«Когда повадится волк к овцам...»

 

Сравнивать современную Украину с африканскими странами становится всё труднее. К примеру, Нигерия будет выпускать большегрузные КрАЗы, а вот Украина – нет. Потому что Константин Жеваго – собственник Кременчугского автомобильного завода (нынешнего ЗАО «АвтоКрАЗ») – заложил этот промышленный гигант под кредиты для своего банка «Финансы и Кредит».

Банк со временем обанкротился, и Фонд гарантирования вкладов физических лиц выставил имущественный комплекс Кременчугского автомобильного завода на продажу. А олигарх Жеваго сшил себе костюм с отливом – и в Нигерию! Будет теперь там производить знаменитые советские большегрузы, справедливо считая, что КрАЗ – он и в Африке КрАЗ.

Информацию о Жеваго и Нигерии украинские СМИ опубликовали 4 июня. И в тот же день появилась ещё одна новость. «Киевский апелляционный суд 25 мая отменил решение о задержании и содержании под стражей народного депутата 5-ти созывов, совладельца Ferrexpo и группы “Финансы и Кредит” Константина Жеваго, принятое Печерским районным судом Киева в начале декабря 2019 года. Об этом заявили в пресс-службе бизнесмена со ссылкой на его адвоката, имя которого не называется», – передало агентство Интерфакс-Украина.

3 декабря 2019 года пресс-служба Генеральной прокуратуры Украины сообщила, что ГПУ подозревает Константина Жеваго в хищении 2,5 миллиарда гривен из банка «Финансы и Кредит», где он является бенефициарным владельцем. Следственный судья дал разрешение на задержание олигарха, который, естественно, исчез. Теперь, если верить «безымянному» адвокату Жеваго, Киевский апелляционный суд отменил решение о привлечении миллиардера к ответственности.

Но за каждым активом Константина Жеваго, отобранным им у народа Украины, стоит преступление. А прибрал олигарх к рукам более 60-ти государственных объектов, среди которых киевская гостиница «Салют», терминал в одесском порту «Южный», ОАО «Белоцерковская теплоэлектроцентраль», «Одессаоблэнерго», ЗАО «Росава» (крупнейший на Украине производитель шин – авт.), Затиснянский химический завод (Закарпатье), Ужгородский «Турбогаз», Харьковский инструментальный завод, Бердичесвский машиностроительный завод, Полтавский автоагрегатный завод, Киевский судостроительно-судоремонтный завод, ОАО «Киевмедпрепарат», ОАО «Галичфарм» (Львов), ОАО «Кременчуг-мясо».

Всё это было создано при СССР и работало на благо народа Украины, а при капитализме стало частной собственностью одного Константина Жеваго.

На Кременчугском автомобильном заводе утверждают: Жеваго оформил право интеллектуальной собственности на все разработки КрАЗа. То есть – «выел» середину легендарного советского предприятия, бросив цеха и оборудование на произвол судьбы. 7 ноября этого года исполнится 60 лет выпуска первых КрАЗов. Но доживёт ли Кременчугский автозавод до своего юбилея? Сейчас там происходит массовое увольнение рабочих.

«Теоретически «АвтоКрАЗ» после продажи сможет работать и возвращать долги Константина Жеваго, – утверждают представители Фонда гарантирования вкладов, – но только в том случае, если будут оборотные средства и заказы».

6 марта этого года, во время рабочей поездки в Кременчуг, президент Украины Зеленский побывал на КрАЗе. Обсудил с заводским руководством вопросы государственных заказов для предприятия. Присутствующий там же министр инфраструктуры Владислав Криклий отметил, что завод находится в стадии банкротства, а его владелец Константин Жеваго – в розыске. И это создает существенные проблемы для получения предприятием госзаказов.

– Завод возвращает нам владельца – мы возвращаем заводу государственные заказы, – заявил Криклий и президент Зеленский с ним согласился. А почему бы и нет? Утром – Жеваго, вечером – госзаказы. Но кто при этом будет ловить беглого олигарха? Может, рабочие КрАЗа, которые уже полгода не получают зарплат? Предприятие задолжало им 40 миллионов гривен! Кроме того, среди выставленного на продажу имущества КрАЗа было и общежитие №11 для высококвалифицированных сотрудников завода. Его продавали вместе с жильцами – за 15 миллионов гривен. «Жеваго нас предал и продал, как скотину!», – заявили жильцы общежития, вышедшие на акцию протеста 29 марта этого года. Они рассказали, что приватизировать полученные квартиры им запретили. Зато предложили выкупить собственное жильё за 20-25 тысяч долларов. При этом здание общежития никогда н ремонтировалось, в нём отсутствуют газ и горячая вода.

«Жеваго мог легко решить проблему работников своего предприятия, передав этот дом городу. Ему помешала жадность, и теперь 70 семей могут оказаться на улице», – написал по этому поводу новостной портал «Кременчуг Today» (29.03. 2020 г. )

Депутаты Кременчугского горсовета на одной из последних сессий приняли обращение к правительству с просьбой помочь жильцам общежития. Но в Полтавской области есть люди, которые от произвола Константина Жеваго страдают годами.

Олигарх владеет швейцарской железорудной компанией Ferrexpo, основная деятельность которой – производство и экспорт высококачественных железорудных окатышей, используемых в производстве стали. Текущие производственные активы Ferrexpo на Украине – Полтавский и Еристовский горнообогатительные комбинаты (ГОКи).

Присвоив расположенный в городе Комсомольске Полтавский горно-обогатительный комбинат, магнат получил в феодальное владение весь город. Но Жеваго стремится превратить в один огромный ГОК практически все левобережье Днепра в Полтавской области. Если подобное произойдет – огромные территории богатейших чернозёмов станут непригодными для жизни. Пример тому – трагическая участь живописного села Еристовки, рядом с которой в 2012 году начал добывать железную руду Еристовский ГОК. Село оказалось в промзоне – из него полностью исчезла вода (теперь она там привозная), нарушилась подача электричества, от взрывов в карьере покрылись трещинами дома. Сады и огороды пришли в негодность, люди стали задыхаться от железорудной пыли, массово болеть и умирать. «Мы годами выживаем при жеваговском карьеровирусе!», – с отчаянием говорят они. Многие уехали, бросив свои подворья или продав их за копейки. Оставшиеся семьи умоляют власти помочь им с переселением – только их никто не слышит.

Жители Еристовки и других сел, страдающих от жеваговских ГОКов, много раз протестовали. Сегодня те, кто пытается отстоять своё право на жизнь, получают угрозы. Но в основном в Еристовке остались пенсионеры, пытающиеся выжить без магазина, медпункта, почты и даже без воды. Карьер, как стозевное чудище, поглощает село, не оставляя ему даже чистого воздуха. Железная руда, которую сегодня на Полтавщине добывают Полтавский и Еристовский ГОКи Константина Жеваго, имеет оттенок человеческой крови. Но алчность капиталиста – беспредельна: к 2023 году Жеваго планирует запустить ещё и Белановский ГОК. Госуправление охраны окружающей среды в Полтавской области разрешило ему это строительство. Теперь трагедия Еристовки ожидает Остапцы, Василенки, Бондари, Базалуки и ещё 10 полтавских сёл. Крупнейший в Европе Белановский карьер по добыче железистых кварцитов может стереть с лица земли 5000 крестьян.

«Когда повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо...» Почему в 945 году древляне смогли остановить ненасытного киевского князя Игоря? Почему в 1917-м предки современных украинцев изгнали из своей жизни таких же ненасытных «волков» – «эффективных собственников»? И почему сегодня народ Украины безропотно вымирает?!

На поседевшей, обезвоженной земле Еристовки цветут огромные дикие маки. Красные, словно звёзды на будёновках крестьян, сражавшихся здесь за Советскую власть. Я не могу сравнить эти маки больше ни с чем...

Анастасия Черныш,

Украина

P.S. Во время подготовки этого материала стало известно, что в Печерский райсуд города Киева поданы новые ходатайства о наложении ареста на имущество и избрание меры пресечения в виде содержания под стражей бывшего народного депутата Украины III – VIII созывов Константина Жеваго, совладельца Ferrexpo и группы «Финансы и Кредит».

 «Правда», №49 (30981)

 23—25 июня 2020 года