Очередная перестройка в
образовании
Пока
все наблюдают за судьбами губернаторов и статистикой заражений, в высшем
образовании РФ набирает обороты пост-ковидная
перестройка. Вузы собираются остаться в полузаочном
режиме навсегда, при бурном одобрении экспертной тусовки.
Единственная реальная причина, которая никем не озвучивается, – это банальная
экономия на ставках, а пандемия – лишь повод для скорейшей легализации более
дешёвых форм обучения.
Что
происходит? Итак, вкратце: с первых дней карантина вузы массово рапортуют об
успешном переходе в дистанционный режим работы. В реальности нормальное
обучение смогли наладить лишь немногие преподаватели, в большинстве случаев всё
свелось к полностью заочному обучению или вообще к отмене занятий, в том числе
– в ведущих вузах. Научная работа студентов и аспирантов остановлена. Опросы
показывают, что уровень недоверия официальным отчётам по переходу в дистант крайне высок: падение качества обучения очевидно
всем.
Тем
не менее, флагманские университеты (например, МФТИ) уже планируют переходить на
видео-лекции и озвучивают цифры по набору студентов на полностью дистанционные
программы. Повторяя за лидерами, ректоры других университетов заставляли
преподавателей выходить из отпусков и срочно готовить онлайн-курсы
на 2020-2021 учебный год. И это систематическое явление.
Мы
наблюдаем самое стремительное переобувание в полёте в
российском образовании за последнее время. Во-первых, ещё полгода назад Рособрнадзор считал любые дистанционные формы обучения не
иначе как продажей дипломов. Перед аккредитацией из документов вымарывались
любые упоминания об онлайн-платформах, даже если
таковые кем-то использовалось. Во-вторых, до пандемии притчей во языцех стали «индивидуальные образовательные траектории»
студентов, которые совершенно не стыкуются с нынешней политикой по подготовке мега-потоковых лекций и семинаров. В-третьих, оказалась напрочь забытой академическая свобода преподавателя,
подразумевающая право выбора форм обучения, наиболее подходящих для конкретной
дисциплины.
Глупо
отрицать ценность онлайн-инструментов, однако
подготовка качественного учебного курса требует огромных трудозатрат: не одного
месяца работы целой команды, включая составителя, редактора и технического
специалиста. Сегодня же обычный российский преподаватель «разрабатывает»
десяток курсов за одно лето. О качестве здесь речь не идёт. Энтузиазм ректоров
можно связать только с желанием провести тотальную оптимизацию, освободив
помещения и заменив добрую половину сотрудников видеозаписями занятий и онлайн-тестами.
Сложившаяся
ситуация похожа на своеобразное проявление «ковидобесия».
Вот только её следствия могут быть опаснее, чем временное проседание экономики
на несколько процентов. К сожалению, признавать и даже называть проблемы дистанта не выгодно никому из руководителей, – от деканов
факультетов до министра.
Сможем
ли отрезвить тех, кто увидел панацею в дистанционной учёбе? Или придётся ждать
несколько лет, пока нас не начнут оперировать хирурги, отучившиеся онлайн? Увидим ли мы первые "оптимизации"
профессорско-преподавательского состава, с блеском заменённого кустарными
видеозаписями лекций? Посмотрим.
Михаил Кардасевич
преподаватель