Зачем нужна такая реформа
образования?
Хочу
рассказать о ситуации в своем городе, Усть-Илиме.
Занимаюсь бизнесом в сфере связи и постоянно борюсь с политикой государства.
Тема моего письма о том, без чего вообще немыслим бизнес – это кадры.
Я
учредил фирму в 2001 году. У меня не было ничего для старта, а только желание стать
интернет-провайдером, посвятить свою жизнь интернету
и IT-технологиям. Несколько лет я работал сутками без заработка, и только в
2006 году моя компания начала получать небольшую прибыль. Конечно, расширение
компании потребовало новых сил, и тут я погрузился в такой процесс, как найм сотрудников. В то время в городе действовало порядка
шести институтов, студенты были, и я, давая объявление, мог выбрать из
количества студентов тех, кто связывал свою жизнь с профессией IT-специалиста и
дальнейшей жизнью в городе. Приходили соискатели, и я мог выбирать лучших. В городе в то время было много студентов и всяких
движений, жизнь кипела, было видно, что вчерашние студенты приходили в компании
и приносили что-то новое, рабочий процесс обновлялся и развивался.
Так
продолжалось до 2014 года, пока в нашем городе не закрыли последний университет
– педагогический. Хочу отметить что я знал
преподавателей и Ректора данного Университета – это умные и образованные
люди... А предыдущие выпускники Иркутского Педагогического Университета,
которые пришли в нашу компанию раньше, работают до сих пор. Они обросли детьми,
ипотекой и закрепились на территории.
Сегодня
в нашем городе закрыты все университеты, остался один филиал
“Байкальского Государственного Университета” с непонятной судьбой: постоянно
его хотят закрыть, но люди, живущие на территории, понимая всю важность его
работы, отстаивают его, протестуя против закрытия.
Молодые
уезжают, а вместе с ними и родители. Город фактически “обескровлен” – мой
красивый и современный город превращается в депрессивный город стариков. Больше
на улицах нет шумных компаний, нет дискотек, на которых знакомились молодые
люди и создавали семьи, нет больше ничего, чтобы напоминало о его былой славе:
город молодых, город новизны, мало что осталось от его былого прозвища данное первостроителями, романтиками и мечтателями – “Белый
корабль в Сибирской тайге”.
Я
участвую в жизни города, представляя городскую думу в молодежном парламенте,
общаюсь с молодёжью. Часто говорим о политике и проблемах города, неоднократно
задавал вопрос: “Если бы тут были университеты, вы бы здесь остались?”. Всегда
получаю утвердительный ответ: “Да, конечно! Но сегодня все так построено, что
это невозможно….”.
Постоянно
пытаюсь найти ответ на вопрос: «Зачем правительство обес-кровливает территорию, зачем заставляет людей
покидать свои города?». Не могу найти объяснения этому процессу, так как если
это банальная экономическая эффективность, то в разрезе политики государства
она преступна – закрывать образовательные учреждения в таких городах, как наш, значит готовить их к постепенному стиранию с карты
страны.
Я
мог бы понять, что за 900 км от областного центра Иркутска, в городе могли
плохо готовить инженеров или технологов, но зачем было закрывать педагогический
институт, имея прекрасную базу! Теперь мы имеем жуткий дефицит кадров во всех
отраслях: в образовании порядка 300 человек, в медицине 500 человек. Бизнес
просто кричит катастрофой, что нет людей для работы даже на таких должностях,
как кассир и продавец. Мой бизнес тоже застопорился: два довольно интересных
проекта стоят по причине отсутствия кадров. Я бы мог поверить, что эта проблема
малых предприятий из-за небольших зарплат, но в нашем городе строится большой
проект от группы “Илим”, и я точно знаю, что и там жесточайший недобор кадров,
большое предприятие не может найти людей в городе и
вынуждено привозить к нам элементарных сварщиков, строителей, водителей и
поваров.
Скажите
зачем была нужна такая реформа образования? Я понимаю, что МКАДное
мышление выполнило свою задачу и отчиталась в
кабинетах об эффективности расходовании бюджетных средств, и, возможно, кто-то
получил премию за выполнения своего KPI. Но что получила страна, что получил
мой город? Почему в правительстве не чувствуют страну, ее размеры, людей которые
живут на такой большой территории?
Политика
стягивания людей в большие агломерации, опустошении
территорий, особенно удаленных, где есть производство, делает их экономику
неконкурентоспособной, так как перегрев зарплат из-за отсутствия кадров
напрямую сказывается на цене готовой продукции. А прибавляя большое логистическое плечо, получаем результат – продукция
становится просто неконкурентоспособной. Если в правительстве заинтересованы,
чтобы на территории страны были такие города, как Усть-Илимск, то необходимо
нести бремя затрат, закрывая глаза на бюджетную эффективность, проводя политику
народосбережения на территориях.
Простите,
о каком экономическом прорыве мы можем говорить? Если правительство “выжимает”
людей с территорий, и в городах, где в советское время были созданы
предприятия, теперь некому работать? На мой взгляд
образование наоборот должно быть сосредоточенно на периферии, чтобы
распределить людей по стране, избегая переполненных мегаполисов.
Для
сохранения города я вижу острую необходимость в том, чтобы вернуть в него
высшее образование: по крайней мере сохранить филиал
“Байкальского Университета” и увеличить его техническую базу; вернуть обратно в
город филиал “Иркутского Государственного Педагогического Университета”.
Ведь
если говорить откровенно, то без высшего образования, без политики сохранения
людей в городе никто не будет связывать с городом
будущее своих детей.
От
этих мыслей становится еще более тоскливо.
Сергей,
г. Усть-Илимск
Письмо
К. Семину