Крановщик не раб

 

С конца июля активно начали выступать за повышение зарплаты и улучшение условий труда крановщики Казани. Они начали забастовку, на стройках Казани была остановлена работа башенных кранов. В соцсетях крановщики писали: Товарищи! Мы боремся не только за свое законное право на достойные и безопасные условия труда, мы также поднимаем важную общественную проблему — бардака на строительных объектах, которая напрямую касаются каждого из ВАС!

Представитель движения “Крановщики Казани” Владимир Водолазов сообщал: «Краны не приняты Ростехнадзором, техника в ужасном состоянии, зарплата низкая… Людям приходится трудиться по 300 часов в месяц, чтобы заработать более-менее достойные 50–60 тысяч. Они устали. Некоторые сейчас откатывают назад, потому что их запугивают работодатели или застройщики — увольнениями, штрафами, недоплатами и прочим».

Они направляли письма в самые разные инстанции. В Администрацию президента было подано коллективное обращение от Объединения «Крановщики Казани» и ППО МПРА Республики Татарстан, в котором они писали: «Руководства строительных компаний города игнорируют требования крановщиков провести проверки технического состояния и исправить нарушения. Начавшиеся 2 августа проверки прокуратуры проводятся фиктивно (так, за 4 часа было “проверено” 6 башенных кранов и признано в удовлетворительном состоянии). Во время приостановки работ вместо квалифицированных рабочих работают люди, не проходившие вообще никакого обучения…

Нарушение норм техники безопасности – проблема большинства российских строек и она регулярно приводит к плачевным последствиям. Недавно на одной из строек Москвы на башенный кран был запущен работник, не имеющий квалификации. «Инструктаж» составил пару часов, а затем произошел несчастный случай: стрелой крана с этажа строящегося дома был сброшен человек. На объекте Салават Купере города Казань 5 августа произошло падение гусеничного крана. Примечательно, что на данной стройплощадке 2 августа проходила фиктивная проверка, в результате которой оборудование было признано «исправным»… В целом подобные ситуации происходят на многих стройках страны.

Исходя из этого, требуем от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а так же от Генеральной прокуратуры Российской Федерации взять ситуацию под свой контроль».

Проблема вышла далеко за пределы региона. В ряде регионов страны их поддержали и братья по классу, и вообще – неравнодушные люди.

Так, в Измайловском районе Москвы состоялось собрание инициативной группы крановщиков города. Собравшиеся констатировали, что и у них проблемы совершенно такие же, как и в Казани: невыносимые условия труда (фактически работа по 16 часов в день без особых перерывов), несоблюдение техники безопасности, крайне низкая оплата труда (ставка в час у московских и подмосокнвых крановщиков – 170-220 руб. в час, причем это включая надбавки и премии, без них – 90 руб. в час!), серьезные нарушения на стройках, инициируемые прорабами с низкой квалификацией (крановщики отказываются идти на эти нарушения). При этом имеет место сговор работодателей. То есть, скажем, уволенного из одной компании не возьмут в другую. При этом многие люди несут бремя кредитов, ипотеки и прочих “прелестей” современной капиталистической жизни.

Во многих городах страны проводились пикеты в поддержку борющихся крановщиков. В частности, серия одиночных пикетов была проведена в Москве активистами РРП и РКРП.

О происходящем писали многие СМИ.

И вот, борьба принесла первые плоды. Протестующим удалось добиться повышения зарплаты и привлечения внимания надзорных органов, сообщает сайт kazanfirst.ru.

А в своем сообществе «ВКонтакте» казанские крановщики перечислили то, чего им удалось добиться почти за месяц.

Так, в первые часы акции одна из компаний согласилась поднять зарплату до 350 рублей в час. Однако из-за небольшого количества протестующих руководители отказались от повышения.

«Они так прямо и сказали: “Если бы вас встало больше, мы бы согласились на переговоры, но вас мало, поэтому сами понимаете...” Это говорит, с одной стороны о том, что коллективная борьба реально работает, однако с другой, показывает, что работодатель нам далеко не друг, и ему будет плевать на наши проблемы до тех пор, пока мы не покажем ему реальную силу», – пишут крановщики.

Позже некоторые фирмы перешли на 8 часовой рабочий день и начали оплачивать сверхурочные часы. Также в договорах появилась страховка. Помимо этого, протесты привлекли внимание надзорных органов, которые начали проверки: сотрудники Госинспекции труда по республике проверят условия труда казанских крановщиков.

«Эта акция, несмотря на многочисленные сложности, все-таки дала определенные результаты. Мы доказали всем, что рабочий, крановщик не раб. В наших рабочих руках колоссальная сила, и правильно используя эту силу, мы можем многое поменять и сделать нашу жизнь достойнее».

От редакции. И это, действительно, так.

По материалам Ин-та