Вести с «Островка демократии»

 

Чуть больше месяца прошло с начала так называемой «третьей кыргызской народной революции». Конечно, необходимо взять в дополнительные кавычки слова «народная» и «революция», так как это привычный уже нашим согражданам буржуазный переворот с целью замены, как говорят в народе, «рыл у кормушки» или национальный вид спорта – «взятие Белого дома» без применения оружия.

Силы, боровшиеся за хлебные места на выборах, представляют из себя причудливый винегрет из либералов, националистов, социал-демократов и откровенных проходимцев, которые уже и не скрывают своих поисков «места под Солнцем». Левые силы в этом «сонме прекрасных людей» представлены не были, несмотря на положительное в целом отношение населения к советскому периоду истории и на ощутимый голод к социальной справедливости. Причина кроется в отсутствии на настоящий момент серьезных, по-настоящему левых, массовых партийных организаций (имеющиеся КП зарегистрированы как ОО на частные лица), высоких предвыборных взносов, обнищании населения. Крупная буржуазия закономерно не горит желанием финансировать своих могильщиков. Все проблемы левого движения явственно проявились на митинге в честь дня Великой Октябрьской Социалистической революции – малочисленность, раздробленность и усталость.

Формальным поводом для очередного майдана послужила имевшая место фальсификация парламентских выборов. Истинные же причины кроются в катастрофических проблемах в сфере экономики и ставшие «притчей во языцех» пережитки средневекового общества, так называемые «традиционные ценности». В особенности, дикий допотопный трайбализм и воспитываемое с горбачевских времен мифологическое восприятие истории, свойственное основной массе. Чего стоят только празднования в честь 3000 лет киргизской государственности, в котором поучаствовали известные ученые!

Катализатором первой из названных причин стала пандемия коронавируса, которая добила многих мелких хозяйчиков, «атлантов, так и не расправивших плечи», и сократила рабочие места по всему миру. Не последнюю роль в непосредственных столкновениях с милицией сыграли именно оставшиеся без работы гастарбайтеры, многие из которых вынуждены были вернуться из стран-работодателей, пополнив ряды безработных. Нужно отметить, что денежные переводы от трудовых мигрантов по данным министерства труда и социального развития формируют не менее трети ВВП страны. Собственное производство практически отсутствует. За 30 лет так называемой «независимости» советские предприятия были практически полностью уничтожены, станки распроданы по цене металлолома, а новые производственные мощности так и не появились. Такой «роскоши» не позволяли себе даже откровенные варвары – гитлеровцы, которые на оккупированных территориях старательно сгребали всё, что удалось захватить, до последнего станка, и пускали в дело. Напомним, что при советской власти на территории республики производились в достаточно больших объемах различные производственные и непроизводственные продукты: от одежды, обуви и лампочек, до боеприпасов к различным образцам вооружения, комплектующих для этого оружия (в т.ч. высокотехнологичного) и советские вычислительные машины – ЭВМ. Многое из того, что производилось в Киргизской ССР, шло на экспорт и не только в страны СЭВ. Обувь фабрики «Чолпон» можно было увидеть на прилавках во Франции, Италии, ФРГ и т.д.

Вернувшиеся зараженные трудовые мигранты не только снизили общую массу денег в республике, не только влились в число безработных, но и увеличили нагрузку на рынок товаров и услуг. Большая часть этих товаров как раз и закупалась на средства, привозимые из-за границы мигрантами, которым в родной стране не нашлось места.

Экономическая ситуация усугубляется тем, что кредиторы, дававшие стране деньги в долг, «внезапно» начали требовать вернуть долги. В частности, киргизские СМИ сейчас активно обсуждают возможность территориальных уступок в пользу КНР в качестве уплаты госдолга. Российское правительство, лишь на пару недель прекратив «подкармливать» дотациями Киргизию, наглядно опровергло все мифы о той самой «независимости», которой так кичатся местные «элиты» и националисты. В связи с тяжелой экономической ситуацией в ряде бюджетных организаций руководство объявило, что выплату заработной платы государство «не гарантирует».

Какой-либо надежды на улучшение экономической ситуации в будущем при нынешнем строе нет. В предвыборных программах партий только два основных мотива: приватизировать то, что еще не было приватизировано (в основном – государственные больницы и школы) и подороже продаться иностранным инвесторам.

Не менее важной бедой для всех трудящихся Киргизии является мифологическое сознание, из которого произрастает масса заблуждений и современных проблем всего общества. Оно воспитывалось в народе десятилетиями, и по уровню «правдивости» порой конкурирует с безумными опусами Фоменко и Носовского. Хотя мифотворчество в истории и перекраивание истории в угоду политической конъюнктуре не является чисто киргизским явлением, но проблемы это не отменяет.

Взять хотя бы город Ош, которому по официальной политической точке зрения 3000 лет. Почему 3000? Чтобы древнее Рима был. Потому что для воспитания национальной гордыни 1200 лет с момента основания действительно древнего города кому-то кажется мало. Вместо имени настоящего героя-земляка Михаила Фрунзе, столица носит имя выдуманного Бишкека баатыра (Нурия Шагапова заявляет себя автором легенды об этом герое).

Главным народным героем в Киргизии является Манас, который то ли жил, то ли нет, не то в IX, не то в XVIII веке. Но уже ряд лет во всех школах и вузах республики в качестве обязательного предмета введен курс «Манасоведение». Надо оговориться, что сам эпос – красивое сказания о деяниях древнего богатыря, но за последние 40 лет делается немало попыток притянуть за уши его историчность. Особенно умиляют 7 заповедей Манаса, в которых, например, встречаются такие слова, как: «гуманизм», «национальная честь» и «патриотизм», а также заложены основы демократических выборов. Теперь понятно, у кого воровали идеи философы-гуманисты и просветители, а также наши неолибералы?

Ну, и наконец, – трайбализм в самой архаичной форме. Деление людей по кланам, каждый из которых более или менее влиятелен в каком-либо регионе. Отсюда вытекает одна из болезненных проблем – регионализм, конкуренция между югом и севером (даже язык общения несколько отличается), борьба за власть между «ошанами», «чуйцами», «иссык-кульцами» и прочими. Регионализм в будущем рискует обернуться сепаратизмом, ростки которого видны уже сейчас. Сепаратизму потворствует растущая религиозность и ухудшение качества образования. Все эти попытки поделиться по племенам и группам еще больше мешают консолидации рабочего класса, который за идеологическими помоями не может увидеть своих собственных интересов. Классовое сознание трудящихся в Киргизии спит, и итоги очередной «цветной революции», приведшей к власти самозахватчиков и самоназначенцев в очередной раз доказывают, что до пробуждения еще далеко.

Пока еще с гордостью можно отметить, что киргизы по своим взглядам являются интернационалистами и очень лояльно, дружелюбно относятся к инородцам. Но сколько еще выдержит это замечательное качество народа под идеологическими ударами мракобесов и мистификаторов, все более ухудшающегося уровня жизни и безумной вакханалией властной элиты?

Все вышеперечисленные проблемы так и будут висеть дамокловым мечом над целым народом, пока в качестве основного пути не будет избран социалистический путь развития. Только социализм может решить на практике проблемы экономики, а врожденные качества социализма помогут остановить марширующее по прекрасным просторам Киргизии мракобесие и ложь.

Остаются только два пути: социализм или варварство.

Товарищ Глебов

Киргизская Республика