О.Н.
Смолин. Из анализа проекта федерального бюджета на 2020-2022 г.г.
2.7. Студенты
В 2019 году государственное задание на
подготовку бюджетных студентов, в т.ч. количество бюджетных мест на первом курсе,
сокращено, и эта линия продолжается в 2020 году.
Стипендиальный фонд индексируется на 3% –
ниже реально ожидаемой инфляции.
Справка:
– в советский период количество бюджетных
мест в вузах в расчете на 10 тыс. населения составляло 220, в настоящее время –
менее 130;
– в советский период расчетная стипендия
студента вуза составляла 80% от прожиточного минимума, а студента оборонного
вуза была выше прожиточного минимума. В настоящее время расчетная стипендия
студента составляет менее 13% от прожиточного минимума, и ее реальное
увеличение не предполагается.
3. Наука
3.1. Финансирование российской науки в
международном контексте
Если говорить о международных компаративист-ских исследованиях
среди 62 стран, по которым были собраны данные Высшей школы экономики, Россия в
2015 г. занимала 35-е место. Очевидно, если бы удалось собрать данные по
большему числу стран, место России оказалось бы значительно ниже.
Доля расходов на науку в некоторых странах в
процентах к ВВП за 2016 год
1 место – Израиль 4,25
2 место – Республика Корея 4,23...
11 место – США 2,79...
35 место – Россия 1,10...
61 место – Таджикистан 0,11
62 место – Индонезия 0,08
Между тем, необходимо понимать: чем более
страна нуждается в модернизации, тем расходы на образование и науку должны быть
выше. Например, ни одна страна не провела успешной модернизации при затратах на
образование менее 7% от ВВП.
3.2. Недофинансирование президентского указа
Отечественные расходы на науку по отношению к
ВВП выглядят следующим образом:
Международная норма – не менее 2% ВВП.
Согласно Указу Президента РФ № 599 от 7 мая
2012 года, – 1,77% ВВП не позднее 2015 года...
Согласно оценкам Комитета Госдумы по
образованию и науке, было предусмотрено в федеральном бюджете:
Год / доля от ВВП, % / уровень финансирования
по отношению к Указу Президента РФ, %
2019 / 0,38% / 21,5%;
2020 / 0,39% / 22,0%;
2021 / 0,38% / 21,5%.
Если расчеты думского комитета по образованию
и науке правильны, президентский указ в части науки недофинансируется примерно
в 4,5 раза.
Правда, 1 декабря 2016 года был издан Указ
Президента РФ № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской
Федерации», который предусматривает, часть финансирования за счет частных
вложений. Однако даже в этом случае президентский указ недофинансируется в
2-2,5 раза.
3.3. Динамика бюджетных расходов
Согласно заключению Комитета ГД по
образованию и науке на проект федерального бюджета на 2020-2022 годы, расходы
на научные исследования и разработки в этот период будут увеличиваться в абсолютных
цифрах, но сокращаться по отношению к ВВП.
То есть расходы на науку, как и расходы на
образование, будут расти медленнее бюджетных расходов в целом, что несовместимо
с задачами новой индустриализации и развития человеческого потенциала.
На заседании Комитета Госдумы по образованию
и науке 10 октября 2019 года представители Минфина сообщили, что предполагают
достичь параметров, предусмотренных указом Президента, к 2035 году! Понятно,
что к тому времени сменятся (и, возможно, не раз) и президент, и правительство,
и министр финансов – прямо по сказке о Хадже Насреддине.
3.4. Статус научного работника: проблема
кадров
Согласно официальным данным, зарплата научных
сотрудников организаций науки в 2018 году составила более 94 тыс. руб. Зарплата
вузовских преподавателей – в среднем более 84 тыс. руб. Однако эти данные
представляются радикально завышенными.
Так, согласно опросу Общероссийского
народного фронта, в 2017 году при средней заработной плате в стране около 32
тыс. руб., заработная плата вузовских преподавателей округленно составила 26,5
тыс. руб., т.е. была в 2,5 раза ниже того уровня, который предусмотрен Указом
Президента. Не удивительно, что отток научных кадров из России продолжается.
По данным экспертов РАН, количество
высококвалифицированных работников науки, покинувших Россию: 2013 г. – 20 тыс.,
2016 г. – 44 тыс.
По данным Мирового банка, за постсоветские
годы Россию покинули более 200 тыс. ученых и инженеров. Еще около 1 млн научных сотрудников за тот же
период прекратили занятия наукой и ушли в частный сектор или на госслужбу.