Активизация рабочего движения в Казахстане

 

Казахстан прочно занял позорное место в последней десятке стран Глобального индекса соблюдения прав трудящихся Международной организации труда. Для нормального развития страны зарплаты работника с постоянной занятостью должно хватать на обеспечение его самого, как минимум одного ребенка и выплату ипотеки.

В казахстанских условиях у 30-40 процентов семей, при наличии постоянной работы у взрослых членов семьи, денег хватает только на еду, предметы первой необходимости и оплату коммунальных услуг. При этом зарплаты казахстанских нефтяников и металлургов в 7-10 раз ниже зарплат их европейских и американских коллег. Еще хуже положение работников подрядных организаций. В нефтедобывающем Западном Казахстане у многих работников подрядных фирм зарплата составляет 140-160 долларов (10-12тысуб.).

Несмотря на рост номинальной зарплаты, ползучая девальвация тенге и высокая инфляция привели к значительному снижению реальной заработной платы казахстанских трудящихся. Конституция Казахстана якобы гарантирует наемным работникам право на забастовку и право объединяться в профессиональные союзы для отстаивания своих трудовых интересов, но за последние годы Нур-отановские власти ликвидировали практически все независимые профсоюзы, а их лидеры подверглись уголовному преследованию. Прописанная в Трудовом Кодексе процедура объявления забастовки предусматривает несколько ступеней и занимает как минимум 42 календарных дня, фактически делая невозможным проведение законной забастовки. Нет ни одного примера, когда данная процедура была бы выполнена в полной мере.

В европейских странах спонтанный характер забастовки не является основанием для признания ее незаконной, забастовки на транспорте так же в порядке вещей. Почему то, что для немецких или итальянских рабочих является нормой, казахстанским рабочим грозит увольнением и возмещением убытков работодателю? Кому казахстанские рабочие обязаны тем, что находятся в положение людей третьего сорта?

В 2021 году многолетние усилия нур-отановских властей надеть смирительную рубашку на казахстанский пролетариат пошли прахом. За январь-июль 2021 года произошло свыше 50 трудовых конфликтов. Только в Жанаозене, работники 14 компаний угрожая забастовкой, выдвинули требования о повышении заработной платы, улучшении условий труда, снижении возраста выхода на пенсию и создании настоящих профсоюзов. Число участников превысило пять с половиной тысяч. Кроме того бастовали крановщики в Астане, железнодорожники в Шымкенте, курьеры компании Glovo в Алматы. Казахстанское рабочее движение встает с колен и расправляет плечи.

Но Федерация профсоюзов РК и содружество профсоюзов Аманат отнюдь не являются руководящей и направляющей силой забастовочного движения. Не для того создавались эти «профсоюзы».

При снизившихся доходах от экспорта природных ресурсов, поддержание на приемлемом уровне доходов наемных работников возможно только за счет более справедливого перераспределения доходов от экономической деятельности в пользу работников за счет уменьшения доли олигархов и иностранных инвесторов.

О.Ф.

https://infoprof.su/

 

Отменить оптимизацию и приватизацию

 

С самого начала забастовки в сервисных компаниях Мангистауской и Атырауской областях сопровождались требованиями отмены прежней политики оптимизации и отделения вспомогательных предприятий от основного производства. Рабочие настаивали на ликвидации частных ТОО (Товариществ с ограниченной ответственностью), возникших в результате оптимизации, и возвращефния коллективов в штат добывающфих компаний.

С таким же теперь уже основным требованием выступили рабочие подрядной организации ТОО «Industrial Service Resources» на месторождении Каражанбас в Мангистауской области. Бастующие выдвинули требования принять всех сотрудников ТОО «Industrial Service Resources», 570 человек, в штат АО «Каражанбасмунай», а также увеличить заработную плату части работников до уровня, которую получают штатные работники АО.

По сути, данное требование бастующих является «псевдонимом» требования национализации, так как трудовые коллективы выступают против результатов передачи их предприятий в частные руки. Символично, что забастовка идет на Каражанбасе, так как именно там в мае 2011-го началась та знаменитая забастовка, продлившаяся почти восемь месяцев.

В итоге менеджеры в лице АО «Каражанбасмунай» согласились на включение в штат лишь 55 рабочих и увеличение зарплаты всего лишь на 4%. Работодатели и власти боятся создать прецедент, так как если они пойдут на удовлетворение данных требований, то забастуют десятки коллективов других предприятий с такими же требованиями.

Примечательно, что представители власти не приехали на место забастовки. Это уже новая тактика чиновников и работодателей, которые стремятся теперь задушить и изолировать отдельные очаги забастовок.

Но долго такую тактику осуществлять невозможно, так как ненависть многих тысяч рабочих данной системы столь велика, что остановить ее уже нереально.