Если говорить по-существу

 

В последнее время меня часто спрашивают, что думаешь про высказывания Путина, мол, большевики-обманщики, обещали мир — народам, землю — крестьянам, фабрики рабочим. И – не дали ничего. На мой взгляд, тут ничего нового. Путин является антисоветчиком, и выпады в адрес системы, откуда он вышел и которой он некогда служил, для него не впервой. Если же говорить по-существу, то как раз эти обещания большевики выполнили в полном объеме.

 

1.    Мир — народам

Россию (не Российскую Империю, которая приказала долго жить в сентябре 1917 года) вытащили с полей империалистической войны через «похабный брестский мир». «Белые» тогда кричали, что цена оказалась слишком высока, некоторые коллеги Ленина по партии кричали, что нельзя это подписывать. Но как известно, Ленин оказался прав: Германия вскоре рухнула, мир был денонсирован, а то, что не собрали обратно при Ленине, дособирал Сталин. Так что обещанный мир Ленин как раз дал.

Гражданская война, которая де-факто шла с февраля-марта 1917 и перешла к открытой фазе летом 1918 года, была как раз следствием нежелания тех сил, которые потерпели поражения в Октябре, смириться с новыми реалиями, смириться с тем же Брестским миром в погоне за химерами Константинополя. Они же по-другому видели судьбу России. Они попытались это видение отспорить у большевиков на поле боя, где опять проиграли. Если бы не их слепое упорство, подзуживаемое Антантой, Россия бы выкарабкалась из кровавой мясорубки с куда как меньшими последствиями, и стартовые условия для строительства СССР были бы многократно лучшими.

 

2.    Земля — крестьянам

Землю крестьянам начали раздавать практически сразу после революции, в рамках принятого декрета. Большевики кардинальным образом разрешали земельный вопрос, который в течение более чем полувека до революции, подтачивал царскую Россию. Ни реформы Александра II, ни реформы Столыпина, не смогли решить этот ключевой для России вопрос. И именно потому большевики получили столь массовую поддержку на селе, что решали главный вопрос жизни десятков миллионов людей. Крестьяне хотели прекращения войны и хотели получить землю. Войну прекратили (тех кто жаждал ее продолжения, разбили на полях войны гражданской), землю раздали. Некоторые утверждают: ну, хорошо – землю раздали, но вот при Сталине же начали в колхозы загонять, значит сначала дали, а потом отобрали. Во-первых, как не трудно заметить, большевики в 1917 году в рамках этой логики свое обещание выполнили, чтобы что-то отобрать, надо сначала дать, а землю большевики дали.

Во-вторых, — переход к системе колхозов произошел в конце 20-х, когда Ленин уже умер, поэтому говорить о том, что Ленин обманул, смешно — он как раз свои обещания в этом вопросе выполнил. Вопрос же о том, надо ли было проводить коллективизацию, лежит в плоскости исторической обусловленности, когда только таким образом можно было обеспечить ускоренную индустриализацию страны и ее подготовку к новой мировой войне. Как мы знаем по результатам этой войны, предпринятые меры, когда Россия пробежала за 10 лет тот путь, который некоторые прошли за век, оказались чрезвычайно действенными, и в 1945 году мир подписывался в столице тех, с кем в 1918 году пришлось пойти на «похабные соглашения».

 

3.    Фабрики — рабочим

 Заводы как известно были так же национализированы, а власть на них от хозяев перешла к рабочим коллективам. Как в 20-е, так и в 30-е годы на национализированных государством предприятиях власти сохраняли трудовые коллективы, чьи права в 30-х действительно были ограничены, когда форсированная индустриализация все больше стала служить целям вынужденной подготовки к надвигающейся мировой войне. Не совсем понятна претензия, что, вот мол, гайки закрутили и тем предали идеалы революции. А то что европейский фашизм готовился уничтожить СССР, что готовился крестовый поход наших «европейских друзей» против большевизма, это так — мелочи.

В целом же, если говорить о большевиках и Ленине, который ими в годы революции и становления Советской власти руководил, то вышеупомянутые лозунги были Лениным с успехом реализованы на практике. Поэтому говорить о том, что Ленин пообещал и не выполнил, это элементарно идти против фактов. Утверждения же Путина про «обман», это не более чем идеологический выпад против советской власти, причем этот выпад как раз лежит за пределами объективного изучения отечественной истории и производит предельно странное впечатление на фоне официальной кампании на консолидацию общества, так как такие выпады не консолидируют общество, а обостряют его разделение. На этом примере мы хорошо видим, как власти в соответствии со своей идеологической моделью поставили идеологический догмат про «большевиков-обманщиков» выше необходимости консолидации общества перед лицом внешней и внутренней угрозы.

Сейчас об этом не модно вспоминать, но на самом деле и в окружающей нас действительности мы и поныне видим результаты труда большевиков. Причем тут речь даже не о свидетельствах материальной культуры (хотя и они тоже), а о самих принципах устройства общества — до сих пор живут советские праздники, до сих пор действуют отдельные положения декретов, принятых после Октября, до сих пор сохраняются рудименты той социалки, которая стала порождением Октября, когда человек труда, над которым ныне любит подшучивать офисный планктон, стал хозяином страны. И мы хорошо видим на примере Украины, где новый фашистский режим открыто себя противопоставил делу Октября, снося памятники Ленину и большевикам, к чему приводит историческое беспамятство и примитивный антисоветизм.

Россия нынешняя пока еще не готова к объективной оценке Октябрьской революции, антисоветский дискурс все еще довлеет над этим вопросом. Если переоценка роли Сталина уже произошла, если нападки на Великую Отечественную Войну были отбиты, то Октябрь еще ждет своей переоценки, когда судьбоносная революция изменившая Россию и мир будет очищена от позднесоветской лакировки и от постсоветской чернухи, дабы ее грандиозный масштаб и последствия были осознаны обществом. Франция, пережившая целую серию революций, в конечном итоге нашла в себе силы принять и признать значение Великой Французской Революции, уважение к которой выражено даже в официальном гимне республики. России этот процесс еще предстоит, ибо нельзя прятаться от своей истории, представляя ее помойной ямой. Особенно когда наши великие предки не дали уничтожить страну и обустроили ее на принципах народовластия и социальной справедливости.

Х. Н.