Еще об одном подвиге
советских солдат
или как провалилась задуманная Геббельсом
операция
Уже
больше 75 лет прошло с тех пор, как отгремела над миром вторая мировая война,
но до сих ее страшные следы дают о себе знать.
Затерявшиеся в огромной человеческой мясорубке многие жертвы этой войны до сих
пор лежат в чужой земле под плитами с надписью: «Безымянный солдат».
Кладбище
«Советское поле славы» в голландском городе Амерсфорт
всегда было особенным местом для тамошних жителей. Благодаря многолетней работе
одиночек-энтузиастов сегодня стали известны необыкновенные факты
о судьбе людей, погребенных на нем.
100
и 1 – ровно столько пленных солдат из Узбекской ССР во время
Второй мировой войны были взяты в плен и привезены 27 сентября 1941 года
в оккупированную фашистами Голландию.
Для
них руководство лагеря создало особенные условия, бывшие ужасными даже по
меркам фашистов. Их поместили не в бараках, а под открытым небом в загоне для
скота, оплетенном колючей проволокой. Очень плохо кормили и отправляли на самую
тяжелую работу.
Обстановка
на фронте была удручающая, и Гитлер поручил что-то предпринять перед
судьбоносной битвой за Москву: необходимо было поднять упавший дух немецких
солдат, которые с трудом взяли Смоленск. До этого фашисты за месяц брали целые
государства, а тут на два с лишним месяца застряли в российской глубинке. И
тогда министр пропаганды Германии Йозеф Геббельс решил сыграть на контрасте и
показать противника жалким и ничтожным. Он задумал
снять небольшой ролик, где советские солдаты рвут друг друга на части за кусок
хлеба. Они решили (судя, видимо, по себе) через голод превратить людей в
животных.
Спустя
какое-то время в лагерь приехали большие чины, а вместе с ними целый отряд
кинооператоров и режиссеров, лучших в Германии. По некоторым данным
присутствовал и сам Геббельс.
Свет,
камера, мотор! По периметру загона с узбеками выстроились арийцы – высокие,
красивые, светловолосые, голубоглазые, как с обложки журналов. Ждут… Они идеально контрастировали с темнокожими,
измученными пленниками. Тут же подъехала машина и открыла багажный отсек. Оттуда
разнесся запах свежеиспеченного сдобного хлеба.
Кульминацией
этой мерзкой идеи должна была стать булка хлеба, брошенная в загон под
кинокамеры. Это должен был быть великий фильм Рейха, как полуживотные бросаются на хлеб, грызя себе подобных зубами.
Геббельс
рассчитывал, что для немецких солдат это был бы поучительный материал: «У вас
не должно остаться места для жалости к этому отребью.
Это не люди».
Но
все пошло не так.
Брошенная
булка хлеба упала в середину загона, к ней подошел самый младший мальчишка.
Гробовая тишина. Бережно ее поднял и трижды поцеловал, поднося поочередно ко
лбу как святыню, а потом передал самому старшему. Потом узбеки сели в кружок,
сложили ноги по-восточному и стали передавать по цепочке крошечные кусочки
хлеба, словно плов на Самаркандской свадьбе. Каждый получал кусочек, грел об
него руки, а потом неторопливо, закрыв глаза, съедал эти крошки.
Немцы
были вне себя от досады и ярости. Планы Геббельса разбились о благородство
народа. Он не представлял, насколько величественными могут быть другие люди,
какими могут быть отношения между ними, как можно любить свою Родину и с каким
достоинством уважать хлеб.
После
неудачного эксперимента все 101 узбек были жестоко избиты. Из героической сотни
до апреля 1942 года дожили 77 человек, которых под предлогом перевода в другой
лагерь расстреляли в лесу.
Этот
провал фашистов был настолько позорен, что не осталось никаких свидетельств в
документах Рейха. Немцы, которые записывали каждый выломанный золотой зуб, уничтожили
все упоминания об этом случае. Остались только скудные свидетельства, которые
восстановил голландский журналист Ремко Рейдинг, а Анвар Иргашев и Юлия Медведовская по этому расследованию написали
книгу «101».
На
сегодняшний день известно, что один из голландских военнопленных делал записи в
своем дневнике, по которым собственно и смогли восстановить часть произошедшего.
Из 1,4 млн. воевавших узбекистанцев
треть не вернулись с войны и по меньшей мере 100 тысяч
до сих пор считаются пропавшими без вести.
Т.Шенина