Где найти учителя?

 

Образовательная общественность и новостные агентства горячо обсуждают очередную глупость от Грефа То ли об отмене выпускных экзаменов (которых уже давно фактически нет), то ли школьных оценок вообще. Одиозный банкир с завидным постоянством вбрасывает провокационные тезисы, вокруг которых СМИ тут же раздувают пустопорожние дискуссии с привлечением общественного актива, отвлекая тем самым от реальных проблем образования.

А проблемы у школы нарастают, и некоторые из них скрывать уже невозможно. В конце августа повсеместно прошли традиционные педсоветы, и впервые во многих регионах на них была поднята тема дефицита учительских кадров. Ещё менее года назад министр просвещения Васильева смела утверждать, выступая в Думе, что нехватка учителей в стране не превышает 1%, а сегодня эта проблема (вдруг!) приобрела катастрофический масштаб и стала темой номер один.

Тема стала кричащей: детей учить некому, причём не только в деревне, но и в крупных городах. В Карелии, например, к первому сентября незаполненными были 178 учительских вакансий, в Омской области потребность в новых учителях составляет более тысячи и т.д. Это без учёта того, что большая часть учителей уже работает на полторы-две ставки и более, а более 20% педагогов «совмещают», то есть ведут дисциплины, не соответствующие их профилю.

Как правило, главную причину видят в недостаточной оплате учительского труда.

Здесь к месту вспомнить о Москве, где тоже прошёл педсовет, на котором выступил сам градоначальник Собянин. По словам Собянина, столичная школа «развивается невиданными темпами», и уже 55% победителей Всероссийской олимпиады – москвичи, составляющие всего 7% от общего числа школьников. Губернатор заявил об этом с небывалой гордостью.

Тут вопрос: они там, в Москве, с головой дружат? Собянин – ладно, но президент, премьер и весь их «аналитический аппарат»? Ведь приведённая выше информация несёт в себе удар по государственному единству куда более мощный, чем какой-нибудь региональный сепаратизм, за который сегодня сажают в тюрьму.

Кого побеждают московские школьники? Они побеждают остальную Россию. Москва рвёт её, как Тузик грелку. При таких темпах доля столичных победителей скоро составит 95%, и Собянин снова будет надувать щёки? Ни ума, ни совести.

И это на фоне официальной демагогии о «едином образовательном пространстве». К этому можно добавить и такую статистику: дети из сёл и малых городов, где проживает половина населения, составляют лишь 4% победителей олимпиад.

Но дело-то в том, что выделение Москвы на общем фоне объясняется (в первую очередь) не ростом в столице, а быстрой деградацией образования в регионах. На топовых специальностях ведущих вузов быстро увеличивается доля москвичей, но оттуда не слышно никаких восторгов по поводу улучшения качества набора. Флагманы отечественного образования (МГУ, физтех и др.) по-прежнему тратят массу сил и собственных средств на проведение вступительных олимпиад, охватывающих всю территорию страны. Там отлично понимают, что 7% московских школьников – это всего лишь 7% потенциальных талантов, а все прочие без их усилий могут быть безвозвратно потеряны.

В образовании кадры решают всё, и феномен столицы имеет простое объяснение: школы этого города без проблем привлекают лучших учителей из провинции («к счастью для Москвы и к несчастью для регионов», как недавно отметил тот же Собянин). Привлекают не «чудесной образовательной средой», а тупо зарплатой. (В упомянутом выступлении московского градоначальника она названа: в среднем учителю столицы начисляют 114 тыс рублей.) Работать в московской школе тошнее, чем в российской глубинке, но там платят в четыре раза больше, и если уж терпеть всё это, то лучше – на московских условиях. Потому тянутся в столицу толковые учителя-гастарбайтеры, лишая провинцию последней надежды на сносное образование.

А в целом – настоящих учителей в должном числе уже просто «нет в природе», их даже для Москвы не хватает. Учительское сословие системно изводили много лет, и результат достигнут. Достойный учитель – это обязательно личность. А в российской школе выстроена тотальная система унижения и подавления личности педагога. Об учителя просто вытирают ноги, демонстративно, на глазах у детей. Многие профессионалы не вынесли этого давления и покинули школу. И в ту школу их не вернёшь и четырёхкратной зарплатой...

Нам твердят, что молодёжь не стремится в педвузы (число которых, к слову, сократили втрое) из-за низких зарплат учителей.

А может быть, виновата недостаточная профориентация? Может быть, стоит активизировать работу в рамках программы «Билет в будущее» нацпроекта «Образование»?

Проблема эта не может быть решена в рамках проводимой образовательной политики. Наше образование много лет последовательно ведут по пути деградации. Процесс уже зашёл очень далеко.

Отношение к учителю должно быть изменено кардинально. Это – вопрос выживания страны. И достойная зарплата здесь – далеко не самое главное. Необходимо прежде всего устранить все элементы системы тотального недоверия к учителю. Тут просто надо вспомнить о том, что было у нас совсем недавно. Работы будет – непочатый край, но она выполнима, как любое дело, имеющее цель и смысл.

Но не с этой властью, действующей исключительно в интересах Грефа и таких же прочих.

По материалам интернет-группы«За возрождение образования»