«Батька» и капитализм

 

От редакции. Очевидно, что с тех пор, как на территории всех республик Советского Союза правят бал буржуазные режимы, произошло разрушение всех сторон жизни вновь образованных так называемых стран. Но все познается в сравнении, и зачастую в пример ставятся условия, которые удерживает уже почти три десятилетия Белоруссия, где «свою» линию проводит президент Лукашенко.

Об этом, в частности, написал, в сети автор – Сергей Ксен. Вот что писал он в момент, когда к протесту вроде бы присоединились работники ряда промышленных предприятий Белоруссии.

«Работники Белаза и МАЗа требуют отставки Лукашенко и грозят устроить массовые забастовки.

Я бы взял по, грубо говоря, сотне рабочих с каждого белорусского предприятия, где требуют отставки Лукашенко, и провез бы их экскурсией по России!

Начал бы с Москвы – показал бы им, что сейчас находится на месте таких заводов как – ЗИЛ, МОСКВИЧ, РУБИН! Рассказал бы им про участь рабочих с этих заводов. Провез бы их по остальным заводам-гигантам РФ, которые сейчас стоят в руинах – показал бы как теперь живут люди, которые раньше трудились на этих предприятиях.

Всё познается в сравнении. Абсолютно ясно, что Лукашенко не подарок, что в стране очень много людей, особенно молодого поколения, которые требуют перемен.

Но! А что они предлагают? Вот эти самые работяги с Белаза и МАЗа, кроме – Лукашенко уходи! Ничего больше не выдвигают! Кончится всё это тем, чем закончилось все это у нас в Россиюшке 1991-93 годах – под крики о демократии уничтожили и распродали более 80 тысяч заводов, фабрик и предприятий, десятки миллионов оказались без работы...

А теперь вкратце дополню описанную ситуацию зарисовкой из Украины.

В начале 90-х Украина входила в десятку самых высокоразвитых стран Европы и мира. В нашей республике производились самые современные техника и оборудование. На Николаевском судостроительном заводе строились авианосцы; на АНТК им. Антонова производились крупнейшие в мире транспортные самолёты «Антей», «Руслан», «Мрия»; днепропетровский «Южмаш» являлся самым крупным в мире научно-производственным комплексом по производству ракетной и космической техники; Харьковский тракторный для сель-ского хозяйства выпускал в год десятки тысяч тракторов, а для Советской Армии – самые современные танки; Херсонский комбайновый производил зерноуборочные, а Тернопольский комбайновый – свеклоуборочные комбайны; Львовский ЛАЗ выпускал автобусы, а Львовский «Электрон» производил самые современные телевизоры. Где сейчас эти и сотни, тысячи других заводов и предприятий. Их нет. Они уничтожены, миллионы людей остались без работы, без зарплаты, без каких-либо средств к существованию.

На Украине, к моменту разрушения СССР, в декабре 1991 г. проживало 52 млн. чел. Весной 2017 г. экономист Лариса Шеслер подсчитала примерное число населения Украины по потреблению хлеба (власти-то переписи не проводят, боятся огласить её результаты). По её расчётам, в Украине на тот момент проживало 24-25 млн. чел. Как-то уже в конце правления Порошенко его министр иностранных дел Климкин признал, что из Украины ежемесячно выезжает на заработки за границу (в благословенную Европу и в Россию) не менее 100 тысяч чел.; в год, соответственно, не менее одного миллиона. Всего за границей работают порядка 10 миллионов украинцев. И большинство из них не стремится возвращаться обратно в Украину.

Итак, 1991 г. – 52 миллиона человек. 2020 г – не более 22 миллионов. Что это, как не геноцид народа Украины под лозунги «Слава Украине! – Героям слава!».

Вы, белорусы, участники оппозиционных демонстраций, хотите такой же судьбы для Белоруссии, для белорусского народа и себя лично?!

Продолжайте дальше бороться за «свободу» – свободу от работы (ваши крупнейшие предприятия будут тут же разграблены и скуплены за бесценок «эффективными собственниками»), от зарплаты, от бесплатных образования и здравоохранения, от высокоразвитого сельского хозяйства и качественных продуктов питания.

Хотите этого? Продолжайте бороться за «свободу» дальше!»

Действительно, состояние экономики и социальные условия в Белоруссии несколько лучше, чем в других республиках временно разрушенного Союза.

Однако и Лукашенко отнюдь не «белый и пушистый». И в Белоруссии свой, белорусский, но капитализм. И Лукашенко делает все то же, что и его нынешние братья по буржуазному классу. Только, как говорят, «режет хвост не сразу, а по кусочкам».

Его и в первые годы его правления никак нельзя было назвать борцом за восстановление социалистического устройства страны. Он никак не поддерживал стремление к его возрождению и наотрез отказывал коммунистам страны даже в их стремлении провести митинг 7 ноября, выразив свое отношение и к Великому Октябрю, и к развалу своей социалистической Родины

За прошедшие же годы менялось отношение «батьки» и к набирающему силу классу эксплуататоров.

Как сообщает «Обозреватель» (далее приводим его сообщение в отрывках), «Если в начале своей карьеры, после первого избрания президентом Белоруссии 10 июля 1994 г., Лукашенко называл предпринимателей «вшивыми блохами», то пробыв четверть века на своём посту, он всё чаще называет их «яйцеголовыми» (что сродни понятию «мудрецы» – ред.).

После прихода Лукашенко к власти, олигархи, возникшие в Белоруссии после разрушения СССР, начинают разбегаться «за лучшей долей» по соседним странам, в т.ч. уезжают в Россию, на Украину, в Польшу, а также в США и Израиль.

В эти годы Лукашенко заявляет: «У нас больше представителей среднего класса. Нет сверкающих небоскрёбов, «распальцованных» олигархов. Может, неплохо было бы, чтобы они были, но только не за счёт основной массы населения, как это происходит в постсоветских республиках, когда 10% владеют всей страной, 90% – нищих. Такого в Беларуси не будет».

Заявление очень важное. И оно далеко не всем бизнесменам по душе. Хотя «средний класс», это и есть буржуазия, неолигархический капитал, зачастую и крупный.

Противодействуя безудержной приватизации, Лукашенко в конце 90-х годов даже ввел так называемую «золотую акцию» указом №591 «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами». «Золотая акция» вводится на определённый срок в обществах, созданных в процессе разгосударствления собственности, и позволяет проводить решения в обход позиции частных акционеров. На предприятиях с «золотой акцией» решение госоргана обязательно для выполнения и принимается без обсуждения.

Но с 2008 г. «золотая акция» становится частью истории, и начинается постепенная отмена моратория на отчуждение акций бывших государственных предприятий частными собственниками. Однако государство еще издаёт указ № 107 (начало 2011 г.), который наделяет госорганы приоритетным правом на приобретение ценных бумаг довольно внушительного списка предприятий. То есть, государство сохраняет за собой контроль над процессами приватизации. Что, разумеется, крайне не нравится белорусскому бизнесу и белорусским оппозиционерам».

Однако «процесс идет».

«В самом первом рейтинге Всемирного банка Doing Business, опубликованном в 2006 г., по условиям ведения бизнеса Беларусь занимает 109 место. В рейтинге за 2019 г. Белоруссия – уже 37-я и один из мировых лидеров по динамике.

Первые серьезные изменения в отношении государства, президента и частного бизнеса намечаются в 2010 г. Частные предприятия становятся обязательной частью программ его посещений регионов. Владельцам крупнейших частных компаний вручаются государственные награды.

«Чем больше будет белорусских фирм, белорусских брендов, успешных белорусских предпринимателей, тем сильнее будет страна – заявляет Лукашенко в 2011 г. – Будет своё – мы защитимся, выстоим и достигнем всех наших целей».

Под своим он уже понимает любую белорусскую собственность, независимо от того, в чьих она руках – государства или предпринимателя-бизнесмена. Не говоря уже о том, что в целом страна давно живет по капиталистическим правилам, в условиях так называемого госкапитализма.

Кардинально меняется риторика главы государства по отношению к предпринимателям:

1995 г. – «Их надо стряхнуть, как вшивых блох!», – говорил А. Лукашенко.

2017 г. – «Меня коробит, если докладывают, что предприниматели пытаются работать и делом занимаются, а мы начинаем блох выискивать. Этого быть не должно».

 То есть зеленый свет частному бизнесу. А значит, льготные условия классу эксплуататоров, которые по определению не будут в приоритете держать интересы и права трудящегося, рабочего человека.

«В 2018 г. Лукашенко на встрече с высокопоставленными руководителями Европейского банка реконструкции и развития скажет: «Мы абсолютно не против процессов приватизации, это вполне естественная норма… Мы против обвальной и шоковой приватизации».

При Лукашенко создаётся так называемый «ближний круг» бизнесменов, которым, с позволения «бацьки», разрешается приватизация. Но при этом все они берут еще на себя соответствующие социальные обязательства.

С некоторыми представителями крупного бизнеса у Александра Лукашенко выстраиваются личные коммуникации. Еще с конца 1990-х – начала 2000-х одним из партнёров-друзей президента является совладелец газотрейдера «Итера» Игорь Макаров, периодически помогающий минским властям в противостояниях с «Газпромом».

С начала 2000-х почётное место в «ближнем круге» занимает основатель многопрофильного холдинга «Сафмар» Михаил Гуцериев, который строит в Белоруссии калийный комбинат, поставляет нефть, владеет гостиницей Minsk Renaissance, другой недвижимостью, строительной компанией и активами в IT-секторе.

Частная инициатива в этом периоде приветствуется. Часть новых заводов и фабрик возводится на территории свободных экономических зон. Первая из них, представляющая резидентам льготный налоговый режим, создаётся в 1996 г. возле Бреста (СЭЗ «Брест). Здесь расцветает «Санта Бремор» одного из самых влиятельных бизнесменов новейшей истории Белоруссии Александра Мошенского.

В 2014 г. регистрируется Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». Под создание инфраструктуры, которая должна обеспечить функционирование инновационных производств в электронике, биомедицине, тонкой химии, производстве новых материалов и т.д., указом президента передаются несколько тысяч гектаров под Минском. Резиденты парка, число которых приближается к 50 компаниям, получают самые большие налоговые льготы в стране.

«Частную собственность надо создавать прежде всего за деньги самих частников, а не за счёт народной собственности. Пожалуйста, ищите деньги и стройте предприятия», – призывает частный бизнес Александр Лукашенко в начале 2000-х годов. Частный капитал создаёт новые предприятия и даже целые отрасли, на которые у государства нет либо времени, либо средств, либо компетенции. (А откуда у частных «предпринимателей» нашлись деньги на строительство предприятий и даже создание целых отраслей?– ред.)

Результат мы получили в нынешнем году, когда тысячи белорусов протестуют против Лукашенко. Протестуют, в основном, мелкие и средние предприниматели, представители интеллигенции, которые спят и видят, чтобы Белоруссия побыстрее вошла в «цивилизованный» Запад.

Протестует в основном молодёжь, за свою жизнь не знавшая другого руководителя, кроме Лукашенко, и жаждущая «перемен». Правда, какие будут последствия, этого молодёжь не знает.

Итоги прошедших выборов не признают ни США, ни ЕС. Это и понятно. Им нужно подчинить себе Белоруссию, поставить во главе страны такую же марионетку как Зеленский на Украине. Тогда в Белоруссию ринется крупный транснациональный западный капитал и быстро поглотит и мелкий, и средний белорусский бизнес.

А в качестве «свободы» белорусы, также, как и украинцы, получат уничтожение национальной экономики, разорение, массовую безработицу и тотальную нищету, и, как результат, повальное бегство на боготворимый Западв поисках заработка на кусок хлеба.

Но это не всё. Белоруссия нужна военщине США-НАТО, чтобы окончательно замкнуть кольцо окружения России и американо-НАТОвским танковым соединениям выйти на подступы к Москве.

Украина Западом уничтожена и опущена на уровень Гаити, уровень самых отсталых и вымирающих африканских и латиноамериканских стран.

Следующая на очереди – Белоруссия. А там придёт черёд и России.

Очень бы хотелось, чтобы протестующая белорусская молодёжь хотя бы чуть-чуть задумалась о своём недалёком будущем, задумалась, имея перед глазами трагический пример Украины.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

От редакции. Но сегодня протестуют не только не получившие свободу в разворовывании страны предприниматели. В Белоруссии, как и во всех республиках Союза, протестуют и трудящиеся, ставшие угнетаемыми и эксплуатируемыми в результате разрушения СССР. Правда, их протест еще не осознан должным образом и не организован.

В условиях противостояния лукашенского госкапитализма и неолиберальной оппозиции с ее настроем в пользу откровенных интересов бизнеса и иностранных «радетелей за свободу» Белоруссии, то есть в пользу иностранного вмешательства в судьбу страны, трудящимся, действительно, не место в рядах протеста неолибералов.

Однако в их коренных интересах – организация массового протеста против укрепляющейся капитализации республики, за ее социалистическое будущее. Эта борьба должна стать частью общей интернациональной борьбы рабочего класса и других слоев трудящихся и Белоруссии, и всех республик Советского Союза, и всех, мечтающих  социализме, жителей Планеты.