А что мы знаем о Ленине?

 

Среди людей, не очень сведущих, бытует сказка о том, что злые большевики-ленинцы всё у всех отобрали, а потом залили всю Россию кровью братоубийственной гражданской войны.

На первый взгляд всё оно так и есть: была ведь и гражданская война, и продразвёрстка, и конфискации, и красный террор. Да, всё это, конечно, было, но вот только виноваты ли в этом большевики вообще и Ленин, в частности?

Многие люди привыкли думать, будто бы в истории то, что получилось, — это и есть то, чего хотели исторические деятели. И если спросить вот таких людей о том, чего, собственно, хотели большевики перед Октябрьской революцией 1917 года, то во многих случаях ответ будет простой: а что вышло — того и хотели, хотели ввести свой социализм, хотели национализации промышленности, хотели отобрать землю, хотели уничтожить буржуазию как класс (сразу вспоминается старая поговорка: «Ну что смотришь, как Ленин на буржуазию?»).

Когда в апреле 1917 года Ленин прибыл в Россию, он в своих апрельских тезисах действительно сильно удивил своих товарищей по партии тем, что призвал их бороться за переход всей власти к Советам Рабочих и Солдатских депутатов. Однако было бы большим упрощением думать, что тем самым он-де провозгласил курс на классическую социалистическую революцию в России. Неготовность только что свергнувшей царя России к революции была совершенно очевидна, но столь же очевиден был и вопрос о переходе власти к Советам, так как российская буржуазия не могла тогда решить ни одной из основных задач русской революции. Было бы, однако, не совсем верно путать такой переход власти к Советам с социализмом. «Не «введение» социализма, как наша непосредственная задача, — писал и говорил Владимир Ильич в апреле 1917, — а переход тотчас лишь к контролю со стороны С.Р.Д. (Советов Солдатских и Рабочих Депутатов. – Н.З.) и за общественным производством, и за распределением продуктов». А поскольку Ленину уже тогда стали «шить» покушение на полную национализацию всей промышленности, на конфискацию и вообще на переход к полной социалистической революции, он со всей прямотой и ясностью писал на этот счёт (ПСС, т.31, «Письма о тактике»): «Это неверно. Я не только не «рассчитываю» на «немедленное перерождение» нашей революции в социалистическую, а прямо предостерегаю против этого, прямо заявляю в тезисе №8: “... Не «введение» социализма, как наша непосредственная задача...”».

Терпеливо разъясняя как товарищам по партии, так и противникам, что «Вся власть Советам» — это ещё не социализм и даже не социалистическая революция, поскольку до конца августа 1917 года в Советах ещё преобладали соглашательские элементы, В.И. Ленин писал именно о тех мелкобуржуазных Советах, что «Они лучше, практичнее, вернее решат, как можно сделать и какие именно можно сделать шаги к социализму.

Контроль за банком, слияние всех банков в один, это еще не социализм, но шаг к социализму. Такие шаги сегодня делают юнкер и буржуа в Германии против народа. Их гораздо лучше сумеет сделать завтра в пользу народа Совет солдатских и рабочих депутатов, если в его руках будет вся государственная власть».

«Но ведь говорили же большевики уже тогда о национализации?», — спросит нас иной читатель. Да, несомненно говорили, но о какой именно национализации? Исключительно о национализации банков и синдикатов. Разъясняя это требование большевистской программы, В.И. Ленин писал (ПСС, т.31, «Задачи пролетариата в нашей революции»):

«15. Партия пролетариата никоим образом не может задаваться целью «введения» социализма в стране мелкого крестьянства, пока подавляющее большинство населения не пришло к сознанию необходимости социалистической революции». Так о чём же тогда вообще речь? «Такие меры, — отвечал на этот вопрос Владимир Ильич, — как национализация земли, всех банков и синдикатов капиталистов или, по крайней мере, установление немедленного контроля за ними Советов рабочих депутатов и т. п., отнюдь не будучи «введением» социализма, должны быть безусловно отстаиваемы и, по мере возможности, революционным путем осуществляемы. Вне таких мер, которые являются лишь шагами к социализму и которые вполне осуществимы экономически, невозможно лечение ран, нанесенных войной, и предупреждение грозящего краха…».

А что такое эти самые синдикаты? Это всего лишь несколько российских монополий, таких как Продуголь, Продметал, Сахарный синдикат и др., которые формально были поставлены под государственный контроль ещё при царе. При этом важно отметить, что аналогичные монополии во всех воюющих странах также были переведены на военное положение, т.е. работали под государственным контролем в разной форме. Наиболее сильным такой контроль был в Германии. По этой причине у Ленина особенно часто все эти меры упоминаются в связи с буржуазно-юнкерским германским режимом. Речь, таким образом, шла лишь о том, чтобы Советы Рабочих и Солдатских депутатов со всей революционной решительностью и последовательностью сделали бы в интересах рабочих и крестьян то, что было уже было сделано в большинстве воюющих стран в интересах буржуазии, — принятие тех мер, на которые российская буржуазия была столь же неспособна, как и на радикальную аграрную реформу под лозунгом «Земля крестьянам!»

«К чему же тогда сводилась экономическая программа большевиков, неужели только к повторению в Советском варианте того, что уже было сделано в других воюющих странах?» — спросит нас читатель. Конечно, нет. Было у большевиков и собственное экономическое требование, которое не укладывалось ни в какие буржуазные рамки, однако родилось оно чуть позже из опыта российского рабочего движения.

Дело в том, что в условиях самодержавия профсоюзное движение в России охватывало лишь небольшую часть рабочего класса. По этой причине профсоюзы не могли дать выход революционной энергии рабочего класса, который сыграл в февральской революции огромную роль как на улице, так и проведением массовой забастовки. В результате сразу после февральской революции на многих предприятиях были созданы фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы). От профсоюзов они отличались тем, что объединяли не только членов профсоюза, а вообще всех рабочих предприятия. Фабзавкомы явочным порядком вводили на промышленных предприятиях восьмичасовой рабочий день, решали вопросы расценок и зарплаты, приёма и увольнения, снабжения рабочих продовольствием и многие другие. В некоторых случаях фабзавкомы формировали отряды рабочей милиции Красной гвардии для защиты заводов от разгула криминала, возникшего после разгрома полиции и освобождения из тюрем большого количества преступников по амнистии после февральской революции.

С марта по октябрь фабзавкомы провели три конференции. Первая общегородская конференция под председательством Я.М. Свердлова состоялась в Петрограде уже в мае-июне 1917 года.

В.И. Ленин выступал на этой конференции 31 мая. Конференция избрала Центральный совет из 25-ти человек во главе с Н.А. Скрыпником, позднее его сменил на этом посту М.Н. Животов. ЦС ФЗК Петрограда стал общероссийским центром движения рабочего контроля. О значении этого движения говорит тот факт, что когда с начала июля до конца августа 1917 года Советы из органов революционного двоевластия превратились в жалкий придаток Временного правительства и большевики на VI съезде РСДРП(б) сняли лозунг «Вся власть Советам», главной опорой революции на этот период стали именно фабзавкомы как органы рабочего контроля. В августе 1917 года состоялась вторая конференция фабзавкомов, на которой по основным вопросам были приняты большевистские резолюции, а также утверждён Устав ФЗК. Осенью ЦС, городские и районные объединения ФЗК имелись более чем в 50-ти промышленных центрах России. В результате в октябре 1917 года в Петрограде состоялась уже Всероссийская конференция ФЗК, которая высказалась за объединение ФЗК и профсоюзов, а также за переход всей власти к советам. В 1918 году ФЗК были объединены с профсоюзами.

Отчасти поэтому историческая роль рабочего контроля и ФЗК как его органов не получила в истории должного освещения. А между тем, если и было в революционной программе большевиков центральное требование, относящееся в отличие от национализации ко всем предприятиям, то это было именно требование ответственного и полномочного рабочего контроля, сформулированное в трёх следующих пунктах резолюции об экономическом положении, принятой VI съездом РСДРП(б):

«8. Установление действительного рабочего контроля. В органы контроля должны войти в большинстве представители Советов рабочих депутатов, профессиональных союзов и фабрично-заводских комитетов. В органы контроля должны быть привлечены и представители технически научно-образованного персонала.

9. Рабочий контроль должен быть развит путем постепенно осуществляемых мер в полное регулирование производства.

10. Для проведения контроля необходимо провести в качестве предварительных мер: отмену коммерческой тайны, книги торговцев, промышленников, банков должны быть открыты для контроля. Сокрытие документов должно быть объявлено уголовно наказуемым. Периодически должен производиться учет запасов и публикация во всеобщее сведение об имеющихся запасах с указанием предприятий, имеющих их.

В целях борьбы с тайными и явными локаутами — издание закона с запрещением закрытия фабрик или сокращения производства без разрешения Советов рабочих депутатов, профессиональных союзов и центральных фабрично-заводских комитетов». Эта резолюция стала экономической программой большевиков (на период еще до свершения соц. революции – ред.).

С целью обоснования и развития этой резолюции Ленин написал брошюру «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», в которой требование национализации банков и синдикатов фигурирует как частичное, т.е. относящееся лишь к нескольким важнейшим отраслям промышленности, а требование рабочего контроля — как всеобщее. И это понятно, так как для Ленина и его товарищей было совершенно очевидно, что для того, чтобы стать хозяином страны, пролетариат, выходящий из состояния капиталистического рабства, должен пройти определённый подготовительный период освоения производства, обучаясь этому важному делу в процессе контроля над капиталистом.

«Но неужели даже в октябре 1917 года большевики не хотели экспроприировать и национализировать всех капиталистов?», — спросит иной недоверчивый читатель.

«Нет, не хотели», — ответим мы, и приведем аргумент в доказательство.

Социалистическая национализация имеет смысл лишь в том случае, когда наряду с ней создаются органы планирования и руководства хозяйственной жизнью. Без этого никакое огосударствление просто не имеет смысла. И если мы обратимся к первым декретам Октябрьской революции, то увидим, что революция началась совсем не с этого.

II съезд советов был первым съездом, который проходил в условиях полновластия Советов после свержения Временного правительства, и первым съездом, на котором большинство депутатов поддержали большевиков. Люди, учившиеся по советским учебникам, как правило помнят этот съезд по двум его историческим декретам: Декрету о мире и Декрету о земле, а также по созданию именно на этом съезде первого полностью подотчётного Советам правительства — Совета народных комиссаров (Совнаркома), состав которого был сначала полностью большевистским, а с ноября 1917 года по март 1918-го — наряду с большевиками в составе его были левые эсеры-интернационалисты.

Однако в повестке дня этого съезда было и ещё одно историческое решение — Декрет о рабочем контроле, который обсуждался на этом съезде, но по причине особой смелости и новизне этого закона был окончательно утверждён лишь 27 ноября 1917 года декретом ВЦИК и Совнаркома по результатам обсуждения на съезде. Проект этого декрета написал Ленин. А в окончательном виде этот Декрет представлял собой следующие двенадцать пунктов, которые представляют собой такую цельную и продуманную программу, что есть смысл процитировать их в полном объёме:

1. Во всех промышленных, торговых, банковых, сельскохозяйственных и прочих предприятиях, с числом рабочих и служащих вместе не менее 5 лиц, вводится рабочий контроль над производством, хранением и куплей-продажей продуктов и сырых материалов.

Примечание. Во всех торговых, промышленных и прочих предприятиях с числом рабочих и служащих менее 5 государственные центры рабочего контроля могут производить временный и периодический контроль.

2. Рабочий контроль осуществляют все рабочие и служащие предприятия либо непосредственно, если предприятие так мало, что это возможно, либо через своих выборных представителей. Фабрично-заводские комитеты, советы служащих, если таковые есть, осуществляют рабочий контроль, а если таковых нет, то они должны быть выбраны немедленно на общих собраниях с протоколом выборов, сообщением имен, фамилий, адресов выбранных в Правительство (??) и местные советы рабочего контроля.

3. Без разрешения выборных представителей от рабочих и служащих безусловно воспрещается приостановка предприятия, а также сокращение и изменение в производстве.

Примечание. Предпринимателю предоставляется двухнедельный срок для обжалования в высший орган рабочего контроля на постановление низших органов рабочего контроля.

4. Для выборных представителей рабочего контроля должны быть открыты все книги и документы, а равно все склады и запасы материалов, орудий и продуктов без всякого изъятия.

5. Решения выборных представителей рабочих и служащих обязательны для владельцев предприятия и могут быть отменяемы лишь правительственной властью по предложению центрального учреждения рабочего контроля.

6. Во всех предприятиях все владельцы и все выборные представители рабочих и служащих, выбранные для осуществления рабочего контроля, объявляются ответственными перед государством за строжайший порядок, дисциплину и охрану имущества. Виновные в умышленном сокрытии запасов и подделке отчетов и пр. караются конфискацией всего имущества и тюрьмой до 5 лет. Соучастие в этом карается тюремным заключением до 3 лет.

7. Предприниматели, уличенные в нерадении или нарушении своих обязанностей по установлению надлежащего порядка в предприятии или по недостаточной охране имущества, караются заключением в арестном доме на срок до 30 дней.

8. Органами рабочего контроля на местах являются фабрично-заводские комитеты, в состав которых входят и представители от служащих и технического персонала.

9. Фабрично-заводские комитеты действуют согласно закону и в пределах инструкций, вырабатываемых местными советами рабочего контроля.

10. Советы рабочего контроля, составленные из представителей профессиональных союзов, фабрично-заводских комитетов и Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, разрешают все спорные вопросы и конфликты, вырабатывают, сообразуясь с особенностями производства и местными условиями, инструкции в пределах постановлений и указаний Всероссийского совета рабочего контроля и наблюдают за правильным функционированием подчиненных им низших органов контроля.

11. Всероссийский совет рабочего контроля вырабатывает общие планы, намечает технические и финансовые задачи, разрабатывает инструкции, издает обязательные постановления, рассматривает и решает конфликты, возникающие между советами рабочего контроля, и служит высшей инстанцией для всех дел, связанных с рабочим контролем.

12. Для согласования деятельности органов рабочего контроля с организациями, регулирующими промышленность, и для проведения в жизнь планомерной организации народного хозяйства Всероссийский совет рабочего контроля устраивает соединенные заседания со Всероссийским советом урегулирования промышленности.

Положение о регулировании промышленности, органах, его осуществляющих, и взаимоотношениях между Всероссийским советом рабочего контроля и Всероссийским советом урегулирования промышленности будет издано особо».

Что же было дальше? В преобладающей своей массе российские буржуи этот декрет саботировали, пытались скрывать запасы сырья, а главное устраивали массовые увольнения рабочих (локауты). В ответ рабочие сбивали с ворот предприятия замки их владельцев, меняли их на свои и обращались в Совнарком за декретом о национализации предприятия. Таким образом, национализация в стране действительно прошла, но прошла она не столько сознательно сверху, сколько стихийно снизу. В своей работе «Очередные задачи Советской власти» Ленин назвал эту национализацию «красногвардейской атакой на капитал» и призвал рабочих перейти от этой атаки к приведению в порядок всего того, что было национализировано. «Мы, партия большевиков, — писал он, — Россию убедили. Мы Россию отвоевали, — у богатых для бедных, у эксплуататоров для трудящихся. Мы должны теперь Россией управлять».

Результатом такой постановки вопроса стал Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), созданный ещё в декабре 1917 года. Именно этому органу пришлось приводить в порядок то, что было национализировано. И поскольку национализация снизу носила зачастую стихийный характер, для создания управляемого и взаимосвязанного комплекса предприятий пришлось продолжить стихийную национализацию уже по сознательному плану. Завершением этого процесса стал разгар гражданской войны весной и летом 1918 года, когда курс «военного коммунизма» привёл к огосударствлению большей части российской промышленности. Однако даже в это время В.И. Ленин, преодолевая сопротивление «левых» коммунистов и стихийного революционного движения пролетариата, делал всё возможное, чтобы, руководствуясь мыслью К. Маркса и Ф. Энгельса о желательности выкупа средств производства у буржуазии, договориться с конструктивными представителями буржуазии и привлечь к делу создания новой социалистической экономики буржуазных специалистов.

Приходится признать, что рабочий контроль не нашел своего развития в истории русской революции 1917-1921 годов. Однако это вовсе не значит, будто это, одно из коренных требований ленинской программы, было утопично. В XXI веке, когда соотношение классовых сил значительно изменилось в пользу пролетариата, то, что было невыполнимым в 1917 году, вполне может быть использовано в наше время. То, что не получилось тогда, может очень пригодится либо сегодня, либо в очень уже недалёком революционном будущем. А потому остаётся только пожалеть о том, что многие коммунистические партии сегодня чаще говорят о национализации, чем о рабочем контроле.

А между тем в условиях шагов к социализму, которые сегодня назрели в России и во всём мире, именно ответственный и полномочный рабочий контроль мог бы существенно поспособствовать мобилизации авангарда современного пролетариата и подготовке всего пролетариата к роли не только формального, но и реального хозяина производительных сил. Залогом такого хода вещей является достаточно высокий образовательный уровень современного пролетариата (в самом широком смысле этого слова) и его организованность. Это тем более важно, что если национализация достаточно дискредитирована в общественном сознании как своим буржуазно-бюрократическим, так и государственно-бюрократическим извращениями, то лозунг рабочего контроля сохраняет свою революционную мобилизующую силу и в известном смысле представляет собой то новое, что, как это часто бывает, является лишь хорошо забытым старым.

Наша задача сегодня в том, чтобы в год 150-летия со дня рождения В.И. Ленина возродить это «старое» к новой жизни, развить и конкретизировать этот лозунг применительно к новым условиям, наполнить его настоящим революционным содержанием вопреки реформистским извращениям рабочего контроля. И давайте не забывать о том, что полномочный и ответственный рабочий контроль, как и многие другие ленинские идеи, у нас не столько позади, сколько впереди.

Никита ЗаолЕшенин

3 марта — 17 апреля 2020 г.

Приведено в сокращении; полностью автор предполагает опубликовать материал в научном журнале.