“А самолёты сами не летают…”

 

Рабочие Харьковского авиационного завода планировали бастовать 1 Мая. Но в апреле в город прибыли представители государственного концерна “Укроборонпром”, куда входит Харьковский авиазавод. Для привлечения их внимания к своим проблемам, заводчане вышли на предупредительную забастовку.

15 апреля несколько сотен рабочих перекрыли три улицы Харькова – Сум-скую, Белгородское шоссе и Деревянко.

По словам председателя заводского профсоюза Михаила Погорелова, их сотрудникам задолжали заработную плату ещё с приснопамятного 2014 года.

На Харьковском авиазаводе работают 1600 человек плюс более тысячи уволенных. То есть, без заработной платы и социальных выплат пребывают почти 3000 человек! Каждому из них руководство предприятия не выплатило около 120 тыс. грн (325 тыс. руб.). Сумма задолженности по зарплатам составляет 256 млн грн. (697 млн руб.). При этом общий долг завода – около 4 млрд гривен, из них 800 млн – задолженность перед частными кредиторами, остальная сумма – государственные гарантии и налоги.

Рабочие привыкли гордиться своим предприятием, которое с 1927 года выпускало пассажирские, транспортные и военные самолёты. (Первый советский пассажирский самолёт на реактивной тяге Ту-104 (Туполев-104) был построен именно на Харьковском авиазаводе в УССР). Теперь же труженики поднимали огромный плакат: "ХАЗу – зарплату!” Измученные люди, многие из которых трудятся на предприятии ещё с 70-х годов, требовали работу и её своевременную оплату. Кроме того, предприятие не совершает единый социальный взнос, поэтому работникам авиазавода не начисляется пенсионный стаж.

“Данная забастовка – не запугивание, – заявил глава заводского профсоюза Михаил Погорелов, – а предупреждение, что мы будем это делать ещё и ещё”.

В настоящее время изучается возможность концессии или аренды авиазавода. Некоторые частные инвесторы якобы “проявляют к нему интерес”. Но рабочие давно убедились – частный собственник несёт предприятию только гибель. Свидетельство тому – трагическая судьба Харьковского тракторного завода. Легендарный ХТЗ, построенный в годы первой советской пятилетки, производил колёсные и гусеничные трактора. После 1991 года он некоторое время входил в перечень стратегических предприятий Украины.

Но в 2005 году к заводу “проявил интерес” олигарх Александр Ярославский, который стал владельцем контрольного пакета его акций. В итоге – в марте нынешнего года на Харьковском тракторном заводе начата процедура санации предприятия до открытия производства по делу о банкротстве.

Почти 30 лет украинские буржуазные националисты клевещут на Советскую власть, но её промышленностью управлять совершенно не способны.

Игорь Гордиенко

г. Киев

P.S. Эту забастовку рабочие ХАЗа планировали провести к 1 Мая. А вообще-то в Харькове промышленные гиганты рушатся одни за другим. Плюс на Украине грядёт большая приватизация, после которой заводы уйдут на металлолом. А в сёлах этой весной новость – нет тракторов, чтобы вспахать огороды. Даже за большие деньги. “Независимость”...