Пабло Хасель о борьбе с фашизмом в современной Испании

 

Из интервью К. Семину, посетившему Испанию в январе 2019 года

К.С. Мы за тысячи километров от Родины, в Испании, точнее сказать в Каталонии, в городе Ллейда, где разговариваем с довольно известным здесь человеком — музыкантом, рэпером, политическим активистом Пабло Хаселем.

Пабло, в первую очередь, позволь спросить, что у тебя на груди? Как так получилось, что ты в такой куртке здесь по улицам ходишь?

П.Х. Я купил эту куртку в одном из заведений, проявившем солидарность с политическими заключенными-антифашистами. На ней изображен логотип Коммунистической Партии Испании (возрожденной), которая находится на нелегальном положении в Испании, а также лозунг «Долой эксплуатацию и угнетение», который зачастую используется этой коммунистической партией.

К.С. Но если я правильно понимаю, сама фигура Иосифа Сталина — это крайне противоречивая история для Европы, для США.

П.Х. Да, буржуазные манипуляции оказывают сильное влияние на общественное сознание, и Сталин воспринимается многими как злодей и диктатор. Однако мы, коммунисты, в том числе упомянутая мною ранее Коммунистическая партия марксистко-ленинского толка PCE(r), прилагаем все усилия для восстановления доброго имени Сталина и памяти о его успехах в социалистическом строительстве и полагаем, что он являет собой пример настоящего борца за дело коммунизма и талантливого руководителя…

Именно при Сталине Советский Союз оказал наибольшую помощь антифашистским силам Испании в их борьбе против фашистского государственного переворота. Мы стараемся сохранить память об этих событиях, и нас немало. Однако много и тех, кто... хочет сделать так, чтобы люди не помнили об этой помощи. Я сейчас говорю не только о фашистах, но и о разного рода анархистских организациях, негативно воспринимающих опыт Советского Союза, а также о ревизионистах, которым хотелось бы скрыть от общественности факт оказания помощи Советским Союзом в самых разных формах, начиная с поставок вооружения и заканчивая предоставлением убежища многочисленным деятелям антифашистского движения в Испании. Это очевидный факт, и вне зависимости от того, являемся ли мы коммунистами или нет, мы должны быть благодарны Советскому Союзу за помощь и поддержку, оказанные вашей страной испанским антифашистам.

 К.С. Когда мы въезжали в ваш город, мы видели множественные граффити,.. на стенах было написано, что социализм обязательно победит. Действительно ли сегодня идеи марксизма, идеи коммунизма вновь востребованы?..

П.Х. Кризис капитализма приводит к тому, что все большее число людей начинает проявлять интерес к идеям коммунизма. В особенности это касается молодежи. Убедительным доказательством данной тенденции служит появление все большего количества групп организованных, коммунистически ориентированных, молодых людей. Немало и тех, кто пока не вступил ни в какую организацию, но все равно симпатизируют коммунизму... Данное обстоятельство вызывает определенное беспокойство у испанского государства, что обуславливает существенное усиление антикоммунистической пропаганды на телевидении в последние годы. В антикоммунистической пропаганде никогда не было недостатка, однако результатом продолжающегося кризиса капитализма становится тот факт, что все большее число людей начинают интересоваться коммунистическими идеями, что, в свою очередь, заставляет буржуазное телевидение выпускать все больше передач и псевдодокументальных фильмов, буквально напичканных примерами манипулирования сознанием.

К.С. Но как бы ты мог рассказать молодым людям в России, что такое экономический кризис в Европе сегодня? Потому что у нас есть представление, что в Европе или где-нибудь в Америке капитализм — это рай, что здесь нет безработных, не существует проблем. А если и есть какие-то проблемы, то они решаются, и в сравнении с нашими проблемами это вовсе не проблемы…

П.Х. Испания входит в число европейских стран, наиболее сильно пострадавших от кризиса капитализма... В Испании самый высокий уровень безработицы: почти половина молодежи не имеет работы, всего по стране официально насчитывается порядка 4 миллионов безработных, вставших на учет в центрах занятости... В последние годы резко участились случаи принудительного выселения людей из квартир — тысячи семей были в буквальном смысле слова выброшены на улицу... Отмечались случаи сокращения персонала в такой важнейшей сфере, как здравоохранение, что фактически привело к гибели тысяч человек... ежедневно в среднем двое рабочих погибают на своем рабочем месте по причине того, что работодатель вынуждает их трудиться, пренебрегая техникой безопасности.

Мы могли бы очень долго говорить о примерах ухудшения положения рабочих, о значительном падении зарплат, об ухудшении условий жизни в целом — это вызывает недовольство действующей властью у все большего числа людей. Это также вылилось и в массовое движение за независимость… Недовольство населения привело к росту насилия со стороны властей…

К.С. А как ты относишься к этому движению (за независимость Каталонии – ред.)? Потому что мы знаем о нем только из новостей…

П.Х. Мы, как коммунисты, должны руководствоваться принципами Ленина: рассматривать каждую конкретную ситуацию отдельно. Искать, в чем состоит интерес рабочего класса в данной ситуации, и на основе данного анализа, выражать поддержку движению за независимость или же нет. В данном случае, с учетом того, что мы живем в фашистском государстве, где не соблюдаются самые основные права и свободы граждан, где с особой жестокостью народу отказывают в праве на самоопределение (которое мы, коммунисты, всегда отстаиваем), отделение Каталонии позволило бы ослабить существующий режим, что стало бы позитивным моментом как для каталонских коммунистов, поскольку нам бы противостояла гораздо более слабая, чем испанская олигархия, каталонская буржуазия, так и для остальных народов, населяющих Испанию, поскольку им бы противостояло ослабленное государство, с которым легче было бы бороться...

В такой ситуации выступить в поддержку единства испанского государства — значит оказать услугу действующему режиму, который именно на этом и настаивает. Но если бы ситуация была абсолютно иная и в испанском государстве, например, свершилась социалистическая революция, от которой, к сожалению, мы еще очень далеки, не было бы никакого смысла в поддержке движения за независимость, и я, как коммунист, не стал бы выступать на их стороне, хотя, безусловно, уважаю их право на самоопределение.

К.С. Не утопия ли — в XXI веке рассуждать о социалистической революции?..  Что заставляет тебя думать, что это по-прежнему актуально?

П.Х. Капитализм представляет собой общественно-экономическую систему, переживающую период заката… он обрекает все большее число людей на нищенское существование. Данное обстоятельство приводит к тому, что все больше людей осознают необходимость покончить с этой системой. Это, в свою очередь, позволяет нам надеяться на то, что возможно добиться такой ситуации, когда значительное число людей объединятся и сорганизуются, чтобы положить конец этой системе и, тем самым, открыть дорогу к социализму. Срок годности капиталистической системы подходит к концу, и у нее есть лишь один путь — в могилу, поскольку она не соответствует интересам подавляющего большинства. Когда мы покончим с ней — это лишь вопрос времени и, безусловно, тяжелой борьбы. На этот счет есть высказывание Димитрова: «Колесо истории неумолимо движется в сторону коммунизма»... Именно от нашей коммунистической борьбы зависит, как скоро это будущее наступит...

Объективные предпосылки для социалистической революции имеются уже сейчас, к тому же противоречия будут нарастать все сильнее. Над чем необходимо потрудиться, так это над предпосылками субъективного характера, т.е. над степенью организации коммунистического движения, которое, нужно признать, находится в плачевном состоянии... Но когда предпосылки субъективного характера сформируются, когда появится крепкая коммунистическая партия, они в сочетании с объективными условиями, которые будут усугубляться и в дальнейшем, создадут основу для приближения социалистической революции.

К.С. А у тебя нет ощущения, что на самом деле колесо истории все-таки вращается немножко в другую сторону? В каждой европейской стране, включая Испанию, очевидны не только левые, но и правые настроения. Здесь, как я слышал, появилось немало желающих воскресить генерала Франко или, по крайней мере, реабилитировать его, обратиться к его наследию. Аналогичные процессы происходят во многих других государствах, включая Россию. Что ты думаешь об этом?

П.Х. …Следует признать, что фашизм на подъеме во многих странах, но и коммунизм набирает популярность, разве не так? От нас и от наших усилий зависит, сумеем ли мы лишить фашизм поддержки... Что касается испанского государства, то фашизм здесь не утратил своих позиций. Иначе говоря, все те, кто был у власти при Франко, сохранили эту власть по сей день. Мы полагаем, что испанский режим — это слегка замаскированный фашистский режим, который провел ряд косметических реформ, но который сохранил свою сущность. Не было никакого переломного момента, в который произошел бы разрыв с фашистским прошлым. Все основы прежнего режима — суды, репрессивный аппарат, вооруженные силы, католическая церковь, олигархия, в чьих руках сосредоточена реальная власть, — не претерпели никаких изменений со времен Франко… Этот фашизм менее явный, чем тот, что был во времена Франко, поскольку буржуазия не испытывает в этом никакой необходимости на фоне практически полного отсутствия сопротивления... Именно поэтому фашизм не проявляет себя во всей красе.

К.С. Ты сказал, что Испания — это государство фашистского толка. В чем это выражается? Как мы можем определить фашистское государство? Ведь у вас не ходят в касках по улицам, у вас не расстреливают, не пытают, не исчезают люди в тюрьмах.

П.Х. Проблема состоит в том, что фашизм представляют как нечто неизменное, как будто фашизм не в состоянии адаптироваться с течением времени. Димитров упоминал, что на заре фашизма был момент, когда существовала многопартийная система, поскольку в то время фашизм был еще нежизнеспособен, был, скажем так, не в своей классической форме, которую мир узнал во времена Франко, Муссолини и Гитлера. Здесь, в Испании, в отличие от Германии или Италии, фашизм не потерпел военного поражения. Франко спокойно ушел из жизни в своей кровати, а все министры той эпохи остались у власти; ни один из них не был осужден и не понес наказания за совершенные преступления. В чем же дело? А дело в том, что фашизм приспосабливается к новым реалиям, и в настоящий момент буржуазии нет необходимости проводить политику открытого террора, поскольку практически никто не оказывает ей сопротивления, о чем я уже упоминал ранее... Стоит, однако, заметить, что после смерти Франко наблюдался период серьезной борьбы, в ходе которого находящиеся во власти фашисты физически уничтожили порядка 700 политических активистов антифашистских взглядов; этот период вошел в историю как «Переход Испании к демократии». Другими словами, в тот момент открыто проводилась политика фашистского террора, имели место убийства людей, некоторые пропадали без вести. Но нельзя забывать и вот о чем: в настоящее время в испанских тюрьмах продолжают физически устранять политических заключенных коммунистических и антифашистских взглядов, например, лишая их права на получение медицинской помощи... По сути, лишение права на медицинскую помощь – куда более жестокий способ умерщвления, чем расстрел...

Однако если бы сейчас имела место сколько-нибудь значительная борьба за свои права, нет ни капли сомнения в том, что буржуазия вновь бы вернулась к практикам осуществления фашистской диктатуры в более открытой форме, как это было во времена Франко или «Переходного периода».

Есть один примечательный факт: даже Европейский Суд по правам человека обратил внимание на многочисленные и систематические случаи пыток над людьми, которые практикуются в испанском государстве, и выступил с осуждением подобных практик. Помимо этого, ЕСПЧ обратил внимание испанских властей на недопустимость уголовных наказаний за реализацию людьми самых основных прав и свобод, таких как право на свободу собраний или право на свободу выражения мыслей.

Еще одна форма, в которой проявляются репрессии, — это всяческие трудности при поиске работы. В моем случае... фирмам нет никакого смысла меня нанимать... потому, что их начальство осведомлено о том, что я привык бороться за свои права и поэтому могу создать им неприятности. Это значительно затрудняет мою жизнь, поскольку на музыке или печатных произведениях я практически ничего не зарабатываю. Кстати, последней моей работой был сезонный сбор фруктов во Франции, потому как здесь мне не позволят даже собирать фрукты.

К.С. Мы знаем, что некоторые из твоих соратников в тюрьме. И из музыкантов –  тоже. Некоторые подались в бега. (Пабло приговорен 1-й инстанцией суда к тюремногму заключению – ред.).  Почему ты дожидаешься вынесения вердикта высшего суда? Ты веришь в испанское правосудие?

Я принял решение не уезжать за границу по крайней мере сейчас... я хочу остаться здесь и продолжать борьбу, так как считаю, что здесь я могу принести больше пользы, чем в убежище за границей… Я выбрал этот путь революционера, ... потому что верю, что таким способом можно принести больше пользы общему делу... Я думаю, что в случае моего заключения… осознание происходящего и необходимости борьбы придет к намного большему числу людей, чем если бы я стал скрываться за границей. Но я не обманываю себе и не строю иллюзий: я знаю, что, если меня посадят в тюрьму, немногие начнут борьбу, но их будет больше, чем в случае моего бегства за рубеж…

/Уже/ в результате этих задержаний и приговоров до многих людей мой посыл дошел, некоторые из них говорили мне, что я им открыл глаза на происходящее вокруг или что они начали собственную борьбу.

К.С. Ты не боишься тюрьмы?

Я бы солгал, если бы сказал, что у меня нет страха перед тюрьмой… но больше, чем тюремного заключения, я боюсь подчиниться воле буржуазии и предать свои идеалы.

К.С. Многие твои песни посвящены Советскому Союзу. Что для тебя вообще советская история? Как ты относишься к этому государству?.. Почему ты о нем пишешь и поешь?

П.Х. Я родился в 1988 году, в самом конце советской эпохи, когда ревизионизм уже свел на нет большинство завоеваний первых лет советской власти и открывал двери капитализму. Когда я говорю об СССР, главным образом я стараюсь обращать внимание на пример Советского Союза в начальный период его существования. В особенности на эпоху Сталина, поскольку в последующие годы в высших кругах было принято демонизировать его личность, был сделан выбор в пользу мирного перехода к коммунизму, а буржуазная идеология постепенно захватывала сознание широких масс населения и партийного аппарата… Другими словами, я считаю невозможным вести дискуссию о Советском Союзе, не затрагивая вопроса о том, как Советский Союз прекратил свое существование. Если мы хотим в будущем воссоздать Советские Союзы в большом количестве и в лучшем исполнении, нам придется, безусловно, повторить на практике его успешный опыт, но избежать повторения его ошибок, чтобы будущие социалистические государства вновь не прекратили свое существование и, тем самым, не задержали победный марш человечества в направлении к коммунизму. Когда мы ведем разговор о Советском Союзу, я считаю важным… вспоминать об объективных исторических фактах и процессах,.. о всех тех завоеваниях и победах, которых советские люди сумели добиться в межвоенный период в столь непростой экономико-политической обстановке… Иными словами, я считаю, что для нас, коммунистов, жизненно необходимо извлечь уроки из советского опыта и поведать как можно большему числу людей о его успехах, чтобы убедить их, что завоевать право на социализм вполне реально.

К.С. Ты хотел бы и можешь ли ты приехать в Россию? Имеешь ли ты право вообще куда-то выезжать?

П.Х. Если бы у меня была возможность, я бы, конечно, хотел приехать в Россию и познакомиться с местными коммунистами... Финансовые обстоятельства в настоящий момент не позволяют мне совершить такую поездку, хотя я имею право выезда за границу, что очень странно, поскольку против меня вынесен приговор о тюремном заключении... Я полагаю, что причина этого кроется в том, что испанские власти хотят, чтобы я уехал за границу в поисках политического убежища, чтобы избежать разного рода проблем, связанных с моим заключением.

К.С. И, наконец, последнее: какую музыку ты сейчас слушаешь, какие книги ты сейчас читаешь?

П.Х. Я слушаю музыку разных жанров. Больше всего мне нравятся саундтреки к фильмам. Также мне нравятся барды, опера, классическая музыка — я слушаю всего понемногу. Мне нравятся коммунистические песни России и других стран, я очень люблю Хор Красной Армии (Ансамбль Александрова — прим.). Что касается литературы, то я не устаю перечитывать классические коммунистические произведения, а сейчас читаю небольшую книгу под авторством Мануэля Переса Мартинеса, «товарища Аренаса», генерального секретаря КПИ(в), нелегальной коммунистической партии Испании, повествующую о Китае и о том, как социализм потерпел поражение в этой стране.

Я хотел бы поблагодарить Вас от всего сердца за то, что вы приехали из России, чтобы записать это интервью.

Перевод А. Бирюкова