Очередное закрытие

 

В городе Вольск Саратовской области прекратил работу хлебозавод и магазин при нём. Без работы остались 28 человек.

 «Насколько я знаю, хлебозавод закрылся в связи с убыточностью и задолженностями, в том числе за коммунальные платежи», — проявил осведомленность с ситуацией глава района Виталий Матвеев.

Владеющий предприятием житель Москвы, имя которого не сообщается, даже не удосужился предупредить службу занятости об увольнении сотрудников. Да и зачем ему интересоваться судьбой этих 28-ми неизвестных ему вольчан? Теперь же они не работают на него.

Проблемы у завода были давно, но два года назад у директора появилась надежда на спасение, так как «пришел инвестор». Что «в переводе на русский», означает, что акции, ранее принадлежавшие работникам завода, теперь скупил некий бизнесмен. Он, по мнению директора, «видел стратегию развития предприятия».

«В июле планируем увеличить зарплату на 5-8 процентов работникам, занятым на основном производстве. Считаю, что не может пекарь, работающий в ночную смену, получать заработную плату, не превышающую минимальный размер оплаты труда. А достойную зарплату можем предложить, когда увеличится производство продукции и вырастет ее сбыт. Это основное направление в нашей работе». Но слова и дела как-то не сошлись.

Всего через три месяца стало ясно в чём суть «стратегии развития»: десяток сотрудников оказались уволенными. Причиной сокращения стала «модернизация», заключающаяся в замене окон, закупке кое-какого оборудования и переводе транспорта с бензина на газ.

Вставляя новые окна в обмен на увольнение десяти человек, директор, видимо, выполнял задачу «модернизации». А молодые специалисты так и не появились, хотя их заманивали заработками в 25 тысяч при средней зарплате по предприятию аж «более 14 тыс. рублей».

А что же коллектив хлебозавода? Пытались ли они бороться за повышение оплаты труда? Возмутило ли их увольнение своих товарищей? Объединялись ли они в профсоюз?  Информацию по протестным действиям, к сожалению, не удалось найти. Вероятно, завод был «сдан без боя».  Но не будем закидывать их обвинениями в бесхребетности и пассивно-сти. Большинство сотрудников пенсионного и предпенсионного возра-ста. А сегодня даже молодые и активные (на словах) рабочие показывают зачастую свою неготовность давить на работодателя и требовать от него соблюдения своих прав.

Взглянем на ситуацию с другой стороны. Был ли шанс спасти завод? Вряд ли. Ни сохранение акций в руках работников, ни приход «честного и справедливого хозяина», ни даже разовое списание долгов по «коммуналке» кардинально не изменили бы ситуацию. В лучшем случае смерть хлебозавода оттянулась бы еще на некоторое время. Но рынок неминуемо бы сделал своё дело: слабый и бедный всегда освобождает место сильному и богатому. В нашем случае крупные производители и торговые сети «очистили» экономику Вольска от маленького нерентабельного завода.

Но и сидеть сложа руки нельзя. Наемным работникам необходимо объединяться в профсоюзы, налаживать связи со своими товарищами из других организаций, поддерживать друг друга словом и делом, выдвигать хозяевам предприятий требования и не вестись на их обещания «скорой лучшей жизни». И объединяться трудящимся надо своевременно, не дожидаясь горькой развязки.

Но все же - почему такое происходит? Да, закрыли небольшой хлебозавод... Мы стали уже привыкать к таким «мелочам». Но сколько сотен и тысяч таких небольших, и больших тоже, предприятий закрылось и продолжает закрываться? Это примета времени, свидетельство о недееспособности, бесперспективности капитализма. Будущему, да и настоящему, не подходит такой строй!

Но, наверное, это еще и свидетельство нашей неготовности (всего трудовго народа) бороться. Бороться столь серьезно, чтобы этот строй победить. Нужно срочно этому учиться!

По материалам РОТФРОНТа