ОБРАЗОВАНИЕ. Что с ним
происходит?
В последнее время множество
родителей, очень критично относясь к качеству образования, которое их дети
вынужденно получают на «удаленке», все чаще и с большим
беспокойством говорят о своих подозрениях, что власть и вовсе хочет навсегда
перевести детей на такой способ получения образования. Казалось, что это
немыслимо, и родители явно перестраховываются.
Но в обсуждение включились
люди, знающие ситуацию изнутри. И их беспокойство по поводу поглощения цифровизацией нормального школьного образования (и
вузовского также) имеет вполне реальные основания. Впрочем, основания-то были и
раньше, они вырисовывались из принятого в 2010 и 2013 годах Форсайт-проекта «Образование-2030». Но 2030-й год
далеко, и обычному человеку думать об этом не хотелось. Однако пандемия процесс
ускорила. Она вынудила начать эксперимент по введению дистанционного обучения
уже здесь и сейчас. Власти обрадовались, и развернули деятельность. Марина
Леонидовна Альпидовская, доктор экономических наук,
профессор, показывает нам, что ждет подрастающее поколение капиталистической
России в связи с внедряемой нынешними «хозяевами жизни» всеохватной цифровизации образования и дистанционного обучения.
В частности, она
рассказала, что 7 декабря с.г. Правительством РФ принято Постановление № 2040,
которое в п. 1. Поручает: «Провести с 10 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022
года на территории отдельных субъектов РФ эксперимент по внедрению цифровой
образовательной среды».
В
эксперименте будут участвовать Алтайский край, Астаханская,
Калининградская, Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Новосибирская,
Новгородская, Московская области, Пермский край, Сахалинская, Тюменская,
Челябинская области, Ямало-Ненецкий АО.
Разработано и Положение об
этом действе (эксперименте), которое мы не можем сейчас разбирать полностью, но
которое включает и предоставление «в цифре» набора данных об учащихся всех
возрастов, начиная с начальной школы, и много других странностей. Ну а п. 4
Положения прямо говорит, что …целью является «модернизация начального общего,
основного общего и среднего общего образования на территории отдельных
субъектов РФ и обеспечение возможности дальнейшего внедрения цифровой
образовательной среды на постоянной основе на всей территории РФ, в том числе в
рамках модернизации системы образования РФ в целом».
Понятнее, что называется,
не скажешь.
Дистанционное образование
предполагалось еще в Форсайт-проекте.
Создавалась Цифровая школа в рамках Московской и Российской экономических школ.
Предполагалось охватить к 2020 г. до 6 млн. чел., к 2025 – 11 млн чел. Было создано так
называемое АСИ – Агенство стратегических инициатив,
которое и должно было заняться этой деятельностью. И процесс пошел. Основная
мысль деятельности – осуществление «сдвига парадигмы, который неминуем в
переходе экономики от индустриального общества (где образование для всех) к
обществу, основанному «на мудрости», то есть позволяющему на основании методик
самим учащимся управлять своим образованиям», – поясняет М.В. Альпидовская.
При этом намечена
трансформация школы – замена бумажных учебников электронными, то есть
индивидуальными планшетами, бесспроводной Интернет,
изменение методик, перевод урока с очным контактом с учителем в электронный
вид. Оценка должна выставляться компьютером, что позволит в ближайшем будущем
заменить педагогов искусственным интеллектом.
В проекте
АСИ, разработанном при участии западных IP-компаний прописано 4 этапа со
своими названиями.
1. 2010-2013 – «Закрытие дырок» (то есть провалов в
традиционном образовании) – утверждается, что оно не эффективно, и проблема
решается несистемным образованием – репетиторами, курсами, кружками по
интересам;
2. 2013-2017 – «Запрос на практичность». Со стороны государства
и бизнеса идет давление на систему образования, и это должно привести к
развитию практичных решений, то есть к вниманию к нуждам экономики и общества;
3. 2017-2020 – «Альтернатива набирает силу». Поддерживается
технологическими решениями, и система показывает большую эффективность;
4. 2020 и далее. «Слом или ликвидация традиционной модели
образовательной системы». Приводит к самораспаду и пересборке
систеимы образования под реальное общество.
Сейчас мы – свидетели
реализации 3-го этапа. Замена роли государства и профессионалов возможностями
бизнеса.
Планом,
утвержденным в 2018 году на это действо до 2024 года намечено потратить 784,5 млрд. руб.
Заканчивая
одну из своих бесед по проблемам образования Марина Леонидовна сказала: «Меня могут раскритиковать, что я против
прогресса. Я не против инструментов, которые можно использовать, но против
того, чтобы прогресс разрушал Человека как такового. Как в свое время написал
поэт А. Вознесенский, «Прогресс, когда рушится человек, становится
реакционным». Я против таких видов прогресса.
Свое мнение об этих
реакционных нововведениях жестко высказал на заседании
Госдумы и С.М. Миронов, прямо заявив: «Происходят ужасные вещи.
Дистанционное образование губительно. В результате ЕГЭ идет оболванивание, а
здесь – и здоровью вред, и качество – хуже некуда. Родители понимают, что
пандемия только ускорила то, что было задумано раньше, когда в 2010 году
появился так называемый Форсайт-проект «Образовние
2030», где прямым текстом говорилось, что учитель будет не нужен, его заменит
искусственный интеллект, и учебники не нужны – полный переход на электьронное дистанционное образование. Мы образование угробим! В декабре прошлого года Министр просвещения
издал Приказ №149, который говорит о переходе к ЦОСу
(цифровой образовательной системе), то есть к этой аббревиатуре, к этому ужасу,
как к ЕГЭ, нужно привыкать. А в этом году уже вышли Рекомендации, где прямая
отсылка к Рекомендациям Всемирного банка! Что вы делаете!
И бедные учителя и
педагоги. Я увидел документ того же Минпроса – 30-ти
страничный документ, который обязывает каждого учителя готовить и правильно
проводить проверочные работы, ПэРы. 30-40 часов
учитель будет тратить на эту бюрократическую ерунду, на эту никому не нужную
ахинею. И это когда говорят, что нужно снижать бюрократическую нагрузку.
Пожалейте учителей!
А Олег Николаевич
Смолин, зампред Комитета по образованию и науке, на заседании ГД четко и
определенно сказал: Мы были и остаемся противниками дистанционного обучения.
Это вредно для здоровья – и для глаз, и для мозга, и для развития интеллекта,
порождает цифрвое неравенство, у многих детей нет
компьютера, у большинства сельских семей нет широкополосного интернета. В наших
поправках – 2 основные идеи. Переход только с письменного разрешения родителей,
а 93% родителей против, то
есть принятием поправки такой переход был бы заблокирован. Если же в особых
условиях в стране необходим переход, то государство должно обеспечить все
санитарные условия, а также всем необходимым, в т.ч и широполосным интернетом.
Мы полностью разделяем недовольство
родителей, – продолжил Смолин. – Никакой компьютер не заменит живого учителя. И
как только будет спад в эпидемиологитческой ситуации,
мы будем требовать возвращать детей в школу».