О.Н. Смолин. Из анализа проекта федерального бюджета на 2020-2022 г.г.

 

2.7. Студенты

В 2019 году государственное задание на подготовку бюджетных студентов, в т.ч. количество бюджетных мест на первом курсе, сокращено, и эта линия продолжается в 2020 году.

Стипендиальный фонд индексируется на 3% – ниже реально ожидаемой инфляции.

Справка:

– в советский период количество бюджетных мест в вузах в расчете на 10 тыс. населения составляло 220, в настоящее время – менее 130;

– в советский период расчетная стипендия студента вуза составляла 80% от прожиточного минимума, а студента оборонного вуза была выше прожиточного минимума. В настоящее время расчетная стипендия студента составляет менее 13% от прожиточного минимума, и ее реальное увеличение не предполагается.

3. Наука

3.1. Финансирование российской науки в международном контексте

Если говорить о международных компаративист-ских исследованиях среди 62 стран, по которым были собраны данные Высшей школы экономики, Россия в 2015 г. занимала 35-е место. Очевидно, если бы удалось собрать данные по большему числу стран, место России оказалось бы значительно ниже.

Доля расходов на науку в некоторых странах в процентах к ВВП за 2016 год

1 место – Израиль 4,25

2 место – Республика Корея 4,23...

11 место – США 2,79...

35 место – Россия 1,10...

61 место – Таджикистан 0,11

62 место – Индонезия 0,08

Между тем, необходимо понимать: чем более страна нуждается в модернизации, тем расходы на образование и науку должны быть выше. Например, ни одна страна не провела успешной модернизации при затратах на образование менее 7% от ВВП.

3.2. Недофинансирование президентского указа

Отечественные расходы на науку по отношению к ВВП выглядят следующим образом:

Международная норма – не менее 2% ВВП.

Согласно Указу Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 года, – 1,77% ВВП не позднее 2015 года...

Согласно оценкам Комитета Госдумы по образованию и науке, было предусмотрено в федеральном бюджете:

Год / доля от ВВП, % / уровень финансирования по отношению к Указу Президента РФ, %

2019 / 0,38% / 21,5%;

2020 / 0,39% / 22,0%;

2021 / 0,38% / 21,5%.

Если расчеты думского комитета по образованию и науке правильны, президентский указ в части науки недофинансируется примерно в 4,5 раза.

Правда, 1 декабря 2016 года был издан Указ Президента РФ № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», который предусматривает, часть финансирования за счет частных вложений. Однако даже в этом случае президентский указ недофинансируется в 2-2,5 раза.

3.3. Динамика бюджетных расходов

Согласно заключению Комитета ГД по образованию и науке на проект федерального бюджета на 2020-2022 годы, расходы на научные исследования и разработки в этот период будут увеличиваться в абсолютных цифрах, но сокращаться по отношению к ВВП.

То есть расходы на науку, как и расходы на образование, будут расти медленнее бюджетных расходов в целом, что несовместимо с задачами новой индустриализации и развития человеческого потенциала.

На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке 10 октября 2019 года представители Минфина сообщили, что предполагают достичь параметров, предусмотренных указом Президента, к 2035 году! Понятно, что к тому времени сменятся (и, возможно, не раз) и президент, и правительство, и министр финансов – прямо по сказке о Хадже Насреддине.

3.4. Статус научного работника: проблема кадров

Согласно официальным данным, зарплата научных сотрудников организаций науки в 2018 году составила более 94 тыс. руб. Зарплата вузовских преподавателей – в среднем более 84 тыс. руб. Однако эти данные представляются радикально завышенными.

Так, согласно опросу Общероссийского народного фронта, в 2017 году при средней заработной плате в стране около 32 тыс. руб., заработная плата вузовских преподавателей округленно составила 26,5 тыс. руб., т.е. была в 2,5 раза ниже того уровня, который предусмотрен Указом Президента. Не удивительно, что отток научных кадров из России продолжается.

По данным экспертов РАН, количество высококвалифицированных работников науки, покинувших Россию: 2013 г. – 20 тыс., 2016 г. – 44 тыс.

По данным Мирового банка, за постсоветские годы Россию покинули более 200 тыс. ученых и инженеров. Еще около 1 млн научных сотрудников за тот же период прекратили занятия наукой и ушли в частный сектор или на госслужбу.