Слово и дело

Им импортозамещение невыгодно

 

Развитие судостроения имеет для нас принципиальное значение - произнес В.В. Путин на совещании, посвященном состоянию судостроительной отрасли. В числе главных задач, которые при этом удастся решить, он назвал – «дополнительные заказы для российской металлургической промышленности, машиностроения, других секторов промышленности, это мощный ресурс для развития целых регионов Российской Федерации».

На основании замыслов президента, началось строительство новых корпусов дальневосточного завода «Звезда» для гражданского судостроения в рамках деятельности вновь сформированного консорциума, в коем приняли участие Газпромбанк и «Роснефть», а также южнокитайские фирмы.

Стратегическими целями проекта назывались:

– обеспечение национальной безопасности и государственных интересов в области реализации Морской доктрины Российской Федерации;

– обеспечение полноценного участия российской промышленности в реализации проектов на континентальном шельфе России;

– повышение конкурентоспособности и бюджетной эффективности судостроительной отрасли Российской Федерации;

– обеспечение экономических интересов Российской Федерации посредством создания современного флота.

Так на словах. На деле – вот лишь часть информации о нынешнем состоянии завода.

Самая современная верфь РФ «Звезда» (г. Большой Камень Приморский край) не способна решить проблему импортозамещения. Как признал заместитель гендиректора ЦКБ «Лазурит» Олег Квасников (ЦКБ «Лазурит» – одна из организаций, наряду с германской и южнокорейской, проводивших технологическое консультирование при строительства верфи), на текущий момент она может только собирать корпуса судов из иностранных комплектующих.

Квасников рассказал, что судостроительный комплекс «Звезда» строит танкеры и газовозы исключительно по зарубежным проектам. При этом большинство оборудования приходит из-за рубежа уже в полусобранном виде. И, несмотря на то, что основными заказчиками «Звезды» являются российские компании, ожидать в «обозримом будущем» установки на суда отечественных комплектующих не стоит.

ЦКБ «Лазурит» предлагал переделывать иностранные проекты под использование отечественных материалов. Но, хоть государство и пытается вынудить компании строить суда в РФ, заказчики не желают связываться с российскими поставщиками из-за отсутствия гарантий по срокам и надежности оборудования и, одновременно с этим, дороговизны отечественных комплектующих.

Российские производители оправдываются тем, что незначительные заказы на новое оборудование неминуемо будут стоить дороже крупного серийного производства. Но дела это не меняет: проблема импортозамещения в судостроительной отрасли очевидна. И что бы ни говорили на камеру руководители РФ, всерьез обсуждать (а уж тем более решать) эту проблему у нас в стране вряд ли возьмутся. Ведь для этого нужно перестать набивать карманы олигархов деньгами от продажи сырья и основательно вложиться в развитие собственного производства (только это дает новые рабочие места – ред.), которое, вопреки всей его стратегической значимости, успели распилить на дивиденды.

Выгоден ли подобный поворот нефтяным магнатам и их ставленникам — вопрос риторический.

по материалам РОТФРОНТа

и других Интернет-ресурсов