Средняя Азии. Эпоха контрреволюции
и декоммунизации
Поражение
социализма и распад СССР обернулись настоящей социальной катастрофой и регрессом
для пяти бывших советских республик Средней Азии. Но специфика данного региона
заключается и в том, что реставрацию капитализма, если можно употребить этот
термин для региона, где фактически ранее не было капитализма, осуществила
правящая партийная верхушка сверху, которая трансформировалась в класс
буржуазии. В Казахстане — бывший первый секретарь КП Нурсултан Назарбаев, в
Туркмении — бывший первый секретарь КП Сапармурад
Ниязов, в Узбекистане – бывший первый секретарь КП Ислам Каримов возглавили
процесс демонтажа плановой экономики и проведения политики приватизации и
внедрения рыночных реформ.
Исключение
составляет Кыргызстан, где к власти приходили президенты не из числа бывших
партийных руководителей, но и там бывшие партийные кадры сыграли ведущую роль в
рыночных преобразованиях. В Таджикистане в результате гражданской войны
1992-1994 годов к власти при поддержке действующей Компартии пришел один из
бывших партийных работников – Эмомали Рахмонов, ставший впоследствии, как и Назарбаев, Каримов и
Ниязов, бессменным руководителем республики и также возглавивший процесс
установления капитализма.
В
итоге контрреволюции государства Средней Азии оказались под контролем
коррумпированных кланов и семейных клик, которые не в состоянии ни поддерживать
их жизнеспособными и развивающимися, ни обеспечить условия, в которых
бесчисленное множество этнических групп сможет жить в гармонии между собой.
Вместо того, чтобы использовать природные богатства
региона для развития экономики и социальной инфраструктуры, правящие элиты
участвуют в активном их разграблении при участии американских, европейских и
китайских добывающих компаний, которые фактически приступили к дележу региона
на сферы влияния.
Чтобы
сохранить власть, они используют методы полицейского государства, а в случае
Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана – вообще вернулись к методам
средневекового абсолютизма. Партии буржуазной оппозиции, где они существуют, не
только не могут предложить региону выход из экономической катастрофы – даже за
демократические права они выступают только тогда, когда именно их ущемили в
правах. Как показывают события в Киргизии, различные группировки буржуазной
элиты могут, когда это им удобно, рядиться в одежды борцов за демократиче-ские права, а в другой
раз они же вполне способны использовать национальные и этнические различия для
разделения трудящихся.
Формальные
границы, разделявшие в советские времена Ферганскую долину, сейчас стали
реальными, различные режимы держат их закрытыми под разными предлогами.
Возникает ужасающая (если не ближайшая) перспектива превращения Ферганы в новый
Кашмир, разорванный на куски, оккупированные той или иной республикой, с
помощью возведенной стены между ними. Ярким примером может служить кровавый
погром узбек-ской диаспоры в
киргизском городе Ош в 2010 году. Ежегодно между государствами существуют
трения по вопросам распределения водных ресурсов, а между Таджикистаном и
Кыргызстаном постоянно вспыхивают приграничные конфликты.
Регресс
коснулся не только трудовых, но и семейных отношений, и привел к возвращению
подчиненного положения женщин мужчинам и девушек родителям. С 90-х годов в
Узбекистане, Кыргызстане, Туркмении, Таджикистане и Казахстане стали
практиковать принудительную выдачу девочек и девушек замуж за калым,
распространилось насильственное похищение невест, которое заканчивалось
избиением и сексуальным рабством. Значительно вырос процент неграмотных женщин.
В Таджикистане, например, выросло целое поколение девушек 18-20 лет, среди
которых более 50% вообще не ходили в школу, а занимались домашним хозяйством
или работали на полях.
Ситуация
усугубляется ростом религиозного мракобесия, которое еще больше способствует
закабалению женщин бывшей советской Средней Азии. Особенно это характерно для
Таджикистана, юга Кыргызстана и ряда регионов Узбекистана. Повседневным
явлением становится многоженство, а в Казахстане часть буржуазии использует
практику содержания молодых девушек и девочек, выполняющих роль дополнительных
жен.
Подобные
дикие устои культивируются сверху правящим классом, насаждаются сознательно
через проповедование на официальном уровне национально-консервативных и
патриархальных идей. Нынешняя верхушка, находящаяся у власти, пытается также
изолировать друг от друга народы бывшей советской Средней Азии через введение
латиницы в национальные языки и через лишение молодого поколения доступа к
советскому культурному, научному и литературному наследию. Это, безусловно,
сопровождается общим падением уровня образования молодежи и женщин.
Национализм
становится также главным идеологическим стержнем современных государств
Центральной Азии, к которому добавляется воинственный антикоммунизм, а также
восхваление участников контрреволюционного басмаческого движения,
представителей партии «Алаш», воевавшей на стороне
белого адмирала Колчака в гражданскую войну и коллаборационистов,
сотрудничавших с нацистами во время Второй мировой
войны.
Так,
в 2017 году казахстанские власти открыли в городе Кызыл-Орда памятник идейному
вдохновителю и организатору Туркестанского легиона вермахта и мусульманских
частей СС Мустафе Шокаю. Его именем названы улицы, торговые центры, библиотеки,
снимаются фильмы. В прессе появляется все больше публикаций, показывающих
легионеров, служивших у Гитлера, в качестве борцов со сталинской диктатурой. В
Кыргызстане в конце прошлого года депутаты всех фракций парламента даже
инициировали законопроект о полной реабилитации всех жертв советской власти, в
том числе и легионеров Туркестанского легиона и солдат мусульманских частей СС.
Примечательно, что лоббистами этого законопроекта выступили «Открытое
правительство», созданное при участии USAID, и небезызвестный фонд «Сороса».
Параллельно
идет и процесс тотальной декоммунизации.
Казахстанская либерально-националистическая партия «Ак
жол» пытается по украинским лекалам принять закон о
«голодоморе», а также запретить коммунистическую идеологию. Президент Касым-Жомарт Токаев сформировал специальную комиссию по
«реабилитации» жертв «голодомора», и значит можно ожидать принятия
соответствующего закона.
Поэтому
при утверждении националистической идеологии им так важно уничтожить все
советские монументы. Так, еще свежи впечатления от варварского разрушения в
прошлом году двух памятников создателю Казахской ССР Михаилу Калинину. Все чаще
мы видим акты вандализма и в отношении памятников воинам Красной Армии, которые
должным образом не расследуются полицией.
Нынешнее
положение в Средней Азии в контексте мировой экономической ситуации означает,
что регион будет и дальше испытывать социальные и политические кризисы. И пока
нет четкой классовой альтернативы, эти кризисы будут использоваться различными
группами правящей элиты для продвижения собственных политических интересов. В
период подъема социальных протестов они будут выдвигать популистскую программу,
чтобы одурачить массы и сделать их своими сторонниками. Сейчас это как раз и
происходит в Кыргызстане. Когда же протесты ослабнут, требования будут
«забывать». И еще. Когда массы отходят от активного участия, растет опасность
этнических столкновений – стихийных или сознательно подогретых частью правящей
элиты.
Таким
образом, на нашей организации (как и на всех коммунистических и левых
организациях разрушенного сейчас Союза – ред.) лежит ответственность: как можно
шире представлять собою социалистическую альтернативу, которая может предложить
выход рабочим и малоимущим Казахстана. В центр нашей пропаганды мы ставим идею
о максимально возможном единстве рабочих и малоимущих всех национальностей
региона.
Особенно
в случае, когда рабочие на предприятии входят в конфликт с иностранным
собственником – мы призываем постараться объединить всех рабочих в профсоюз и
бороться за такие требования, как равная оплата за равный труд независимо от
национальности, против расовой сегрегации и дискриминации, за рабочие места для
всех. Выдвигая лозунг национализации, параллельно следует выдвигать и
требование рабочего контроля и управления – чтобы предприятие было изъято у
иностранцев не просто для последующей передачи местному собственнику.
Нынешний
капиталистический кризис, особенно затронувший добывающие экономики региона,
сопровождаемый неспособностью власти справиться с пандемией коронавируса,
вызвал новый всплеск социальной и протестной активности не только в Казахстане,
но и в соседних Кыргызстане и Узбекистане. Новое
поколение молодежи, не имея перспектив получения даже низкооплачиваемой работы,
внутренние мигранты, «самозанятые», а также отряды
рабочего класса (прежде всего – ред.) в добывающих отраслях становятся гремучей
смесью будущих социальных потрясений.
Несмотря
на нынешнюю контрреволюцию, махровую реакцию и регресс, все равно достижения
советской власти во время социалистического строительства и формирования новых
наций оказались столь высоки, что эти страны не были еше
отброшены окончательно в средневековье. Еще существует общий культурный и
образовательный фундамент и базис, что создает определенную перспективу для
народов Средней Азии в случае нового революционного кризиса вырваться из пут
двойного гнета и поставить вопрос об обобществлении производства и коренной
смене всего вектора социально-экономического развития.
Айнур Курманов,
сопредседатель Социалистического движения Казахстана
http://socialismkz.info/