Зачем нужна такая реформа образования?

 

Хочу рассказать о ситуации в своем городе, Усть-Илиме. Занимаюсь бизнесом в сфере связи и постоянно борюсь с политикой государства. Тема моего письма о том, без чего вообще немыслим бизнес – это кадры.

Я учредил фирму в 2001 году. У меня не было ничего для старта, а только желание стать интернет-провайдером, посвятить свою жизнь интернету и IT-технологиям. Несколько лет я работал сутками без заработка, и только в 2006 году моя компания начала получать небольшую прибыль. Конечно, расширение компании потребовало новых сил, и тут я погрузился в такой процесс, как найм сотрудников. В то время в городе действовало порядка шести институтов, студенты были, и я, давая объявление, мог выбрать из количества студентов тех, кто связывал свою жизнь с профессией IT-специалиста и дальнейшей жизнью в городе. Приходили соискатели, и я мог выбирать лучших. В городе в то время было много студентов и всяких движений, жизнь кипела, было видно, что вчерашние студенты приходили в компании и приносили что-то новое, рабочий процесс обновлялся и развивался.

Так продолжалось до 2014 года, пока в нашем городе не закрыли последний университет – педагогический. Хочу отметить что я знал преподавателей и Ректора данного Университета – это умные и образованные люди... А предыдущие выпускники Иркутского Педагогического Университета, которые пришли в нашу компанию раньше, работают до сих пор. Они обросли детьми, ипотекой и закрепились на территории.

Сегодня в нашем городе закрыты все университеты, остался один филиал “Байкальского Государственного Университета” с непонятной судьбой: постоянно его хотят закрыть, но люди, живущие на территории, понимая всю важность его работы, отстаивают его, протестуя против закрытия.

Молодые уезжают, а вместе с ними и родители. Город фактически “обескровлен” – мой красивый и современный город превращается в депрессивный город стариков. Больше на улицах нет шумных компаний, нет дискотек, на которых знакомились молодые люди и создавали семьи, нет больше ничего, чтобы напоминало о его былой славе: город молодых, город новизны, мало что осталось от его былого прозвища данное первостроителями, романтиками и мечтателями – “Белый корабль в Сибирской тайге”.

Я участвую в жизни города, представляя городскую думу в молодежном парламенте, общаюсь с молодёжью. Часто говорим о политике и проблемах города, неоднократно задавал вопрос: “Если бы тут были университеты, вы бы здесь остались?”. Всегда получаю утвердительный ответ: “Да, конечно! Но сегодня все так построено, что это невозможно….”.

Постоянно пытаюсь найти ответ на вопрос: «Зачем правительство обес-кровливает территорию, зачем заставляет людей покидать свои города?». Не могу найти объяснения этому процессу, так как если это банальная экономическая эффективность, то в разрезе политики государства она преступна – закрывать образовательные учреждения в таких городах, как наш, значит готовить их к постепенному стиранию с карты страны.

Я мог бы понять, что за 900 км от областного центра Иркутска, в городе могли плохо готовить инженеров или технологов, но зачем было закрывать педагогический институт, имея прекрасную базу! Теперь мы имеем жуткий дефицит кадров во всех отраслях: в образовании порядка 300 человек, в медицине 500 человек. Бизнес просто кричит катастрофой, что нет людей для работы даже на таких должностях, как кассир и продавец. Мой бизнес тоже застопорился: два довольно интересных проекта стоят по причине отсутствия кадров. Я бы мог поверить, что эта проблема малых предприятий из-за небольших зарплат, но в нашем городе строится большой проект от группы “Илим”, и я точно знаю, что и там жесточайший недобор кадров, большое предприятие не может найти людей в городе и вынуждено привозить к нам элементарных сварщиков, строителей, водителей и поваров.

Скажите зачем была нужна такая реформа образования? Я понимаю, что МКАДное мышление выполнило свою задачу и отчиталась в кабинетах об эффективности расходовании бюджетных средств, и, возможно, кто-то получил премию за выполнения своего KPI. Но что получила страна, что получил мой город? Почему в правительстве не чувствуют страну, ее размеры, людей которые живут на такой большой территории?

Политика стягивания людей в большие агломерации, опустошении территорий, особенно удаленных, где есть производство, делает их экономику неконкурентоспособной, так как перегрев зарплат из-за отсутствия кадров напрямую сказывается на цене готовой продукции. А прибавляя большое логистическое плечо, получаем результат – продукция становится просто неконкурентоспособной. Если в правительстве заинтересованы, чтобы на территории страны были такие города, как Усть-Илимск, то необходимо нести бремя затрат, закрывая глаза на бюджетную эффективность, проводя политику народосбережения на территориях.

Простите, о каком экономическом прорыве мы можем говорить? Если правительство “выжимает” людей с территорий, и в городах, где в советское время были созданы предприятия, теперь некому работать? На мой взгляд образование наоборот должно быть сосредоточенно на периферии, чтобы распределить людей по стране, избегая переполненных мегаполисов.

Для сохранения города я вижу острую необходимость в том, чтобы вернуть в него высшее образование: по крайней мере сохранить филиал “Байкальского Университета” и увеличить его техническую базу; вернуть обратно в город филиал “Иркутского Государственного Педагогического Университета”.

Ведь если говорить откровенно, то без высшего образования, без политики сохранения людей в городе никто не будет связывать с городом будущее своих детей.

От этих мыслей становится еще более тоскливо.

Сергей,

г. Усть-Илимск

Письмо К. Семину