ЭРНСТ ТЕЛЬМАН – СЫН СВОЕГО КЛАССА

18 августа – день памяти Эрнста Тельмана. Эрнст Тельман – пролетарий, коммунист, солдат революции, марксист-ленинец, сын и вождь немецкого пролетариата. 11 лет жизни фашистский режим держал Тельмана в тюрьме. В августе 1944 года, из-за выхода Красной Армии на довоенные границы Третьего Рейха и возросшего сопротивления власти нацистов, он был переведён в концлагерь Бухенвальд. Фашистский режим боялся освобождения Тельмана и перспектив его грядущего лидерства в послевоенной Германии, поэтому, по прямому указанию Гитлера и Гиммлера, 18 августа того же года Эрнст Тельман был расстрелян.

 

Он родился 16 апреля 1886 года в немецком портовом городе Гамбурге. Водоворот событий, сотрясавших Германию в начале XX века (Первая Мировая война, Великая депрессия, захват политической власти фашистами), затянул Тельмана еще в юношестве и не отпускал до самой смерти.

С 16 лет юный Эрнст – член гамбургской социал-демократической партийной организации. В 18 лет он становится активным деятелем немецкого Союза транспортников. Работает биндюжником в порту, кочегаром на океанском пароходе. В 26 лет Тельман возглавляет профсоюз транспортных рабочих Гамбурга, активно агитирует и пропагандирует трудящихся. В 1914 году, будучи призванным на войну, он не прекращал агитировать солдат, вёл тесную связь с подпольными революционными организациями.

После Ноябрьской буржуазной революции правительство новой республики составили наиболее реакционные круги социал-демократии – те же, кто ранее агитировал пролетариат за войну до победного конца. Бывшие члены партии социал-демократов (Союз Спартака), разочаровавшиеся в оппортунизме сопартийцев, создают Коммунистическую партию Германии и продолжают революционную борьбу. Социал-демократы, по факту выполнявшие волю буржуазии, начинают преследование наиболее революционно настроенных представителей молодой партии. 15 января 1919 года Карл Либкнехт и Роза Люксембург были застрелены членами Фрайкора по приказу правительства.

Агрессивная политика правящего класса рождает активнейшее противодействие со стороны коммунистов. В 1920 году Тельман рвёт связи с соглашателями из Независимой социал-демократической партии Германии и примыкает к компартии, а за собой приводит 90 процентов гамбургских членов НСДПГ.

В 1921 году на III конгрессе Коминтерна Эрнст впервые услышал В.И. Ленина. Выступление вождя российского пролетариата настолько сильно впечатлило Тельмана, что у того отпали всякие сомнения в необходимости перехода буржуазной революции в пролетарскую. В своих речах Тельман часто упоминал Советскую Россию, как пример, на котором Германии следует учиться, и Ленина, указавшего путь движения пролетариату всего мира.

В 1923 году Исполком Коминтерна совместно с КПГ принял решение держать курс на осуществление в Германии социалистической революции. Решению способствовало обострение противоречий в республике и членство коммунистов в правительствах Саксонии и Тюрингии. 21 октября в Хемнице состоялась конференция рабочих. На ней планировалось объявить всеобщую забастовку, которая должна была перейти в вооружённое выступление. В ответ на предложение компартии о забастовке левые социал-демократы отказались её поддержать, а правые по-прежнему оставались на стороне буржуазии. ЦК КПГ принял решение отменить выступление.

Очагом восстания должен был стать Гамбург. Но коммунистов города не оповестили об отмене забастовки, поэтому 23 октября Эрнст Тельман возглавляет Гамбургское восстание. Три дня повстанцы вели уличные бои против полиции. 25 октября, осознав, что победу одержать не удастся, они организованно покинули свои позиции.

После поражения восстания на КПГ обрушились массовые репрессии. Рабочие правительства в Саксонии и Тюрингии при попустительстве социал-демократов были разогнаны. Коммунистам не удалось обеспечить должный уровень координации рабочего движения, потому оно было подавлено. Но работа продолжалась. Поражение в Гамбурге вдохновило Тельмана на создание боевой организации рабочих и солдат, Союза красных фронтовиков (Рот Фронт).

Дальнейшая работа компартии по привлечению на свою сторону левых социал-демократов и широких слоев рабочих вызывало агрессивную реакцию с другой стороны. Ни дня не обходится без уличных боев между красными фронтовиками Эрнста Тельмана и штурмовиками Национал-социалистической рабочей партии Германии Эрнста Рёма. В Берлине 1 мая 1929 года по мирной демонстрации коммунистов было выпущено 11 000 патронов, погибло 33 человека, около 200 были ранены, более 1200 задержаны. 3 мая Союз красных фронтовиков был запрещен в Пруссии, но продолжал действовать нелегально. В 1932 году распущен Рейхстаг.

Немецкий капитал счел национал-социалистов более эффективными борцами с «красной заразой», нежели социал-демократов, потому партия НСДАП получает большинство голосов. 30 января 1933 года её предводитель Адольф Гитлер назначен рейхсканцлером.

27 февраля того же года случился пожар в здании Рейхстага. Правящие круги Германии подстроили его, чтобы обвинить в поджоге коммунистов и тем самым подорвать доверие население к марксистским организациям. Так что неслучайно при тушении пожара был арестован и впоследствии обезглавлен член компартии Нидерландов Маринус ван дер Люббе. На следующий же день после поджога был опубликован чрезвычайный указ рейхспрезидента Гинденбурга «О защите народа и государства», на основании которого компартия Германии была запрещена. Начались аресты профсоюзников, марксистов, вообще всех сколь-нибудь левых активистов и политиков.

3 марта 1933 года был арестован (выдан предателем) и Эрнст Тельман. Пережив 11 лет в лагерях и тюрьмах, Эрнст Тельман был казнен по трусливому приказу палача Гиммлера в лагере Бухенвальд.

Что происходило с вождем немецкого пролетариата в заключении, красноречиво описал он сам. Об этом рассказывает его большое письмо – последнее письмо товарищу по заключению в тюрьме Баутцен. Хотя текст переведен с немецкого и может не отражать особенностей языка, в нем чувствуется неудержимая сила воли автора, несломленная за 11 лет заключения, и в то же время нежность, любовь и уважение к соратникам, которые доведут дело, начатое ещё Парижской коммуной, до конца.

ИР “Победитель”

От редакции. Вышеназванное письмо Тельмана адресовано его младшему товарищу-коммунисту, который также провел несколько лет в заключении. В письме есть и философские размышления, и рассказ о процессе о жутких пытках, которое пришлось испытать Тельману от озверевших гестаповцев, и о выводах, которые делает коммунист, имея за плечами много лет вынужденного одиночества в заключении.

Мы приводим лишь несколько отрывков из этого большого письма.

 

Письмо товарищу по тюремному заключению в Баутцене (январь 1944 г.)

 

«Мой дорогой товарищ по социалистическим убеждениям, по общей судьбе и по революционной борьбе!... Я буду говорить с тобой без обиняков, откровенно, говорить тем языком, на котором, разумеется, должен происходить разговор между братьями, друзьями и революционными борцами… Наша совесть чиста, она ничем не запятнана по отношению к трудящемуся немецкому народу. Она не отягощена военными преступлениями, империалистической разбойничьей политикой, тиранией, террором, диктатурой и насилием над совестью, ущемлением свободы и произволом, лжесоциализмом, фашистскими расовыми теориями, философствованиями розенберговского толка, заносчивостью, высокомерием, хвастовством и пр. Мы ничем не запятнаны. И мы не можем восхищаться этим миром и тем более приходить от него в восторг, а должны противопоставить этому миру мужественный и освежающий дух наших твердых и целеустремленных воззрений и беспощадную, резкую критику...

Конечно, и мы не являемся чистыми, непорочными ангелами. Мы также совершали в прошлом большие и порой серьезные ошибки в области политики. Мы, к сожалению, кое-что упустили и недоделали из того, что нужно было сделать в сложном переплетении минувших исторических событий, чтобы преградить фашизму путь к государственной власти. Мы признали наши ошибки и открыто говорили о них…

Только борьба имеет смысл в жизни!

К сожалению, значительное большинство немецкого народа в 1933 г. еще не понимало нас. По мере того как народ проходил «школу» фашизма, прежняя его позиция стала изменяться. В процессе перестройки своих воззрений народ стал внимательнее приглядываться к нам и к нашей позиции. Уже сегодня национал-социалистский режим излечил значительную часть нашего народа. Та часть народа, которая была левой или примыкала к левым, питает доверие к нам и к нашей партии и надеется на лучшее будущее для Германии при дальнейшем прогрессе и движении вперед социалистического Советского Союза. Так обстоит дело сегодня, и кто может знать, что завтра произойдет в Германии?..

Какое магическое действие оказывает вера в свое дело на заключенного в тюрьму человека, возвращая ему жизненную силу! Именно этот прочный фундамент дает человеку выдержку, присутствие духа, силу и твердость при всех трудных поворотах судьбы. Так и теперь в наших воспоминаниях прошлое оживает именно в служении будущему, а не в безнадежном созерцании, при котором прошлое представляется так, словно с ним покончено...

* * *

3 марта 1933 года я был арестован в Берлине...

Мне были предъявлены для ознакомления и представления объяснений все самые важные материалы руководства партии и ее организаций, которые использовались в качестве улик против меня. Сюда притащили и использовали при допросах все мои речи и статьи, материалы о всех заседаниях Секретариата, Политбюро, Центрального Комитета и о других совещаниях, а также о наиболее крупных собраниях и митингах, где я выступал. И, наконец, подробному разбирательству были подвергнуты общая политика партии, ее работа и организационная деятельность, многочисленные документы и издания, которые были ею выпущены, причем было много документов, подтасованных и сфабрикованных шпиками. Массовые организации, включая Союз красных фронтовиков, их политика и работа — были поставлены на одну доску с партией. За коммунистический союз молодежи я также должен был нести полную ответственность. Многовато для одного человека!

Невзирая на это, политически я держался как революционер. Как вождь коммунистического движения, я защищал все решения ЦК партии, а также Коммунистического Интернационала и принял за все это на себя полную ответственность. Я энергично отбил все попытки заставить меня назвать или выдать имена партийных деятелей и работников. Проявляя твердость характера, я действовал так, как требовало чувство долга. Следователям, несмотря на всевозможные уловки и ложь, не удалось на протяжении всех допросов заманить меня в ловушку или вынудить меня стать предателем по отношению к моим соратникам и к делу коммунизма. При этом дело доходило часто до резких сцен и острых стычек, что затягивало допросы. После того как следователи потерпели неудачу в своих попытках получить от меня нужные им признания, они прибегли к помощи гестапо. (Он рассказывает о перенесенных им жесточайших пытках)...

Кто измерит, сколько мы выстрадали и натерпелись за эти долгие годы заключения!

Кто поймет трагизм судьбы, удары которой нам удалось выдержать только благодаря тому, что мы не давали выбить себя из колеи.

Итак, иди смело навстречу Октябрю. Будь мужественным и храбрым! Твердо верь в правоту нашего великого дела! И если ты с помощью твердой воли сможешь преодолеть предстоящие на жизненном пути страдания и сохранить физические и моральные силы, то я надеюсь вместе с тобой, что придет время, когда от длительных мук и страданий тебя освободит и спасет социалистическая весна народов.

В центре крупных мировых событий, в накаленной политической атмосфере нынешнего времени и в текущей жизни трудового человечества находится и моя судьба. Но скольких наших храбрых социалистических соратников, пользующихся драгоценной свободой и выполняющих свой революционный долг, подстерегает сегодня, завтра или послезавтра непосредственная опасность! Если их застанут в момент их революционной деятельности, на них обрушится беспощадный удар. Революционная деятельность требует больших жертв. Это относится не только к нам, но и к другим…

Я немец с большим национальным и вместе с тем интернациональным опытом… Моя жизнь и труд были направлены только на благо трудящегося немецкого народа, мои знания, сила и опыт, моя деятельность — все существо мое было отдано борьбе за будущее Германии, за победу социализма, за свободу, за новый расцвет немецкой нации. Как моряк, я побывал в Америке, Англии, посетил почти все крупные столицы Европы и другие уголки мира. Много видел, благодаря чему расширились мои познания, кругозор и жизненный опыт. На многих конференциях и международных конгрессах Коминтерна, в которых я участвовал, я встречался с выдающимися деятелями почти всех народов земного шара. Там я получил возможность изучить и подробно ознакомиться с обычаями, нравами, языками, политической, социальной и революционной жизнью различных народов мира. Жизнь и бытовые условия немецких рабочих, служащих и чиновников, мелких кустарей и ремесленников, трудового крестьянства, а также интеллигенции известны мне благодаря большому жизненному опыту. 22 года я работал чернорабочим во многих отраслях промышленности.

Мученичество, которое я принял на себя ради великих идеалов социализма XX века, — не единичное явление, не изолировано, не оторвано от немецкого народа: оно разделяется многими и многими безымянными узниками (к которым принадлежишь и ты, мой дорогой товарищ по судьбе) и находит отклик в мощном многомиллионном движении, которое охватило и вдохновило все народы социалистического Советского Союза и во многих странах мира нашло свое идеологическое и организационное распространение.

Никто не может предсказать, что будет завтра или послезавтра со мной… Но разве отпустят меня так просто вновь в большой мир прямо из тюремных стен?

Нет! Добровольно они этого не сделают. Вероятен один исход, как ни страшно и ни горько здесь о нем говорить. А именно: при продвижении Советской Армии, в связи с ухудшающимся общим военным положением национал-социалистский режим сделает все возможное, чтобы объявить Тельману мат. В такой обстановке гитлеровский режим не отступит ни перед чем, чтобы заблаговременно устранить Тельмана, то есть удалить его или прикончить раз и навсегда.

Когда-нибудь слово «личность» приобретет примерно такое значение: характер и совокупность душевных качеств. Этим словом должны характеризовать человека, который целиком отдает свои силы на служение народу. Эта цельность характера является неотъемлемым качеством прогрессивной личности, ибо цену и масштаб личности определяет характер. Что же наиболее характерно для личности? То, что человек в любой момент подчиняет все свое бытие идее, стремясь достигнуть чего-то высшего. История жизни нашей сурова, поэтому она требует человека всего целиком. Ты, я и все соратники в борьбе за наше великое дело, все мы должны быть сильными, стойкими, боевыми, уверенными в будущем, ибо быть солдатом революции — это значит хранить нерушимую верность делу, такую верность, которая проверяется жизнью и смертью; это значит проявлять безусловную преданность, уверенность, волю к борьбе и энергию в любых ситуациях. Пламя, которое озаряет наши сердца и наполняет наш дух, как яркий светоч ведет нас по полям битвы нашей жизни. Твердые и верные характером, уверенные в победе, только такими мы сможем повернуть нашу судьбу и выполнить наш революционный долг в той великой исторической миссии, которая на нас возложена, и добиться окончательной победы подлинного социализма.

«Я предан этой мысли! Жизни годы

Прошли недаром, ясен предо мной

Конечный вывод мудрости земной.

Лишь тот достоин

                     жизни и свободы,

Кто каждый день

                 за них идет на бой!»*

С революционным приветом твой верный соратник по борьбе за социализм и стойкий товарищ по нашей общей судьбе.

* – строки из трагедии «Фауст» немецкого ученого и поэта Иоганна Вольфганга Гете