Песня
сражалась за Советскую власть
От редакции.
Накануне 27-й годовщины героических и трагических дней Черного Октября мы
решили вспомнить давнюю статью, которая была написана той же осенью 93-го по свежим впечателениям о
произошедшем (напечтана в “Мысли” №19 за 1993г.) и
потому говорит о теперь уже давно прошедшем, как о событиях настоящего.
Знаю, что у большинства защитников Дома
Советов 1993 года есть собственные впечатления о том, что было у Дома Советов.
Вопиющих фактов, свидетельствующих о беззаконии, цинизме, безнравственности
сегодняшних власть предержащих и исполнителей их дикой воли вы можете привести
множество. Но если говорить о моих впечатлениях - то это
прежде всего впечатления о людях, которых я там видела и с той, и с другой
стороны.
Так
называемый Указ N1400 отнимал у нашего народа замечательное право и желанную
обязанность – быть хозяином своей страны. И люди, самые разные, но наделенные
обостренным чувством справедливости и не помышляющие снять с себя
ответственность за судьбу Родины, без колебаний устремились к зданию Верховного
Совета, на защиту власти народа.
С
нами, группой членов РПК, постоянно находился молодой парень из Ростова, тихий,
спокойный человек. У него не было в Москве ни родственников, ни знакомых. Он не
состоял ни в какой партии. Это – рабочий разваливающегося в тисках нынешней
экономической политики малого предприятия. Мы спрашивали его: «Как же ты решил
приехать сюда?» Он отвечал очень буднично и просто: «Да вот, объявили Указ;
потом включил телевизор – «Парламентский час» отменили – понял, что в Москве
какая–то несправедливость творится и поехал». Вот так просто – поехал, сами
понимаете, без всяких командировочных – узнал, понял и поехал защищать
попранную справедливость. Такою же была причина пребывания у Дома Советов
большинства его защитников.
Все
дни защиты Советской власти на площади у Дома Советов жила песня; песня была
воспитателем, песня вдохновляла и давала отдохновение, песня стала оружием,
песня вселяла надежду.
Днем
наши певуньи выходили к оцеплениям, звучали зажигательные советские, народные,
военные песни; они помогали стоявшим против нас в оцеплении понять, кто перед
ними, чего хотят эти не желающие смириться люди, какую жизнь они защищают – и
порой теплели глаза у молодых людей в милицейской и омоновской
форме, и многие из них говорили: мы с вами, мы не будем никогда стрелять в вас.
В
первую половину ночи, относительно добрую половину, когда зажигались на площади
костры, и люди позволяли себе отдохнуть, от костра к костру летела песня.
Песня
объединяла людей, будила в душах все самое светлое, вдохновляла на добрые дела
и поступки. Подчас вместе с защитниками заряжались этой песенной силой,
энергией и подсевшие к костру депутаты.
А
к 4 часам, в это зловещее для нашей страны время, каждую ночь начиналось
какое-то суетное движение автобусов с омоновцами, тревожно вспыхивал свет их
фар, высвечивая появляющиеся откуда-то новые шеренги касок. В последнюю неделю
на позицию, расположенную напротив нашего лагеря, выдвигались дополнительные
бронемашины с пушками, направленными на площадь перед Домом Советов. То ли
готовился штурм, то ли инсценировалась его возможность.
И
каждую ночь в это время у линии баррикад напротив мэрии, откуда мог быть дан
сигнал к штурму, как наше главное оружие, как наша защитница возникала песня.
Сентябрь был не по-сентябрьски холодным; дул северный
ветер; с неба что-то все время капало: то дождь, то снег, а аккордеонист
немеющими от сырости и холода пальцами играл 3-4 часа подряд, пока растаявшая
до конца ночь не уносила с собой явственную возможность штурма.
Я,
не умея петь – «медведь на ухо наступил», могла помогать нашим певцам и
певуньям только своим присутствием да тем, что держала зонт над аккордеоном, и
аккордеонист очень сердился, если зонт закрывал его голову, вместо того, чтобы
защищать от дождя и снега драгоценный инструмент.
Пели родные песни: и зажигательные советские
(«Катюша», «Подмосковные вечера», «Дорогая моя столица»), и народные («Ой,
полным полна моя коробочка...»), и военных лет («Я по свету немало хаживал»,
«Двадцать восемь самых храбрых твоих сынов», «Темная ночь»), и многие-многие
другие.
А
в моменты самого сильного напряжения как клятва рождались и летели над площадью
заветные слова: «Врагу не сдастся наш гордый Варяг, пощады никто не желает».
Да,
песни наши были очень родные, добрые, мужественные, красивые, те, какими всегда
гордится, какие любит и передает из поколения в поколение народ, их создавший.
И как негодовало все наше «население», когда лужковско-ельцинская
усилительная установка (которую народ сразу метко прозвал «Геббельсовское
радио») взялось травить нас чуждыми, визжащими звуками, песенными помоями вроде
«Путана» и тому подобными...
4 октября без 10 минут 7-мь раздались первые
выстрелы. Очень быстро они переросли в безостановочную стрельбу. Раздавив наши
символические баррикады, подавив, расстреляв людей на них, бронемашины
двинулись вдоль здания Дома Советов, безжалостно уродуя сначала первый его
этаж. Люди, бывшие на площади, вынуждены были укрыться в здании. Только один
костер продолжал гореть. Около него мирно сидели пятеро, кажется, две женских и
три мужских фигуры (я видела их уже из окна Дома Советов). А от их костра к
зданию и обратно под градом выстрелов неспешно ходил через дорогу наш
аккордеонист, раздувая мехи своего неразлучного друга: «Врагу не сдается наш
гордый Варяг...».
Но
для врага самое страшное – наше спокойствие, наша уверенность, наша несломленность.
Его
нервы не выдержали. Пушка на бронемашине развернулась в сторону костра, пули
пронзили тела пятерых защитников Советской власти. (Аккордеониста, к счастью,
силой затащили в здание выбежавшие оттуда люди...).
Примерно
12–13 часов. Величественное здание Дома Советов (дом-корабль) искорежено
безжалостно. Полыхает огнем пятый (сверху) этаж его башни. С
крыши расположенного напротив дома метко бьют по целям за окнами снайперы,
оттесняя «население» Дома Советов вглубь здания (от снайперских пуль побиты
стекла, есть раненые, говорят, что убита девушка-журналистка; головы снайперов
видны невооруженным глазом, но у охраняющих Дом Советов нет снайперской
винтовки, чтобы попытаться «снять» их), а на первом этаже идут военные действия
– атакующие приступили к штурму самого Дома.
На
третьем этаже, где я нахожусь, один из медпунктов; там несколько убитых и
раненых. Врач со слезами в голосе делится со мной: нет капельниц, нечем
остановить кровотечение от ранений, машины скорой помощи не пропу-скают; и люди умирают от потери крови при
незначительном даже ранении. Убили девушку-медсестру, которая в белом халате
пыталась доползти на улице к раненому.
Большая
часть людей (и депутаты, и работники аппарата, и защитники) собрались в зале
заседаний Совета национальностей. В зале почти темно (без окон, электричества
нет), но я не погрешу против истины, сказав, что он озарен светом человеческих
душ. Предложение помощника одного из депутатов о капитуляции отвергнуто с
негодованием. Громких слов никто не произносит, но общий настрой можно выразить
словами: вероятно мы погибнем, кто-то будет арестован,
но мы стояли за правое дело, народ наш это поймет и продолжит его. И хотя мне
есть в чем упрекнуть Руслана Имрановича в разные
периоды его деятельности, не могу не отдать ему должное: он выходил несколько
раз в зал со своей спокойной улыбкой. Смысл того, что он говорил, сводится к
следующему: простите меня, что так случилось, но мы действовали в интересах
народа, правда на нашей стороне, и мы от нее не отречемся.
Время
от времени в этом темном зале начинает звучать песня. Песни
разные, но больше народные, о Родине, о России («Березовые ситцы», «Любите
Россию», «Свобода – священное слово» «Золотая моя Москва» и др.). Поют и
солируют все: и депутаты, и служащие Дома Советов, и его защитники. Зал
трепетно замирает, когда чистый и щемящий звук пронзает темноту - это поет
детская писательница, одна из многих пришедших сюда в первые
же дни после переворота Нина Кочубей. «Гори, гори, моя звезда... Ты у меня одна
заветная, другой не будет никогда» – струится светлый луч в темноте зала.
В
зале и молодые ребята (от 17 до 25 лет) из БКНЛ: «Братства кандидатов в
настоящие люди» из Москвы, Калуги и с Украины. Они еще во многом не
разобрались, многое не познали, многому не научились. Но, думаю, симптоматично,
что свою формулу счастья они ищут на территории Советской власти...
Позднее в ответ на компромиссное предложение
«альфовцев», все мы покидаем стены Дома Советов,
выходим на лестницу в сторону набережной.
После
некоторого затишья снова звучат выстрелы, летят трассирующие пули, стрельба
учащается. Взрослые инстинктивно прижимаются к гранитному парапету, но на лицах
ребят нет страха. И когда принимается решение попытаться выйти из ловушки, все
взрослые устремляются гурьбой к набережной. У «кандидатов» звучат команды: «В
шеренгу по трое становись!», «Песню запе–вай». Над ставшей временно чужой
набережной Москвы-реки раздается такое родное: «Комсомольцы-добровольцы...».
Еще
несколько впечатлений. Больше всего запомнилось 2 момента. Первый, когда «Геббельсовское
радио» начало свое почти беспрерывное вещание. Из его тарелки неслись обращения
к депутатам и работникам Дома Советов и посулы тем и
другим всяческих льгот в случае, если они сдадут Советскую власть без
сопротивления. Так это напоминало кому пережитое, а кому виденное по фильмам о
войне, когда немецкие фашисты кричали в сторону наших окопов: «Рус Иван, сдавайс!». Слышать это в родном городе, на родном языке
было мучительно и горько. И в то же время становилось ясно, что путчисты – это
те же фашисты, которые уже не маскируясь обнажают
перед народом свое звериное естество.
И
второй. Когда мы выходили из
Дома Советов, нас обманом загнали в дом на набережной, а потом выискивали людей
по подъездам, заставляя выходить оттуда, унижали и избивали. Во дворе
беспрерывно неслись крики-команды, отдаваемые с нетерпимо, типично эсесовской
интонацией: «Руки вверх!», «Руки за голову!», «Лежать!», «Стоять!», «Стрелять
буду!», «Бегом!». Тех, кому доставалась команда «Лежать!» били зверски,
сапогами по голове, почкам, ребрам.
В
этот момент я явственно осознала, что моя Родина не на грани катастрофы,
катастрофа уже разразилась. Режим созрел и сформировал себе аппарат насилия.
Но
как в дни Великой Отечественной войны, большинство народа с первых же дней ее
было уверено в неминуемой нашей победе, так и сегодня я и мои товарищи твердо
знаем, что фашизм не сможет всерьез утвердиться на нашей земле. Мы хотели было
сочинить новую песню, песня пока далека от совершенства, но я беру на себя
смелость обратиться к вам и прежде всего к коммунистам несколькими ее
строчками:
Сердце матери в
горести рвется.
Оскорблен и унижен народ.
И как прежде в строю раздается
Тот приказ: «Коммунисты, вперед!».
Так вперед же,
друзья-коммунисты,
Наше знамя взметнем над страной!
Кровь отцов в нем священна и чиста,
В нем огонь наших душ заревой.
Мы пройдем
лихолетья невзгоды,
Пусть дорога совсем нелегка.
И священное знамя свободы
Над землей водрузим навека!
Уверена, что так и будет. Мы обязательно
победим.
Н.Глаголева