Что движет колесо истории?
Книга доктора философских
наук Л.В. Скворцова «История и анти-история» (К критике
методологии буржуазной философии истории), вышедшая в Издательстве политической
литературы в таком далеком теперь 1976 году, актуальности своей, однако, ни на
йоту не потеряла, а наоборот, сегодня ее актуальность только неизмеримо
возросла.
Ибо
если ранее теоретические споры простого читателя, коли и задевали, то только
опосредовано, а сама капиталистическая практика и действительность были от него
более чем далеки и напрямую его не касались, то наше время добавило ему такой
колоссальный эрудиции, что вопросы этой теории стали для него до немогу интересными и более чем занимательными. Особенно теперь, когда уже и домашнего
разлива теоретики, имя их сонм и легион, с тех же самых буржуазных позиций
атакуют общественное сознание, впаривая всякому
простодушному индивиду, еще не утратившему способность мыслить и что-то еще
пытающемуся соображать, такую дозу дезы за шкурку,
что хоть всех святых выноси.
И причем далеко и ходить-то
не надо. Открой форточку в любую ленту, и ты все эти миазмы мысли вдохнешь
полною грудью безо всяких на то усилий и затруднений…
Взгляды автора на будущее,
оцениваемые теперь с высоты минувших лет, более чем зримо очерчены, что делает
автору честь.
В ней есть четкое уже тогда
понимание того, куда в целом торит путь буржуазная империалистиче-ская практика, еще без опыта
контрреволюционного переворота начала девяностых годов.
Примечательна книга тем,
что написана накануне застоя, под сенью которого, и это теперь более чем
очевидно и понятно, притаились саботаж и вредительство, готовившиеся уже тогда
к решающему прыжку в деле слома социалистического строя в стране,
контрреволюции. Шло неторопливое, но основательное и неспешное освоение их
приемов.
Л.В.Скворцов анализирует
ситуацию и показывает, что буржуазная философия лишает историю объективного
характера ее развития и рассматривает ее с точки зрения презентизма.
Презентизм же – это направление в методологии истории
XX века, которое рассматривает историческую науку не как отражение объективных,
имевших место в прошлом явлений, а лишь как выражение идеологических отношений
современности. Таким образом, презентизм отвергает
возможность объективной исторической истины.
Как говорит Л.В.Скворцов «С
точки зрения презентизма реальные объективные
исторические связи и взаимодействия не имеют значения сравнительно с
субъективной аранжировкой эмпирического материала истории, диктуемой интересами
момента». То есть, такой подход, «по сути дела, оставляет без внимания вопрос
об их (исторических событий) происхождении, о законах их развития».
Он же определенно говорит:
«В субъективизации
философ-ского осмысления
исторической действительности заключена общая предпосылка современной
буржуазной интерпретации истории как науки. Если сущность
истории полагается находящейся вне ее действительных объективных измерений, то,
естественно, и главные причины ее движения должны выводиться из субстанциальных
основ, находящихся за ее собственными пределами...
Вместе с тем происходит
отход от социально-детерминистской трактовки истории. История предстает в
толковании буржуазной философии как пространственная панорама, где явления
соседствуют друг с другом, они просто даны, и задача состоит не столько в том,
чтобы установить между ними генетическую связь, сколько осмыслить и оценить
уникальность тех или иных явлений или обнаружить их скрытый смысл, дать
расшифровку. Соответственно и время в истории вы-глядит либо как хронологическая таблица, как
простая сетка, как координата расположения явлений и событий на полотне
истории, либо как вечность вообще, на которую должны быть сориентированы
эмпирические явления истории, обнаруживающие свою «неистинность». Этот взгляд
как бы разрушает объективные связи и зависимости самой истории, рождает
субъективистскую интерпретацию истории.
Объективная интерпретация
оказывается возможной лишь в том случае, если вскрыта связь между прошлым,
настоящим и будущим в истории
(выделено нами – ред.), если она рассматривается в своих действительных
социальных изменениях с точки зрения ее основных предпосылок.
К.
Маркс и Ф. Энгельс выделяли три таких основных предпосылки истории: во-первых,
это производство средств, необходимых для удовлетворения основных материальных
потребностей, без которых невозможна жизнь человека; во-вторых, это порождение
новых потребностей на основе удовлетворения первых и приобретенных орудий их
удовлетворения; в-третьих, это производство людьми своей собственной жизни,
продолжение рода, формы семейных отношений».
«Социальная аргументация,
построенная на предположении, что расцвет цивилизации и ее
высшие формы могут существовать лишь на основе массового социального угнетения,
что так было и так должно быть всегда, ныне все более теряет свои основания».
Всякий раз, когда читаешь
ту или иную статью-новодел, стоит помнить это.
И тогда сразу все
становится на свои места, как бы там вас автор ее не пытался огорошить и сбить с панталыку новизной своих взглядов
и их экстраординарностью.
Как пишет Л.В. Скорцов, «Непосредственно после Великой Октябрьской
революции буржуазные и мелкобуржуазные теоретики доказывали «незаконнорожденность»
социализма отсутствием достаточных его экономических и культурных предпосылок в
России. Теперь они пытаются доказать отсутствие предпосылок для социализма в
развитых капиталистических странах тем, что последние достигли высокого
научно-технического уровня развития. Характерны рассуждения буржуазных
социологов, таких, как Ральф Дарендорф, которые,
отвергая Марксов анализ перспектив буржуазного
общества, заявляют, что история всегда остается открытой и неизвестной. В
действительности, однако, весь пафос такого рода рассуждений имеет целью
доказать, что для современного буржуазного общества приемлема, в сущности,
любая перспектива, кроме социалистической. И здесь,
несмотря на широковещательные заявления о плюрализме путей истории Дарендорфом, прорисовываются два возможных социальных
варианта (в условиях империализма – ред.) — это неофашизм и неолиберализм,
которые являются не чем иным как практическими проектами уже «апробированных»
путей и форм буржуазной диктатуры в условиях империализма».
Что называется не убавить!
И не прибавить!
Написано было это более чем
полвека назад.
В.Н.
Бровкин,
г. Барнаул
От редакции. Иной и единственно необходимый вариант для
развития общества дает нам социалистическая действительность, к которой и
должно привести объективное развитие истории с помощью субъективных усилий ныне
живуших и будущих поколений.