Очередная перестройка в образовании

 

Пока все наблюдают за судьбами губернаторов и статистикой заражений, в высшем образовании РФ набирает обороты пост-ковидная перестройка. Вузы собираются остаться в полузаочном режиме навсегда, при бурном одобрении экспертной тусовки. Единственная реальная причина, которая никем не озвучивается, – это банальная экономия на ставках, а пандемия – лишь повод для скорейшей легализации более дешёвых форм обучения.

Что происходит? Итак, вкратце: с первых дней карантина вузы массово рапортуют об успешном переходе в дистанционный режим работы. В реальности нормальное обучение смогли наладить лишь немногие преподаватели, в большинстве случаев всё свелось к полностью заочному обучению или вообще к отмене занятий, в том числе – в ведущих вузах. Научная работа студентов и аспирантов остановлена. Опросы показывают, что уровень недоверия официальным отчётам по переходу в дистант крайне высок: падение качества обучения очевидно всем.

Тем не менее, флагманские университеты (например, МФТИ) уже планируют переходить на видео-лекции и озвучивают цифры по набору студентов на полностью дистанционные программы. Повторяя за лидерами, ректоры других университетов заставляли преподавателей выходить из отпусков и срочно готовить онлайн-курсы на 2020-2021 учебный год. И это систематическое явление.

Мы наблюдаем самое стремительное переобувание в полёте в российском образовании за последнее время. Во-первых, ещё полгода назад Рособрнадзор считал любые дистанционные формы обучения не иначе как продажей дипломов. Перед аккредитацией из документов вымарывались любые упоминания об онлайн-платформах, даже если таковые кем-то использовалось. Во-вторых, до пандемии притчей во языцех стали «индивидуальные образовательные траектории» студентов, которые совершенно не стыкуются с нынешней политикой по подготовке мега-потоковых лекций и семинаров. В-третьих, оказалась напрочь забытой академическая свобода преподавателя, подразумевающая право выбора форм обучения, наиболее подходящих для конкретной дисциплины.

Глупо отрицать ценность онлайн-инструментов, однако подготовка качественного учебного курса требует огромных трудозатрат: не одного месяца работы целой команды, включая составителя, редактора и технического специалиста. Сегодня же обычный российский преподаватель «разрабатывает» десяток курсов за одно лето. О качестве здесь речь не идёт. Энтузиазм ректоров можно связать только с желанием провести тотальную оптимизацию, освободив помещения и заменив добрую половину сотрудников видеозаписями занятий и онлайн-тестами.

Сложившаяся ситуация похожа на своеобразное проявление «ковидобесия». Вот только её следствия могут быть опаснее, чем временное проседание экономики на несколько процентов. К сожалению, признавать и даже называть проблемы дистанта не выгодно никому из руководителей, – от деканов факультетов до министра.

Сможем ли отрезвить тех, кто увидел панацею в дистанционной учёбе? Или придётся ждать несколько лет, пока нас не начнут оперировать хирурги, отучившиеся онлайн? Увидим ли мы первые "оптимизации" профессорско-преподавательского состава, с блеском заменённого кустарными видеозаписями лекций? Посмотрим.

Михаил Кардасевич

преподаватель