Так было. Так есть. Так ли будет?

 

Ранним утром 19 октября произошёл прорыв дамбы на реке Сейба в Красноярском крае вблизи золотодобывающего прииска. Волна селевого потока, достигавшая в высоту четыре метра, затопила рабочий вахтовый посёлок. 17 рабочих погибли, ещё 12 были ранены.

Теперь всё валят на хлипкую дамбу, построенную «с нарушением всех мыслимых и немыслимых норм» и нигде не стоявшую на учёте. «Мывшие» здесь золото капиталисты из холдинга «Сибзолото» предполагали, что на их век, то есть на время, пока они выгребут всё из этого месторождения, дамбы хватит, а потому плевали на требования безопасности. Но случилось то, что и должно было случиться.

Мы опять стали свидетелями крупной катастрофы с жертвами по вине обуреваемых жаждой наживы так называемых бизнесменов. Для них приносить такие жертвы во имя увеличения своих прибылей – дело самое обычное. Буквально три дня спустя после трагедии на прииске в том же Красноярском крае на руднике «Таймырский», принадлежащем компании «Норильский никель», произошло новое чрезвычайное происшествие: на глубинном ярусе погибли трое работников. Но работу рудника даже не останавливали, а буржуазные СМИ через некоторое время победно сообщили, что акции «Норильского никеля» на бирже после небольшого колебания, вызванного этим «ЧП», вернулись к своей высокой котировке.

А в начале октября на сахарном заводе в городе Кореновске Краснодарского края двое рабочих расстались с жизнью из-за многократного превышения норм содержания токсичных газов в воздухе. Лишь после этого решением суда опасный производственный участок был закрыт.

В одном только октябре трудящиеся России понесли тяжелые потери. И конца-края этим потерям не предвидится, потому что капитал всегда и всюду экономит на здоровье и жизни тех, кто его создаёт.

Возвращаясь же к гибели рабочих-золодобытчиков в Красноярском крае, скажем, что и география события, и многие его детали заставляют вспомнить другую сибирскую драму, разыгравшуюся более ста лет назад и вошедшую в нашу историю под названием «Ленский расстрел». Тогда, в 1912 году, забастовали рабочие тоже золотых приисков, горбатившиеся на «Ленское золотопромышленное товарищество» вблизи города Бодайбо на территории нынешней Иркутской области.

Среди акционеров «Лензото», как сокращенно называли эту компанию, числились мать царя Николая II, царские министры и сановники, а большая часть её акций находилась в руках английских капиталистов, создавших в Лондоне финансовый концерн «Лена-Голдфилдс». Хозяева Ленских приисков извлекали громадные прибыли, а для рабочих создали кабальные условия труда. Рабочий день здесь длился от 11 до 16 часов, работали по колено в ледяной воде. Жили в переполненных бараках. При отсутствии медицинской помощи и отсутствии техники безопасности болезни и смерть подстерегали на каждом шагу. Только за один 1911-й год на приисках произошли 896 несчастных случаев. Часть скудной зарплаты выдавали талонами в лавки компании, где торговали гнилыми продуктами по завышенным ценам. Поводом к забастовке и стала выдача гнилого конского мяса в одной из приисковых лавок.

Забастовщики потребовали коренного улучшения условий труда и жизни, введения 8-часового рабочего дня, отмены штрафов, неприкосновенности своих депутатов и др. Но «Лензото» не пошло ни на какие уступки. Из Петербурга поступила инструкция — «усмирить». И жандармский ротмистр Трещенков выстроил солдат на пути мирного шествия рабочих 4 апреля 1912 года и скомандовал им «пли!». 250 убитых, 270 раненых — таков был кровавый итог.

Царские власти рассчитывали этой расправой запугать рабочих всей России. Но результаты оказались прямо противоположными. В стачках протеста, прокатившихся по всей стране, участвовало до 300 тыс. человек. И.В. Сталин писал в те дни на страницах большевистской газеты «Звезда»: «Ленские выстрелы разбили лёд молчания, и – тронулась река народного движения. Тронулась!».

Особое возмущение тогда вызвали слова царского министра внутренних дел Макарова, заявившего с трибуны Государственной думы по поводу ленского расстрела: «Так было, так будет». Да, так было и так есть в нынешней капиталистической России, поскольку капитализм неизменно крадёт силы, здоровье и саму жизнь людей труда. А вот насчёт «так будет» поставим знак вопроса. Ответ от нас зависит. В 1912 году сибирская трагедия стала толчком к новому революционному подъёму…

А.Широков