ОБРАЗОВАНИЕ. Что с ним происходит?

 

В последнее время множество родителей, очень критично относясь к качеству образования, которое их дети вынужденно получают на «удаленке», все чаще и с большим беспокойством говорят о своих подозрениях, что власть и вовсе хочет навсегда перевести детей на такой способ получения образования. Казалось, что это немыслимо, и родители явно перестраховываются.

Но в обсуждение включились люди, знающие ситуацию изнутри. И их беспокойство по поводу поглощения цифровизацией нормального школьного образования (и вузовского также) имеет вполне реальные основания. Впрочем, основания-то были и раньше, они вырисовывались из принятого в 2010 и 2013 годах Форсайт-проекта «Образование-2030». Но 2030-й год далеко, и обычному человеку думать об этом не хотелось. Однако пандемия процесс ускорила. Она вынудила начать эксперимент по введению дистанционного обучения уже здесь и сейчас. Власти обрадовались, и развернули деятельность. Марина Леонидовна Альпидовская, доктор экономических наук, профессор, показывает нам, что ждет подрастающее поколение капиталистической России в связи с внедряемой нынешними «хозяевами жизни» всеохватной цифровизации образования и дистанционного обучения.

В частности, она рассказала, что 7 декабря с.г. Правительством РФ принято Постановление № 2040, которое в п. 1. Поручает: «Провести с 10 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 года на территории отдельных субъектов РФ эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды».

В эксперименте будут участвовать Алтайский край, Астаханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Новосибирская, Новгородская, Московская области, Пермский край, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, Ямало-Ненецкий АО.

Разработано и Положение об этом действе (эксперименте), которое мы не можем сейчас разбирать полностью, но которое включает и предоставление «в цифре» набора данных об учащихся всех возрастов, начиная с начальной школы, и много других странностей. Ну а п. 4 Положения прямо говорит, что …целью является «модернизация начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории отдельных субъектов РФ и обеспечение возможности дальнейшего внедрения цифровой образовательной среды на постоянной основе на всей территории РФ, в том числе в рамках модернизации системы образования РФ в целом».

Понятнее, что называется, не скажешь.

Дистанционное образование предполагалось еще в Форсайт-проекте. Создавалась Цифровая школа в рамках Московской и Российской экономических школ. Предполагалось охватить к 2020 г. до 6 млн. чел., к 2025 – 11 млн чел. Было создано так называемое АСИ – Агенство стратегических инициатив, которое и должно было заняться этой деятельностью. И процесс пошел. Основная мысль деятельности – осуществление «сдвига парадигмы, который неминуем в переходе экономики от индустриального общества (где образование для всех) к обществу, основанному «на мудрости», то есть позволяющему на основании методик самим учащимся управлять своим образованиям», – поясняет М.В. Альпидовская.

При этом намечена трансформация школы – замена бумажных учебников электронными, то есть индивидуальными планшетами, бесспроводной Интернет, изменение методик, перевод урока с очным контактом с учителем в электронный вид. Оценка должна выставляться компьютером, что позволит в ближайшем будущем заменить педагогов искусственным интеллектом.

В проекте АСИ, разработанном при участии западных IP-компаний прописано 4 этапа со своими названиями.

1.         2010-2013 – «Закрытие дырок» (то есть провалов в традиционном образовании) – утверждается, что оно не эффективно, и проблема решается несистемным образованием – репетиторами, курсами, кружками по интересам;

2.         2013-2017 – «Запрос на практичность». Со стороны государства и бизнеса идет давление на систему образования, и это должно привести к развитию практичных решений, то есть к вниманию к нуждам экономики и общества;

3.         2017-2020 – «Альтернатива набирает силу». Поддерживается технологическими решениями, и система показывает большую эффективность;

4.         2020 и далее. «Слом или ликвидация традиционной модели образовательной системы». Приводит к самораспаду и пересборке систеимы образования под реальное общество.

Сейчас мы – свидетели реализации 3-го этапа. Замена роли государства и профессионалов возможностями бизнеса.

Планом, утвержденным в 2018 году на это действо до 2024 года намечено потратить 784,5 млрд. руб.

Заканчивая одну из своих бесед по проблемам образования Марина Леонидовна сказала: «Меня могут раскритиковать, что я против прогресса. Я не против инструментов, которые можно использовать, но против того, чтобы прогресс разрушал Человека как такового. Как в свое время написал поэт А. Вознесенский, «Прогресс, когда рушится человек, становится реакционным». Я против таких видов прогресса.

Свое мнение об этих реакционных нововведениях жестко высказал на заседании Госдумы и С.М. Миронов, прямо заявив: «Происходят ужасные вещи. Дистанционное образование губительно. В результате ЕГЭ идет оболванивание, а здесь – и здоровью вред, и качество – хуже некуда. Родители понимают, что пандемия только ускорила то, что было задумано раньше, когда в 2010 году появился так называемый Форсайт-проект «Образовние 2030», где прямым текстом говорилось, что учитель будет не нужен, его заменит искусственный интеллект, и учебники не нужны – полный переход на электьронное дистанционное образование. Мы образование угробим! В декабре прошлого года Министр просвещения издал Приказ №149, который говорит о переходе к ЦОСу (цифровой образовательной системе), то есть к этой аббревиатуре, к этому ужасу, как к ЕГЭ, нужно привыкать. А в этом году уже вышли Рекомендации, где прямая отсылка к Рекомендациям Всемирного банка! Что вы делаете!

И бедные учителя и педагоги. Я увидел документ того же Минпроса – 30-ти страничный документ, который обязывает каждого учителя готовить и правильно проводить проверочные работы, ПэРы. 30-40 часов учитель будет тратить на эту бюрократическую ерунду, на эту никому не нужную ахинею. И это когда говорят, что нужно снижать бюрократическую нагрузку. Пожалейте учителей!

А Олег Николаевич Смолин, зампред Комитета по образованию и науке, на заседании ГД четко и определенно сказал: Мы были и остаемся противниками дистанционного обучения. Это вредно для здоровья – и для глаз, и для мозга, и для развития интеллекта, порождает цифрвое неравенство, у многих детей нет компьютера, у большинства сельских семей нет широкополосного интернета. В наших поправках – 2 основные идеи. Переход только с письменного разрешения родителей, а 93% родителей против, то есть принятием поправки такой переход был бы заблокирован. Если же в особых условиях в стране необходим переход, то государство должно обеспечить все санитарные условия, а также всем необходимым, в т и широполосным интернетом.

Мы полностью разделяем недовольство родителей, – продолжил Смолин. – Никакой компьютер не заменит живого учителя. И как только будет спад в эпидемиологитческой ситуации, мы будем требовать возвращать детей в школу».