Что такое
ревизионизм?
Мы
нередко употребляем термин “ревизионизм”, порой забывая его истинное значение. Для
некоторых это лишь ярлык в политической дискуссии. Но ревизионизм – вполне
конкретное направление в общественной мысли, очень коварное и хитрое. Давайте в
общих чертах разберемся в том, что же такое ревизионизм и почему мы –
ортодоксальные марксисты-ленинисты – негативно
относимся к радикальному пересмотру нашей теории.
Суть
ревизии
Те,
кого мы называем ревизионистами, часто говорят о необходимости развития
марксизма, о его обновлении и адаптации к современным реалиям.
Но
проблема тут в том, что ревизионисты предпочитают «развивать» марксизм через
его тотальное отрицание. Внушая, что марксизм якобы в корне устарел, эти авторы
кладут под нож все ключевые моменты марксизма: материалистическую диалектику и
исторический материализм, борьбу классов, революцию и диктатуру пролетариата. В
общем, “радикальные новаторы”, коими они себя видят, отказываются от всего
того, что характеризует марксизм, что делает марксизм марксизмом.
И
взамен ревизионистами диктатура пролетариата заменяется “демократическим
социализмом” и парламентскими реформами, материализм заменяется идеализмом и
религией, трудовая теория стоимости заменяется иными буржуазными теориями
(современной монетарной теорией, кейнсианством и т.д.). В конечном счете,
ревизионисты предлагают нам совершенно другую (ложную – ред.) «теорию». То, что
выходит из под их пера – это
не «обновленный» революционный марксизм, а нечто, совершенно отличное от учения
Маркса.
Находятся
возражающие: мол, “ревизия создает лишь новое прочтение Маркса, но остается в
русле его учения; тем самым создается лишь другое направление или ответвление
внутри марксистской теории”. На самом деле, это не совсем так.
Марксизм
– это не “интеллектуальная традиция” и не некое направление политической или
философской мысли. Марксизм нельзя толковать на свой лад, как вздумается тому
или иному автору.
Марксизм
– это целостная научная теория. (Марксизмом открыт закон общественного
развития, позволяющий объяснить смену предыдущих формаций и предвидеть грядущее
изменение общественного устройства; при этом марксизм дает систему и научных
представлений, и необходимых практических рекомендаций, позволяющих осуществить
это грядущее прогрессивное изменение – ред.)
И
ежели кто-то задумал создать безотносительно к
марксизму «новую теорию», наверное, это возможно. Но нас смущает, как минимум,
факт маскировки этой новой теории под марксизм. И это первая проблема
ревизионизма.
Есть ли основания для отказа от марксизма?
Вторая особенность и вторая проблема ревизии
в том, что для отказа от нашей теории нет совершенно никаких оснований. Личные
пожелания и представления, подтасовка фактов, сочинительство – все это
становится «основанием» для того, чтобы отринуть революционный марксизм.
При
этом есть разные формы ревизии: “справа”, заточенная под буржуазный реформизм,
и “слева”, заточенная под ультрареволюционный синдикализм. Однако главная
черта, которая объединяет всех ревизионистов, – отказ от диктатуры
пролетариата. Причем отказываются от диктатуры пролетариата они по совершенно надуманным
причинам. Кто-то говорит, что это положение в марксизме не главное, ведь Маркс
использовал это выражение всего несколько раз (подобный довод разбил еще Ленин
в своей критике Каутского). Другие ссылаются на крах Советского Союза
(связанный, между прочим, и с отказом от следования этому положению – ред). Однако во всех случаях
ревизионисты самым наглым образом отказываются признавать реальную историю и
факты.
Маркс
и Энгельс неоднократно в своих сочинениях утверждали, что коренное
преобразование общества, т.е. построение коммунизма, вызовет сопротивление
господствующих классов. Буржуазия и их прислужники не дадут так просто
устранить классовое деление и существовавший (еще тогда) общественный строй.
Они будут сопротивляться и подавлять любые устремления,
коррумпировать их и подчинять себе, агитировать против нового общественного
устройства, саботировать, организовывать свои пробуржуазные
политические партии, а к ним и вооруженные отряды. А потому трудящимся после
взятия власти до определенного времени нужно будет использовать государство для
подавления сопротивления свергнутых эксплуататоров и удержания власти в руках
трудового народа.
Тезис
о сопротивлении эксплуататоров не был взят с потолка. Античные владельцы рабов
жестоко подавляли любые поползновения рабов на свободу, средневековые феодалы
подавляли крестьянские восстания, которые возникали из-за того, что феодальные
князья не давали свободу крестьянам и не шли на компромиссы. И сама буржуазия
также не отличается добродушием: она подавляла забастовки и митинги рабочих в
Англии, жестоко подавила восстание ткачей в Силезии, бунт в Китае и так далее.
Но это – лишь цветочки.
XX
век наглядно показал, на что способна буржуазия под угрозой собственного
уничтожения. Крупные предприниматели взрастили и привели нацистов к власти, а
олигархи других стран нацистов поддерживали. Жестокий диктатор Пиночет в Чили –
это тоже дело рук буржуазии. Война в Корее и Вьетнаме, оккупация Доминиканской
республики, вторжение в Панаму и на Гренаду. Убийство Че
Гевары. 156 покушений на Фиделя
Кастро. Блокада социалистического лагеря. План “Дропшот”
по военному уничтожению Советского Союза. Маккартизм. Программа ФБР...
Будучи
в здравом уме, мы не можем рассчитывать на “благоразумие” или “добродушие”
капиталистов. Крупные олигархи и чиновники не станут добровольно отказываться
от своей власти, своего влияния и богатств. Вся их суть, как агентов капитала,
зиждется на присвоении богатств и паразитическом их обладании. А потому для
своей защиты и подавления эксплуататоров рабочим нужно свое государство.
То
же самое происходит с остальными положениями марксизма. У нас нет оснований
отказываться от диалектического материализма или классовой борьбы, нет
оснований пересматривать значение частной собственности в обществе, построенном
на эксплуатации человека, менять наши представления о коммунизме как плановом
хозяйстве, и так далее.
Альтернатива марксизму?
Таким
образом, нет никаких оснований для коренного пересмотра и отказа от цельной
научной теории марксизма. Но, очевидно, страшась ее, ревизионисты и подсовывают
нам откровенное мракобесие, набор глупостей, заблуждений и личных домыслов. В этом состоит третья особенность и третья
проблема ревизии – достойной замены революционному марксизму просто не
существует и не может существовать.
Что
предлагается вместо диктатуры пролетариата? Как правило, установка простая:
коммунистическая партия теперь должна ориентироваться на легальную работу,
главная цель которой – победа на парламентских и президентских выборах. И только
завладев большинством мест в парламенте, мы сможем постепенными реформами
строить социализм.
В
основу такой установки положено, например, допущение, что форма буржуазной
демократии, всеобщее избирательное право, означает чистую и действительно всеобщую
демократию, которая лишена классового характера. И полагаясь на добродушие и
благоразумие капиталистов, мы, по какой-то неведомой причине, руководствуясь
личными представлениями и пожеланиями, должны закрыть глаза на реальную
историю, на фактическую сторону вопроса.
Но
пожелания, домыслы и пр. – всего этого категорически
недостаточно рабочему классу для своего освобождения и построения коммунизма. А
реальность такова, что крупные предприниматели и их политические силы не дадут
нам в полной мере осуществить то, что необходимо для построения настоящего
социализма.
Известный
чилийский политик Сальвадор Альенде как раз опирался
на идеологию под названием “демократический социализм”. Он добился немалых
успехов: стал президентом, сформировал левое правительство. Однако его реформы
были лишь косметикой капитализма, не выходящей за его рамки. В конечном счете,
“левое правительство”, отказавшееся подавлять буржуазию и не способное себя
защитить, оказалось свергнуто военными, которые установили фашистскую диктатуру.
Т.е. такая замена марксизму совершенно недееспособна.
История
подтверждает, что именно материалистический подход обусловил, в конечном счете,
победу российских рабочих во главе с большевиками.
Практические успехи ревизионизма?
Четвертая и самая главная на сегодняшний день
особенность ревизии – ее практическая непригодность. Наша теория, по умолчанию,
должна быть прикладной, связанной с реальной политикой, нацеленной на изменение
общественной жизни. И понятно, что для успеха в этом деле нужно руководствоваться
знанием и его практической реализацией, а не заблуждением. Совершенно очевидно,
что на основе неверных расчетов или мнений, взятых с потолка, в космос ракету
не запустишь. В лучшем случае, вообще ничего построить и запустить не удастся,
в худшем – погибнут люди.
К
сожалению, ревизия толкает трудящихся именно к самому худшему. Можно сказать,
что главная проблема ревизионизма – практическая несостоятельность. На практике
ревизионизм ведет нас к краху.
Главный практический “успех” ревизионистов –
крушение Советского Союза и временное поражение движения к мировой революции.
Причиной тому – прежде всего отказ от диктатуры пролетариата как принципа, от
классовой борьбы и революции на мировой арене.
И
вновь пример – история с Сальвадором Альенде и Чили в
1970-х гг., которая наглядно показывает, какую цену мы заплатим за отказ от
революции и рабочего государства. С одной стороны, все “социалистические”
реформы Альенде не затрагивали самые основы
капиталистического строя. Альенде не посягал на
святость частной собственности и главенство буржуазии. С другой стороны,
буржуазии даже это не понравилось – когда Альенде
надоел местным капиталистам и мировой буржуазии, то его просто свергли, а саму
страну на десятилетия погрузили в пучину крайне либеральной экономики и
фашистского террора. А ведь этого можно было избежать, если бы чилийский
пролетариат завоевал политическое господство, преобразовал государственную
машину под себя и был готов подавлять буржуазию.
Ревизионисты,
естественно, не смогли и не могут в принципе привести общество к социализму. В
лучшем случае, то, что они сами называют социализмом, оборачивается тем же
буржуазным строем, только с “человеческим лицом”. Тут можно вспомнить так
называемый “социализм в XXI веке” или “социализм с китайской спецификой”.
Все
это – капиталистические общества. Перед нами все тот же капитализм, который
приправлен демагогией под левой риторикой, некоторым сглаживанием пропасти
между богатыми и бедными.
Прикладным
итогом ревизионизма становится не просто пересмотр теории с целью ее улучшить,
а уничтожение марксизма и спасение буржуазного общества ценой потери победы
рабочего класса. Современное рабочее движение настолько загажено этой
“модернизацией”, что никак не может перейти в наступление.
Ревизия
представляет ценность только для класса предпринимателей, поскольку именно
темнота и невежество позволяют удерживать народ в повиновении.
Итоги
Негативное
отношение к пересмотру, ревизии марксизма у нас возникает по объективным причинам:
нет никаких оснований для отказа от прежних положений, предлагаемые
ревизионистами «открытия» лишь обманывают рабочих, обезоруживает их и удаляет
победу трудящихся в реально существующей классовой борьбе.
По материалам статьи
Ин-т ресурса «Политштурм»