Капитализму выгодно мракобесие

 

Вслед за русофобией все республики Центральной Азии накрывает волна реабилитации пособников нацистов и врагов советской власти. Не стал исключением и Узбекистан, где на самом верху санкционирован данный процесс, а 115 басмачей объявлены национальными героями.

Во многом Ташкент копирует соседний Казахстан, усердно перенимая опыт «украинизации» через тотальную реабилитацию тех, кого еще 10 лет было невозможно оправдать, поскольку они действительно были убийцами, террористами и пособниками вражеских государств. Ведь в отношении всех незаконно (спорно – ред.) осужденных были уже давно отменены решения судов еще в период хрущёвской оттепели, а потом в конце 80-х и в 90-е годы.

Остались с ярлыком врагов как раз те самые участники Туркестанского легиона вермахта и мусульманских частей СС, а также главари басмаческих банд и участники расправ над мирным населением во время антисоветских восстаний 20-х и 30-х годов. Именно сейчас их возводят в ранг героев и борцов за национальную независимость от оков «колониального гнёта» со стороны СССР.

И вот еще 8 октября 2020 года президент Республики Узбекистан, следуя примеру своего казахстанского коллеги, сформировавшего государственную комиссию по оправданию убийц и карателей, подписал распоряжение «О дополнительных мерах по более глубокому изучению наследия и увековечению памяти жертв репрессий». А уже 31 августа этого года Шавкат Мирзиёев принял участие в поминальных мероприятиях, посвящённых Дню памяти жертв репрессий.

В рамках мероприятия он посетил аллею «Шахидлар хотираси», где собрались представители духовенства и высшей элиты с целью почтить память якобы невинно убиенных 100 тысяч узбеков, якобы отдавших жизни «за свободу и независимость». В отношении этих «шахидов» были прочитаны суры из Корана и дуа в память об ушедших. Подан поминальный плов.

Помимо прочего Шавкат Мирзиёев побывал и в реконструированном музее памяти жертв репрессий, расположенном там же в аллее. Во время его посещения президент сделал следующее знаковое заявление о тех, кто с оружием в руках воевал с советской властью:

«Они были лучшими представителями нашего народа. Тоталитарному режиму не нужны были умные люди, которые открыли бы глаза нации, укрепили бы ее самосознание. Они провинились лишь в том, что были великими».

Эти «умные и великие люди» не только сопротивлялись установлению колхозов и совхозов, созданию современных городов, освобождению женщин и всего общества от средневековых порядков и невольничьих рынков, но и убивали тысячами тех, кто сотрудничал с новой вла-стью. В частности, таким вот новым «героем» по случаю 30-летия независимости был объявлен Курбаши Ибрагим-бек, вожак басмаческого движения.

Он был арестован в результате операции ОГПУ и приговорен советским судом к расстрелу в 1931 году за организацию целого ряда набегов вооруженных бандитских отрядов на кишлаки и даже районные центры. В итоге погибли сотни активистов и простых дехкан. То есть терроризировавший мирное население становится символом современного узбекского национального государства.

Да и остальные 114 реабилитированных являются участниками басмаческого движения, боровшимися с оружием в руках с Бухарской народной советской республикой, а позднее и советской властью в Средней Азии, сотрудничавшими с турками и британцами.

Все они были пойманы и расстреляны после ликвидации лидеров басмаческого движения.

А чтобы закрепить процесс увековечивания этих убийц и бандитов, в рамках распоряжения президента предполагается провести исследования их жизни и деятельности в разных регионах страны. Уже готовится к изданию многотомная книга «Жертвы репрессий». Напомним, что точно такие же «Книги памяти» были изданы в соседней Киргизии и Казахстане при финансовой поддержке и прямом участии фонда Сороса.

В Ташкенте пошли еще дальше. Собираются печатать массовым тиражом специальные брошюры для учеников средних школ. Естественно, что в них представители советской власти и чекисты будут представлены «неверными» русскими врагами, а басмачи защитниками узбеков.

Для ускорения этого процесса Шавкат Мирзиёев дал указание закрепить за Республикой Каракалпакстан и всеми областями научных сотрудников Института истории (аналог Украинского института нацпамяти), восстановить имена джадидов, жертв репрессий в каждом регионе страны. То есть, Узбекистан следует по пути построения моноэтнического государства с возвеличиванием в своей идеологии всех, кто воевал против СССР.

Феодалы, муллы и наймиты Великобритании и Турции, желавшие вернуть весь регион в средневековье, становятся вдруг светочем прогресса и преобразований. «Наши предки-джадиды сделали все, чтобы освободить нашу страну, вывести ее из отсталости и развить все сферы», – говорит Мирзиёев. Типичный пример переписывания истории, полного отрицания совместного, прогрессивного, советского прошлого.

Хотя сама республика появились благодаря политике советской власти в деле национального размежевания Средней Азии в 20-х и 30-х годах. Если бы этого не произошло, то и сейчас узбеки делились бы, как в старину, на хивинцев, бухарцев, кокандцев, а Шавкат Мирзиёев оставался бы безграмотным и забитым дехканином.

Впрочем, процесс декоммунизации и дерусификации прошел в Узбекистане активно еще с начала 90-х при правлении бывшего первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана Ислама Каримова, который снес все памятники советской эпохи – даже героям Великой Отечественной войны. Нынешний президент лишь логически завершает этот процесс, проводя уже ту же политику откровенной «украинизации» страны.

Кроме того, сегодня узбекские власти идут по опасной дорожке заигрывания с исламом, начинают проповедовать панисламизм. Делается попытка сыграть на процессах культурно-образовательной деградации в обществе, где грамотность у молодежи постепенно заменяется исламским богословием. Правящая элита собирается таким образом в дальнейшем управлять темной массой, отравленной национализмом и религиозным мракобесием. Всё это может привести к далеко идущим последствиям, в том числе, к негативным и для тех, кто собирается такими методами удержать свой трон.

Айнур Курманов