ПАУЛУ ФРЕЙРЕ. ОБРАЗОВАНИЕ И РЕВОЛЮЦИОННАЯ БОРЬБА
19 сентября 2021 года исполнилось 100
лет со дня рождения
выдающегося бразильского левого общественного деятеля, философа и педагога
Паулу Фрейре (1921-1997).
Бразилия, в которой родился, вырос и большую часть своей
жизни прожил П. Фрейре, – это огромная
латиноамериканская страна, занимающая пятое место в мире по площади и шестое по
численности населения. Земля Бразилии очень богата, чего, увы,
нельзя сказать об основной части её населения. Ибо почти все богатства страны
принадлежат американским компаниям и связанным с ними местным бизнесменам.
Бразильцам абсолютно не свойственны расизм, национализм и
враждебность к другим народам, чьи представители легко ассимилируются в
Бразилии. Так, до недавнего времени пост Президента страны занимала Дилма Русеф (род. 1947), болгарка
по происхождению.
Отсталость Бразилии, как и других латиноамериканских
стран, незавершенность буржуазно-демократических преобразований, привели к
сильной зависимости от иностранного капитала, прежде всего, от капитала США.
Бразилия имеет богатые революционные традиции. Ещё в 1630
году восставшие рабы основали республику Палмарес,
которая просуществовала до 1697 года. В XVIII веке в Бразилии неодно-кратно
вспыхивали антипортугальские восстания.
Новый толчок революционному движению в Бразилии дали
события 1917 года в России. В 1922 году в Бразилии была создана
Коммунистическая партия. Бразильским коммунистам удалось найти общий язык с
некоторыми левыми военными. В 1934 году один из лидеров левых военных Луис
Карлос Престес (1898-1990) вступил в ряды
Коммунистической партии Бразилии и вскоре стал её Генеральным секретарем. В
ноябре 1935 года коммунисты организовали вооруженное восстание, которое было жестоко
подавлено.
Паулу Фрейре вырос в небогатой
семье, которую окончательно разорил экономический кризис 1929-1933 годов. В
начале 1940-х годов он учился на Юридическом факультете университета в Ресифи,
но философия, психология и литература интересовали его куда больше, чем
юриспруденция. Поэтому после окончания университета он стал работать школьным
учителем и преподавать португальский язык и литературу. Молодого творчески
работающего педагога скоро заметили, и он получил ответственный пост в системе
управления образованием штата Перманбуко, где он
получил хорошие возможности для пропаганды и реализации своих педагогических
идей.
Даже и в XX веке значительная часть взрослых бразильцев не умела ни читать, ни писать. И Фрейре задумался о том, как можно быстро научить читать и
писать взрослых людей. Для этого он предложил несколько интересных приемов.
Буржуазные правительства Бразилии не слишком заботились о
ликвидации неграмотности в стране, но в 1961 году к власти пришел левый
президент Жуан Гуларт (1918-1976), и П. Фрейре получил возможность испробовать свои идеи на
практике. В 1962 году он за 45 дней сумел обучить 300
неграмотных рабочих сахарных плантаций в совершенстве читать и писать,
после чего президент Гуларт подписал указ о
широкомасштабном внедрении опыта Фрейре.
В апреле 1964 года правые военные совершили
государственный переворот, свергли правительство Ж. Гуларта
и установили военную диктатуру. П. Фрейре, как
человек, известный своими левыми взглядами и симпатиями к Кубинской революции,
был арестован, но пробыл в тюрьме недолго. После освобождения он эмигрировал в
Чили, а затем перебрался в Швейцарию, где работал в международных организациях,
занимающихся проблемами образования.
В 1967 году Паулу Фрейре
публикует книгу «Образование, как практика свободы», а в 1968 году – главное
произведение своей жизни – книгу «Педагогика угнетенных».
Книга «Педагогика угнетенных» относительно небольшая, она
насчитывает около 100 страниц. В ней Вступление и 4 главы.
Первая глава посвящена общим закономерностям
борьбы угнетенных и угнетателей. С точки зрения марксизма она не содержит
практически ничего нового. И написана несколько
абстрактно. Но в ней есть ряд интересных мыслей, о которых левый читатель
обычно не задумывается. Например, мысль о том, что борясь за своё освобождение,
угнетенные борются и за освобождение своих
угнетателей. Ибо система угнетения подавляет как тех, кого угнетают, так и тех,
кто угнетает.
В условиях угнетения угнетенные могут выбрать одну из
двух стратегий: пассивное приспособление, позволяющая облегчить жизнь здесь и
сейчас, но в долговременной перспективе только укрепляющая угнетение, или
активную борьбу, создающую человеку дополнительные трудности, но в перспективе
открывающей путь к освобождению.
Как справедливо пишет Фрейре: «Свобода
не дается просто так, а завоевывается в борьбе».
П. Фрейре очень скептически
относится к подачкам, которые угнетатели бросают угнетенным с барского стола.
Такие подачки, по мнению П. Фрейре, только укрепляют
механизм угнетения.
Две стратегии приспособления порождают
разное отношение к образованию. Для тех, кто выбрал стратегию пассивного
приспособления, образование – это способ занять более высокое положение в
обществе. Такая стратегия порождает чисто меркантильное отношение к
образованию. А для тех, кто выбрал стратегию активного противостояния,
образование – это ключ к познанию мира. Ибо стремление к преобразованию мира
закономерно порождает интерес к тому, как он устроен.
«Чтобы угнетенные могли вести борьбу за свое
освобождение, они должны воспринимать реальность не как замкнутый мир, из
которого нет выхода, а как некую ограничивающую ситуацию, которую они могут
изменить. Такое восприятие реальности представляет собой необходимое, но не
единственное условие освобождения; оно должно стать мотивацией освободительных
действий», – писал Фрейре.
Пишет Фрейре и о том, что на
ранних этапах борьбы у угнетенных возникает соблазн
самим стать угнетателями:
«Редкий крестьянин, «поднявшись» до позиции надсмотрщика,
не становится еще большим тираном по отношению к своим бывшим товарищам, чем
сам владелец Это происходит потому, что сам контекст
ситуации, в которой находится крестьянин, а именно – угнетение, остается
неизменным. В приведенном примере надсмотрщик, если он хочет сохранить свое
положение, обязан быть таким же жестоким, как хозяин, а то и более. Это хорошо иллюстрирует наше предыдущее утверждение о том, что на
начальной стадии борьбы угнетенные находят в угнетателе модель «состоявшегося
человека».
Но «… истинное разрешение противоречия между угнетателями
и угнетенными заключается не в том, чтобы попросту поменять его участников
местами, не в том, чтобы переставить полюса...». А в том, чтобы демонтировать
мир угнетения.
Критически относится П. Фрейре
и к тем «друзьям народа», которые мечтают освободить народ без его участия.
«Настоящего гуманиста можно быстрее отличить по его
доверию к людям, которое вовлекает его в их борьбу, чем по тысячам поступков,
совершенных во имя народа, но без доверия к нему». И «…считать себя хранителем
революционной мудрости, которую в дальнейшем надо донести до других людей (или
навязать им), означает остаться верным старому порядку. Человек, который
заявляет о своей приверженности борьбе за освобождение, но при этом не готов
войти в единую общину с людьми, которых он продолжает воспринимать как
совершенно невежественных, занимается плачевным самообманом».
Остальные три главы книги посвящены проблемам
образования. В современной школе субъектом образовательного процесса является
педагог. А ученики лишь объекты.
Основная идея П. Фрейре
заключается в том, что образование может стать эффективным лишь тогда, когда
ученик станет не объектом, а субъектом. Когда не его будут учить, а он сам
будет учиться с помощью мудрого педагога.
Как человек, выросший в капиталистической стране, П. Фрейре сравнивает педагога традиционной школы со вкладчиком банка, а ученика – с текущим счетом, на
который вкладываются деньги. Деньги на текущем счету могут нарастать, но это
связано не с активностью самого вклада, а с активностью того, кто вкладом
пользуется. А сам вклад пассивен. Такую систему образования Фрейре
не совсем удачно называет «банковской».
«Банковская система» образования деформирует личность и
учителя, и ученика. Учитель начинает воспринимать себя, как лишенного сомнений
носителя абсолютной истины. Что постепенно, но неуклонно, ведет к
интеллектуальной деградации. А перед учеником открывается выбор между двумя
путями интеллектуальной деградации: или равнодушие к истине и готовность
бездумно повторять чужие слова, или анархический бунт против навязываемой ему
культуры. И то, и другое плохо.
Рассуждая подлинно по-марксистс-
ки, Фрейре объясняет:
«банковская» система образования выгодна правящим классам. Ибо с детства
приучает людей к отношениям: «Я начальник – ты дурак.
Ты начальник – я дурак». Для функционирования
эксплуататорского общества такие отношения абсолютно необходимы.
П. Фрейре обращает внимание на
ещё одну важную деталь: педагог, работающий в рамках «банковской» системы, как
правило, уверен в тупости своих учеников. При этом он не задумывается о том,
что сам эту тупость и порождает. А учитель, общающийся с учениками на равных,
видит их умными, хотя по молодо-сти
лет и во многом заблуждающимися. Но мудрого педагога это не смущает: чему-то научиться
всерьез можно лишь на собственных ошибках.
А детки на самом деле бывают очень умными. Настолько
умными, что даже не верится. Лучшее в мире определение науки дала больная
аутизмом российская девочка Соня Ш. По её мнению «Наука – это познание, основанное
на сомнении». За одну такую фразу вполне можно присудить учёную степень доктора
философских наук. Но в современной школе ум учеников не востребован.
Книга Фрейре, несомненно,
принадлежит к числу выдающихся произведений мировой педагогической литературы.
Её главное достоинство заключается в том, что проблемы образования он
рассматривает с классовых позиций и считает деятельность в области
образования одной из форм классовой борьбы.
Коммунистам, занимающимся проблемами образования, следует
самым внимательным образом прочесть «Педагогику угнетенных».
Она поможет им сформулировать главные приоритеты своей деятельности в области
образования.
Для того, чтобы сформулировать
эти приоритеты, нужно понять, каким хотят видеть молодое поколение наши
классовые враги. И каким его хотят видеть коммунисты.
Власть имущие не заинтересованы
в хорошем массовом образовании. Во-первых, потому, что оно побуждает людей
всерьез задуматься о том, почему их жизнь не совсем такая, какой её хотелось бы
видеть. А во-вторых, потому, что монополия на получение хорошего образования
воспроизводит привилегированное общественное положение для детей своего круга.
Вполне понятно, почему Г.О. Греф призывает закрыть
физико-математические школы и классы, которые сегодня ещё сохранили очень неплохой
уровень общего образования и продолжают притягивать к себе любознательных
учеников. За призывами господина Грефа стоит не беспокойство по поводу
чрезмерной специализации, а совершенно другие причины. Таких причин две.
Во-первых, дети, которые учатся в таких классах, склонны умствовать не по чину,
а во-вторых, интеллектуальный и культурный уровень большинства детей
современной российской элиты недостаточен для учебы в таких школах.
Мечты нынешней российской верхушки – это школа даже не
двух, а трех коридоров. Первый коридор – школы для правящей элиты, второй –
высокоспециализированные школы для неплохо оплачиваемых узких специалистов, не
заинтересованных в том, чтобы задумываться об устройстве окружающего мира,
третий – школы для «быдла», к которому либеральные
«сливки» российского общества относят подавляющую часть народа. По мнению этих
«сливок», быдлу не нужно образование, ему нужно дать
хлеба (в небольшом количестве) и зрелищ (по телевизору). И тогда быдло не будет выступать против общественного строя и
проголосует на выборах за кого надо.
Взгляд коммунистов прямо противоположен.
Они хотят видеть подрастающее поколение сознательными борцами за лучшее
будущее. И нашей страны, и всего Человечества. А интерес к устройству
окружающего мира и сознательная борьба за лучшее будущее Человечества тесно
взаимосвязаны. Поэтому коммунисты должны решительно выступать против буржуазных
взглядов на образование, сводящих массовое образование к профессиональной
подготовке в сочетании с навязыванием юношеству буржуазной идеологии и
буржуазной системы ценностей. Главная задача образования с точки зрения
коммунистов – это развитие любознательности, которая вдохновит человека на то,
чтобы всю жизнь учиться и всю жизнь осмысливать окружающую действительность. А
так же формирование навыков упорного интеллектуального труда.
В классовом обществе система образования служит интересам
правящих классов. Значит ли это, что её нужно игнорировать? Разумеется, нет.
Активные представители эксплуатируемых классов должны научиться использовать её
в своих интересах. И не ограничивать свое образование школьной премудростью, а
читать умные книги и размышлять над серьезными проблемами. У многих деятелей
партии большевиков не было диплома о высшем (а у некоторых даже о среднем)
образовании, но это не мешало им быть высокообразованными людьми. Основой их
образования было самообразование, которым они занимались всю жизнь.
В Бразилию П. Фрейре
вернулся только в 1980 году, когда военный режим значительно смягчился. На
родине Фрейре вступил в Партию Трудящихся, которую в
том же году основали профсоюзный лидер Инасио Лула да Силва (род. 1945) и борец
против разрушения окружающей среды Чико Мендес (Франсиско Алвес Мендес Фильо) (1944- 1988). В
последние годы Паулу Фрейре принимал активное участие
в образовательных проектах, реализуемых Партией Трудящихся. Паулу Фрейре умер 2 мая 1997 года.
В 2002 году И. Лула да Силва был избран Президентом Бразилии. В 2010 году его
сменила другой деятель Партии трудящихся Дилма Русеф. Левое правительство немало сделало для повышения
жизненного уровня наиболее бедной части населения и развития системы
образования. Однако в целом правление левых оказалось не слишком удачным. Что
лишний раз подтвердило правильность вывода о том, что в условиях капитализма,
тем более, слаборазвитого, победа левых на выборах мало что дает.
Разочаровавшись в левой политике, значительная часть бразильцев проголосовала
за ультраправого кандидата Жаира Болсонару.
О левых реформах на время пришлось забыть.
Для настоящих левых период реакции – это время серьезной
теоретической работы, анализа допущенных ошибок и поиска новых путей реализации
своих целей. А в том, что реакция рано или поздно сменится новым общественным
подъемом, нет никаких сомнений.
Сергей Багоцкий