Уходили на фронт комсомольцы

 

В 2020 году исполняется 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, со дня Великой Победы.

Известно, что миллионы членов ВЛКСМ и советской молодежи сражались с фашистскими захватчиками и в рядах Советской Армии и Флота, и в партизанских отрядах, самоотверженно трудились и в тылу. 3,5 тысячи комсомольцев были удостоены звания Героя Советского Союза, 3,5 миллиона комсомольцев награждены орденами и медалями, многие – посмертно.. В 1945 году ВЛКСМ был награжден орденом Ленина.

Многие молодые отдали свои жизни и на полях сражений, в фашистских концлагерях и тюрьмах. Сегодня мы приводим выдержки из некоторых записок и надписей на стенах заточений, ставших последними свидетельствами преданности этих замечательных людей своей социалистической Родине, их мужеству, силе духа и убежденности в правоте идей Страны Советов.

Да, сегодня мы говорим о погибших. Но, конечно, такими же качествами были наделены и большинство из тех, кому привелось выжить и бороться до Победы.

«Родина, комсомол, я дрался с врагом, как клялся, получая комсомольский билет, не жалея собственной жизни. Я умираю, но знаю, что мы победим...» Эти слова были написаны смертельно раненным летчиком-истребителем Семеном Горгулем, самолет которого был сбит в небе над Ладогой, при защите «Дороги жизни».

Из записей в дневниках, найденных в Аджимушкайских каменоломнях. В них – о злодеяниях гитлеровцев, удушающих находившихся в каменоломнях людей газом, и о мужестве и героизме погибавших там людей. Из дневника младшего лейтенанта А.И.Трофименко: «Смерть грозила всем, и она была так близка, что ее чувствовал каждый… Прошло восемь часов, а они все душат и душат. Противогазы уже пропускают дым, почему-то пропускают хлор.

Чу! Слышится песнь «Интернационал». Пробираюсь туда. Перед моими глазами стояло четверо молодых лейтенантов. Обнявшись, они в последний раз пропели пролетарский гимн.

– За Родину!

Выстрел.

– За нашу любимую партию Ленина!

Выстрел.

– За нашу победу!

Выстрел...

Умирали сотни людей за Родину».

Тот же Аджимушкай, Записка С.Т. Чебаненко: «К большевикам и ко всем народам СССР.

Я не большой важности человек. Я только коммунист-большевик и гражданин СССР. И если я умер, так пусть помнят и никогда не забывают наши дети, братья, сестры и родные, что эта смерть была борьбой за коммунизм, за дело рабочих и крестьян…»

Открытка отцу лейтенанта Карла (назван в честь Карла Либкнехта) Якутенко (из пос. Дубровка Брянской обл): «Сегодня иду в атаку, и я горд сознанием, что в бой иду коммунистом. Я в бригаде вступил в партию. И теперь фрицев буду громить с еще большей энергией...»

Из письма друзьям молодого казахстанца из Баконура Б.Булкишева, кандидат в члены ВКП(б): «…Я прочел как-то в газете о том, что казахи, сражаясь под Харьковым, целовали освобожденную украинскую землю. Мы читали эту заметку с одним украинцем. Мы обнялись с ним тогда, поцеловались и заплакали… Враг никогда не заставил бы нас заплакать, как бы ни издевались над нами. Но теперь мы плакали, растроганные этим великим проявлением дружбы народов. И мы поклялись друг другу – как бы нам тяжело ни было, до конца драться и победить».

Настенные надписи в камерах гестаповских тюрем г. Тирасполя:

7.08.43. …Нас сейчас в камере около 200 человек. Все к расстрелу.

3.04.44г. фашистскими варварами расстреляно в Тирасполе 1000 человек.

Не отчаивайтесь, победа будет на нашей стороне, потому что мы более стойки... Мы победим, потому что нами руководит ВКП(б).

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Настенные надписи в гестаповских застенках Таллина:

«Да здравствует СССР». Кулешов Иван Тимофеевич 22.04.44г.

«Да здравствует ЭССР! Смерть за смерть. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» Бойченко Е. 2/5-42г.

Из письма А. Алиша (А.Б. Алишев), татарского детского писателя из Берлинской тюрьмы: «Я, Алишев Абдулла Бареевич, писатель А. Алиш, красноармеец 1001 стрелкового полка, будучи в окружении под Брянском, попал в плен 12.Х.41г.,.. Прошел через многие тюрьмы. Зиму 1941 года провели в Литве, в лагере Алитус. Там было 17 тысяч военнопленных, из них за зиму умерло 14-15 тысяч... В апреле-мае 1942 года нас отправили в Германию... В августе 1943 г. арестован по обвинению в распространении листовок среди татарских военнопленных (листовки создавала и распространяла подпольная группа – Мусса Джалиль и другие – ред).

Со мною арестованы были следующие люди:

1.Муса Джалиль – поэт из Казани,

2.Гариф Шабаев – фин. работник из Ташкента,

3.Сайфульмулюков – зам. Наркома торговли Узбекистана.

4.Фуат Булатов – инженер из Казани.

5. Ахмет Симаев – журналист из Москвы и человек 20-25 из легиона…

Суд должен состояться 7.11.1944г. в Дрездене…

Мы остаемся до последнего вздоха верными нашему народу».

Как стало известно позже, 11 джалильцев были казнены в один день и в один час. Все были обезглавлены на гильотине.

Мы и в неволе – все равно в бою,

Чтоб ни случилось,

       смерть мы встретим смело,

И, жизнь отдав за Родину свою,

Погибнем за её святое дело!

Они погибли, но надеялись, нет, были уверены, что живущим ныне продолжаит святое дело нашей социалистической Родины.