Где начало наших бед?

 

В любой отрасли хозяйства – промышленности, сельхозе, науке, культуре и т.д., если повести разговор о падении уровня развития, а то и вовсе – о деградации и разрушении – приходим на уровень начала 90-х годов прошлого столетия. Речь может идти и о чрезвычайно важной для страны отрасли, и о сравнительно незначительной области ее жизни, но в любом случае – точка отсчета падения остается все той же: 30 лет назад.

Такая же судьба постигла и одно из любимых детищ советского киноискусства – советскую мультипликацию и ее родной дом – Союзмультфильм.

У Союзмультфильма было немало преданных ему и творческим работам, выходившим из его стен, славных авторов и их почитателей, и все тридцать лет велась борьба за сохранение этого богатства советского народа.

В лапы мошенников-коммерсантов студия попала еще в годы перестройки. Началось разграбление студии. Даже википедия вынуждена констатировать: «В 1993 году законодательно закрепляется право киностудий на использование прав произведённых ими фильмов. В этом же году директором студии становится 24-летний Сергей Скулябин. С 1996 года начинается противостояние коллектива студии и новой дирекции. В 1997 году Скулябина увольняют, но в августе этого же года он с помощью сотрудников ЧОПа осуществляет рейдерский захват студии. Следующие два года «Союзмультфильм» существует в режиме борьбы. В это время производство фильмов почти полностью прекращается, государство приостанавливает финансирование. Творческий коллектив студии практически разваливается.

Как вспоминал Акоп Киракосян: «По неопытности приняли на работу в качестве директора Сергея Анатольевича Скулябина, который оказался просто преступником — он потом сбежал в Америку. У него была одна задача — обанкротить предприятие и ликвидировать его. Раз студии нет, значит и нет расходной части, а доходы всё время капают в карман с продаж старой коллекции».

Припоминается, что еще в 1992-1994-х годах, руководствуясь рыночными соображениями, новые «развиватели» студии продали в США (компании бывшего актера Олега Видова) за бесценок множество черно-белых советских мультиков. А предприниматели от искусства в странах развитой рыночной экономики «раскрасили» их и получили с иностранного зрителя немалый куш в свои карманы. Борьба за студию и направление ее деятельности велась и все 2000-е годы. Даже Алишер Усманов в 2007 году чуть помог, выкупил у американцев право использования большинства ранее «подаренных» им мультфильмов и передел (не знаем уж, на каких условиях) студии Бибигон при канале ТВ Россия1. Но развал студии продолжался.

В 2016-2017 годах КС ДЗД и редакция «Мысли» не раз выступали в защиту студии и в публикациях, и на ряде конференций. Помним, как бились в те годы за студию ее замечатательные режисеры, в том числе или прежде всего Юрий Борисович Норштейн – из ветеранов и режиссер последнего выпуска советской школы - Михаил Владимирович Алдашин.

Но кадровая политика Министерства культуры оставляла за бортом лучших сотрудников, которых с огромным трудом собирал бывший несколько лет художественным руководителем Михаил Алдашин. Он говорил тогда:

«Союзмультфильм» должен быть образцом качества в зрительском кино. Авторское зрительское кино, продолжающее традиции таких авторов, как Хитрук, Назаров, Норштейн, Котеночкин, Атаманов, Качанов и многих других. По-моему, это и есть тот самый «особый путь» российской анимации».

Студию тогда ждал переезд в новое здание, в котором обещали установку нового оборудования, но в котором не было места душе советской мультипликации.

Тот же М. Алдашин писал: «Переезд студии должен быть ознаменован приездом «первого лица». Значит, все должно выглядеть нарядно... Но мне казалось, неплохо показать «первому лицу» хорошие фильмы. Нет. Его привезут перерезать ленточку. Будет праздничная выставка со знакомыми персонажами. Но там не будет тех, кто по-настоящему умеет делать достойное кино».

С переездом в новое здание не стало в руководстве студией и Михаила Алдашина. И, как и следовало ожидать, поддержку Минкульта получали наиболее рыночно-ориентированные руководители. Последние 4 года его возглавляет специалист именно такого профиля Юлиана Слащева – председатель правления «Союзмультфильма».

В эти годы сайт студии сообщает: «Сегодня «Союзмультфильм» активно занимается развитием сериальной продукции, адаптацией отечественной анимации под иностранные рынки, а также создаёт развивающий контент для детей».

А пару месяцев назад «Союз-мультфильм» был декоммунизирован и стал акционерным обществом, дабы вписаться в свободный рынок. Вот что писали «новые мультдеятели» о сделке в июле 2020-го: «создана стратегия развития «Союзмультфильма», которая предполагает наше развитие в холдинг, действительно в корпорацию. Наше акционирование должно закончиться до конца лета. Мы должны превратиться из ФГУПа в акционерное общество, сначала с государственным капиталом, а потом с приватизацией в сторону «Сбербанка».

Мы надеемся, что вопрос закроется этим годом».

Да, год действительно стал решающим.

До сих пор всеми правдами и неправдами Ютуб-каналы, обеспечивая запрос зрителей, давали возможность увидеть фильмы отечественной анимации, из которых подавляющее большинство – советские. Один из каналов «Мультики студии Союзмультфильм» рекламировал себя с подписью – Страна: Соединенные штаты (число подписчиков 3.62 млн. чел.); второй – Ютуб-канал «Союзмультфильм» подписывал свою информацию Страна: Россия (число подписчиков 1,7 млн. чел.) .

И вот информация самого последнего времени.

С 1-2 октября мульфильмы исчезли с обоих каналов. А еще ранее было сообщение от 3 августа с.г., что «Союзмультфильм» передал эксклюзивные цифровые права на свою «золотую коллекцию» онлайн-кинотеатру PREMIER. Сервис, который принадлежит «Газпром-Медиа», получил почти тысячу анимационных фильмов и сериалов — в том числе «Ну, Погоди!», «Винни-Пух» и «Маугли».

Таким образом, из 1065 видеороликов в Ютуб канале «Союзмультфильма» остался всего 21, остальные были удалены в связи с передачей авторских прав глобальной медиакорпорации.

Многие из этих фильмов были сняты до 1950 года и не подпадают под закон о защите авторских прав, не говоря уже о том, что эти мультики – культурное достояние нашего народа.

В 2018 году Юлиана Слащева, добившись передачи студии интернет-прав на всю «золотую коллекцию» мультфильмов, писала: «Мы начали борьбу за интернет-права год назад, так как уверены, что доход от их продажи должен составлять не 5,5 млн руб., которые получала киностудия, а существенно больше. После того как мы начали бороться, нам увеличили выплату в два раза — до 11 млн руб. по итогам 2017 года. По нашим оценкам, интернет-права должны приносить «Союзмультфильму» как минимум в пять раз больше».

И Юлиана Слащева идет и дальше к своей цели. 23 января 2020г. «Союзмультфильм» получил права на показ «золотой коллекции» на платном ТВ.

Теперь «золотая коллекция» мультфильмов, созданных еще в СССР, на YouTube не доступна, а доступна будет (?) на сервисе «Газпром-Медиа». И есть основания предполагать, что только подписчикам на платной основе.

Вот и выходит, что все наши беды, и даже потеря «чебурашки и чиполлино», начинаются с общества, где рынок «правит бал».

И всё, в том числе и нашего «ежика в тумане», можно будет вернуть только вместе с социалистическим общественным устройством. Вот главная задача нашей борьбы.

Это ведь нам и Чиполлино, и Незнайка много лет доказывали.

По Ин-т материалам

 и информации сайта РОТ-ФРОТ