Наследие че гевары

 

Читая книгу Че Гевара Эрнесто «Статьи, выступления, письма»

 

Посвящается настоящему

 коммунисту А.В. Крючкову

От редакции. 54 года назад трагически оборвалась жизнь Эрнесто Че Гевары (14 июня 1928 г – 9 октября 1967г.) — латиноамериканского революционера, команданте Кубинской революции 1959 года. Кроме латиноамериканского континента, действовал также в Демократической Республике Конго и других странах мира.

От погиб, но имя Че освещает революционную дорогу в социалистическое будущее всему прорессивному человечеству.

От автора. Читателю предлагается ознакомиться с книгой «Че Гевара. Статьи, выступления, письма» (М. Культурная революция, 2006), являющейся первым в нашей стране серьёзным вкладом для оценки идейно-теоретического наследия этого выдающегося пролетарского революционера, соратника вождя Кубинской революции Фиделя Кастро.

Имя Че Гевары чрезвычайно популярно, несмотря на то, что он ушёл из жизни более 50 лет назад.

Команданте Че Гевара оживает в растиражированных футболках, платках, постерах. Ему посвящены фильмы, спектакли, книги, возможно в большем числе, чем любому другому политическому деятелю 2-ой половины ХХ века.

Эта популярность, прежде всего среди части молодёжи, связана с неприятием широкими слоями населения окружающего торгашеского мира. Че Гевара предстаёт как символ бескомпромиссной борьбы с несправедливостью, царящей в мире капитала.

Не всё из планировавшегося руководством Кубы нашло осуществление в практике строительства новой социалистической Кубы, в развитии освободительного движения рабоче-крестьянских масс в Латинской Америке; по сравнению с 1960-ми годами существенно изменилось соотношение классовых сил на международной арене. Но нельзя не признать, что мало кому в современной истории удалось внести больший, чем Че Гевара, вклад в сохранение революционной составляющей в международном коммунистическом движении.

В своей речи 17 октября 1997 года на церемонии погребения останков героев-партизан, принявших смерть вместе с Че Геварой, Фидель Кастро убеждённо заявил: «Почему они думают, что убив его, он перестанет существовать, как боец? Сегодня он находится в каждом месте, где только есть причина для защиты. Его нельзя стереть из истории, он стал символом для всех бедных мира сего»…

Пророчески звучат слова Че Гевары, сказанные им в письме к матери в 1956 году: «…сегодня на первом месте – святой Карлос (так Че Гевара называет Карла Маркса – автор), он – ось всего и таким останется на все годы, пока шарик будет удерживать меня на своей поверхности…».

Приведу лишь несколько фактов в подтверждение сказанного.

Для издания на Кубе книг по тематике «Маркс и марксистское мышление» Че Гевара рекомендует: «В этой серии должны быть опубликованы полные собрания сочинений Маркса и Энгельса, Ленина, Сталина и других великих марксистов»…

На весь мир в своё время прозвучали сказанные Че Геварой в выступлении на Генеральной Ассамблее ООН слова: «Я не принадлежал к Коммунистической партии до тех пор, пока не оказался на Кубе, где сегодня мы можем провозгласить перед этой Ассамблеей марксизм-ленинизм теорией действия Кубинской революции».

И всё же решающее значение при оценке его взглядов должно принадлежать революционной практике Че Гевары, выдающегося пролетарского революционера, пронёсшего творческий дух марксизма–ленинизма через выпавшие на его долю тяжелейшие испытания.

Проблемы развернувшегося в странах Латин-ской Америки революционного процесса нашли своё отражение в целом ряде статей и выступлений Гевары, но прежде всего в статьях «Куба – историческое исключение или авангард борьбы с колониализмом?», «Тактика и стратегия латиноамерикан-ской революции», «Партизанская война как метод», в выступлении перед членами Департамента государственной безопасности 18 мая 1962 г. «Влияние Кубинской Революции на Латинскую Америку».

Нужно отчётливо понимать, что изложенные в них взгляды и прогнозы имели место в конкретных условиях 1960-х годов. Пример Кубинской революции вызвал мощный подъём революционно-освободительного движения в Латинской Америке. В 1963-1965 гг в ряде стран – Гватемале, Перу, Колумбии, Венесуэле развернулась партизанская война. Существование мощной социалистической системы сковывало в определённой мере практику американского империализма свержения неугодных режимов...

Че Гевара твёрдо придерживался той точки зрения, что Кубинская революция не исключение, а, напротив, канун пролетарской революции в других странах Латинской Америки. «То, что произошло здесь, имеет историческое значение. И даже если бы мы того не хотели, опыт Кубы будет перенесён на континент».

Че Гевара полностью разделяет оценку социально-политической обстановки в Латинской Америке, высказанную Ф.Кастро при зачтении 2-ой Гаванской декларации: «Во многих странах Латинской Америки революция сегодня неизбежна. Этот факт обусловлен не чьей-либо волей. Он обусловлен ужасающими условиями эксплуатации, в которых живёт американец, развитием революционного сознания в массах, мировым кризисом империализма и всемирной борьбой угнетённых народов»….

Че Гевара полагает, что в условиях, когда местная буржуазия тесно сомкнулась с империализмом, «…победоносные революции в данном регионе мира будут иметь своим результатом режимы с социалистической структурой».

У Че не было иллюзий относительно скорой победы социалистических революций в латиноамериканских странах: «Мы не можем предсказать, когда борьба примет этот, континентальный, характер и сколько времени она продлится, но можем прогнозировать её пришествие, потому что она – продукт историче-ских, экономических и политических обстоятельств, и изменить её направленность нельзя».

Что касается способа достижения социализма, то Че Гевара практиче-ски исключает возможность мирного перехода, полагая, что только вооружённая борьба может привести к успеху: «Имеется, конечно, и возможность мирного перехода; на неё указывают работы классиков марксизма, и она подтверждена недавней Декларацией коммунистических партий, но в современных условиях Америки с каждой минутой всё труднее реализовывать мирные устремления….»….

Рассматривая возможные варианты ведения вооружённой борьбы, Че Гевара не без оснований отдаёт предпочтение методу партизанской войны, приведшей в конечном счёте к победе Кубинской революции.

Зададимся вопросом, является ли тактика партизанской войны чем-то выходящим за рамки марксистско-ленинской теории социалистической революции, как утверждают иные «ортодоксы» марксизма-ленинизма. Приходится напомнить, что в период революции 1905-1907 г.г. В.И.Ленин был активным сторонником тактики партизанских действий. «Партизан-ская борьба есть неизбежная форма борьбы, когда массовое движение уже дошло на деле до восстания и когда наступают более или менее крупные промежутки между «большими сражениями» в гражданской войне»(В.И. Ленин. ПСС, т.14 «Партизанская война»). Известно, что ленинская статья «Партизанская война» была в личной библиотеке Че Гевары…

Че Гевара выражает уверенность в окончательной победе континентальной революции в странах Латинской Америки: «Для конечного итога борьбы не важны временные поражения того или иного движения. Главное то, что решимость продолжать борьбу усиливается день ото дня, день ото дня крепнет сознание необходимости революционных перемен и убеждённость в их осуществимости»…

Перед лицом пошлого предательского оппортунизма, охватившего часть коммунистов, гордо звучат слова коммуниста-революционера Эрнесто Че Гевара: «Мы доказали, что небольшая группа решительных людей, поддерживаемая народом, не боящихся умереть, если придётся, способна одержать верх над регулярной дисциплинированной армией и окончательно её разгромить».

Вставшая на путь строительства новой социалистической жизни революционная Куба сразу же столкнулась с проблемами, обусловленными отсталостью её экономики, сопротивлением свергнутых эксплуататорских классов, нехваткой средств из-за прекращения торговли с США, а, главное, из-за блокады Кубы сразу после установления неугодного США режима.

На Че Гевару как на председателя Кубинского национального банка, а затем министра промышленности была возложена труднёйшая задача выхода из паралича управления экономикой, налаживания экономической жизни на новой основе. В решение этой задачи вклад Че Гевары трудно переоценить.

Примем во внимание, что к началу социалистического строительства на Кубе в СССР и европейских странах народной демократии преобладало упрощённое представление о стратегии и тактике в ходе хозяйственного строительства, в определённой мере еще ранее выправленное с выходом работы И.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», но не получившее дальнейшего развития.

Сложность задач, представших перед кубинским руководством, нашла отражение в статье «Социализм и человек на Кубе». написанной в январе-марте 1965 года: «…надо иметь в виду, что мы сталкиваемся не с чистым переходным периодом, каким его видел Маркс в «Критике Готской программы», а с новой, не предусмотренной им фазой, первым периодом перехода к коммунизму или строительством социализма.

Для этой фазы характерна острая классовая борьба при наличии в недрах процесса элементов капитализма, которые затемняют правильное понимание этого процесса.

Если ко всему этому прибавить схоластику, затормозившую развитие марксистской философии и помешавшую систематическому исследованию переходного периода, исследование политической экономии которого так и не было развёрнуто, то нужно согласиться с тем, что мы всё ещё находимся в «пелёнках» и нам необходимо заняться изучением элементарных особенностей этого периода, прежде чем приступать к выработке более основательной экономической и политической теории».

Ныне, когда Кубинская революция находится на новом этапе, связанном с необходимостью отступления на экономическом фронте от завоёванных позиций, небесполезно процитировать слова Че Гевары, сказанные им 20 марта 1960 года: «Краеугольные камни политического суверенитета, заложенные 1 января 1959 года, будут надёжно укреплены только тогда, когда будет достигнута полная экономическая независимость. И мы сможем сказать, что идём по правильному пути, только если каждый день будут приниматься меры, обеспечивающие нашу экономическую независимость. В тот самый миг, когда правительственные меры приведут к тому, что движение по этому пути остановится или повернёт вспять, пусть это будет только один шаг назад, это будет означать, что всё потеряно и неизбежно начат возврат к системе колонизации, более или менее замаскированной в соответствии с характеристиками каждой страны и ситуации в обществе».

И потому мы с удовлетворением отмечаем, что курс Кубы на построение социализма был подтверждён состоявшимся VIII съездом Компартии Кубы. Выступая с отчётным докладом перед своим уходом с поста Первого секретаря ЦК КПК Рауль Кастро заявил: «Есть границы, через которые нельзя переступать, потому что последствия могут быть необратимыми, приводящими к стратегическим ошибкам и даже к разрушению социализма и, следовательно, национального суверенитета и независимости». (Хотелось бы верить в неприступность этих границ – ред.)

Практическая работа Че Гевары по налаживанию управлением экономикой совпала по времени с осуществлением в СССР хозяйственной реформы Косыгина, принципы которой реализовывались и в других странах СЭВ. Че Гевара, внимательно следивший за процессом внедрения экономических методов управления хозяйственной деятельностью, самым решительным образом вы-ступал против необдуманного перенесения на Кубу экономических, а по существу рыночных, методов.

…Он убеждён, что построение социализма требует кардинального пересмотра взаимоотношения человека-трудящегося и общества. «В процессе строительства социализма диалектически сталкиваются и сочетаются два момента. С одной стороны – материальные стимулы, необходимые, поскольку мы выходим из общества, не помышлявшего ни о чём, кроме материальных стимулов, и строим новое общество на основе старого, при многочисленных пережитках в сознании людей. Поскольку мы не имеем ещё возможности давать по потребностям.

Поэтому материальный интерес будет определённое время играть роль в процессе строительства социализма.

Но деятельность авангардной партии состоит именно в том, чтобы поднимать как можно выше знамя противоположного принципа – знамя морального интереса, морального стимула... (выдами – ред.). Моральный стимул, формирование нового, социалистического сознания – вот что должно служить нам точкой опоры, вот к чему мы должны стремиться, вот на что должны делать ударение».

Большое внимание Че уделял совершенствованию практики планирования как на отдельном предприятии, так и на государственном уровне. «Вся наша работа, – убеждённо говорил Че Гевара,– должна быть направлена на достижение того, чтобы задачи ведения хозяйства, контроля и управления с каждым разом упрощались, а усилия министерств и ведомств сосредотачивались на планировании и технологическом развитии».

Че Гевара уверен, что преимущества социалистической системы хозяйства уже позволяют ставить задачу автоматизации планирования, использования электронной техники, математических методов управления в экономике: «…Я уже думаю о проблеме концентрации промышленности, о её модернизации, в конечном счёте – о её автоматизации. Я добиваюсь, чтобы мы быстрее пришли к использованию электронной техники – во всяком случае, поскольку речь идёт об осуществлении экономического анализа, сбора и проверки информации, о статистическом контроле (статистика на Кубе в прошлом просто не существовала), об уничтожении всяческих препятствий, порождаемых бюрократией. Поэтому я утверждаю, что необходимо сегодня начать думать о предстоящем завершении этапа социалистического строительства, о строительстве коммунизма.

Не строя, конечно, иллюзий, не надеясь на то, что можно решать вопросы, произнося слова, не считая, что войти в коммунизм столь же легко, как в кино – купить билет… Но нужно начинать думать о высшем этапе будущего…».

В последние годы жизни Че Гевара переходит от сомнений к полному неприятию экономической политики в СССР и большинстве других социалистических стран: «Многие потрясения ещё ожидают человечество до его окончательного освобождения, но (и абсолютная уверенность в этом – это то, что руководит мной) оно может быть достигнуто только при радикальном изменении стратегии основных социалистических держав».

Жизнь убедительно показала, у кого было больше иллюзий (относительно стратегии строительства коммунизма), у Че Гевары, с его неустанным подчёркиванием необходимости воспитания коллективизма в сознании трудящихся, понимания ими труда как выполнения общественного долга, или у тех «марксистов-ленинцев», кто полагался на материальное стимулирование как действенный метод соревнования с империализмом.

В статье не упомянут целый ряд вопросов, рассматриваемых в рецензируемой книге. Но автор счёл нужным сосредоточить внимание на важнейших сторонах творческого наследия Че Гевары, вокруг которых ведутся споры обществоведов.

             Владимир Чеченцев

(приведено в сокращении)