Где найти учителя?
Образовательная
общественность и новостные агентства горячо обсуждают очередную глупость от Грефа То ли об отмене выпускных
экзаменов (которых уже давно фактически нет), то ли школьных оценок вообще.
Одиозный банкир с завидным постоянством вбрасывает провокационные тезисы,
вокруг которых СМИ тут же раздувают пустопорожние дискуссии с привлечением
общественного актива, отвлекая тем самым от реальных проблем образования.
А проблемы у школы нарастают,
и некоторые из них скрывать уже невозможно. В конце августа повсеместно прошли
традиционные педсоветы, и впервые во многих регионах на них была поднята тема
дефицита учительских кадров. Ещё менее года назад министр просвещения Васильева
смела утверждать, выступая в Думе, что нехватка
учителей в стране не превышает 1%, а сегодня эта проблема (вдруг!) приобрела
катастрофический масштаб и стала темой номер один.
Тема стала кричащей: детей
учить некому, причём не только в деревне, но и в крупных городах. В Карелии,
например, к первому сентября незаполненными были 178 учительских вакансий, в
Омской области потребность в новых учителях составляет более тысячи и т.д. Это
без учёта того, что большая часть учителей уже работает на
полторы-две ставки и более, а более 20% педагогов «совмещают», то есть ведут
дисциплины, не соответствующие их профилю.
Как правило, главную
причину видят в недостаточной оплате учительского труда.
Здесь к месту вспомнить о
Москве, где тоже прошёл педсовет, на котором выступил сам градоначальник Собянин. По словам Собянина,
столичная школа «развивается невиданными темпами», и уже 55% победителей
Всероссийской олимпиады – москвичи, составляющие всего 7% от общего числа
школьников. Губернатор заявил об этом с небывалой гордостью.
Тут вопрос: они там, в
Москве, с головой дружат? Собянин – ладно, но
президент, премьер и весь их «аналитический аппарат»? Ведь приведённая выше
информация несёт в себе удар по государственному единству куда более мощный,
чем какой-нибудь региональный сепаратизм, за который сегодня сажают в тюрьму.
Кого побеждают московские
школьники? Они побеждают остальную Россию. Москва рвёт её, как Тузик грелку.
При таких темпах доля столичных победителей скоро составит 95%, и Собянин снова будет надувать щёки? Ни ума, ни совести.
И это на фоне официальной
демагогии о «едином образовательном пространстве». К этому можно добавить и
такую статистику: дети из сёл и малых городов, где проживает половина
населения, составляют лишь 4% победителей олимпиад.
Но дело-то в том, что
выделение Москвы на общем фоне объясняется (в первую очередь) не ростом в
столице, а быстрой деградацией образования в регионах. На топовых
специальностях ведущих вузов быстро увеличивается доля москвичей, но оттуда не
слышно никаких восторгов по поводу улучшения качества набора. Флагманы
отечественного образования (МГУ, физтех и др.)
по-прежнему тратят массу сил и собственных средств на проведение вступительных
олимпиад, охватывающих всю территорию страны. Там отлично понимают, что 7%
московских школьников – это всего лишь 7% потенциальных талантов, а все прочие
без их усилий могут быть безвозвратно потеряны.
В образовании кадры решают
всё, и феномен столицы имеет простое объяснение: школы этого города без проблем
привлекают лучших учителей из провинции («к счастью для Москвы и к несчастью
для регионов», как недавно отметил тот же Собянин).
Привлекают не «чудесной образовательной средой», а тупо зарплатой. (В
упомянутом выступлении московского градоначальника она названа: в среднем
учителю столицы начисляют 114 тыс
рублей.) Работать в московской школе тошнее, чем в российской глубинке, но там
платят в четыре раза больше, и если уж терпеть всё это, то лучше – на
московских условиях. Потому тянутся в столицу толковые учителя-гастарбайтеры, лишая провинцию последней надежды на
сносное образование.
А в целом – настоящих
учителей в должном числе уже просто «нет в природе», их даже для Москвы не
хватает. Учительское сословие системно изводили много лет, и результат
достигнут. Достойный учитель – это обязательно личность. А в российской школе
выстроена тотальная система унижения и подавления личности педагога. Об учителя
просто вытирают ноги, демонстративно, на глазах у детей. Многие профессионалы
не вынесли этого давления и покинули школу. И в ту школу их не вернёшь и
четырёхкратной зарплатой...
Нам твердят, что молодёжь
не стремится в педвузы (число которых, к слову, сократили втрое) из-за низких
зарплат учителей.
А может быть, виновата
недостаточная профориентация? Может быть, стоит активизировать работу в рамках
программы «Билет в будущее» нацпроекта «Образование»?
Проблема эта не может быть
решена в рамках проводимой образовательной политики. Наше образование много лет
последовательно ведут по пути деградации. Процесс уже зашёл очень далеко.
Отношение к учителю должно
быть изменено кардинально. Это – вопрос выживания страны. И достойная зарплата
здесь – далеко не самое главное. Необходимо прежде
всего устранить все элементы системы тотального недоверия к учителю. Тут просто
надо вспомнить о том, что было у нас совсем недавно. Работы будет – непочатый
край, но она выполнима, как любое дело, имеющее цель и смысл.
Но не с этой властью,
действующей исключительно в интересах Грефа и таких
же прочих.
По материалам интернет-группы«За
возрождение образования»