Кроме вступления в рабочий профсоюз, деваться уже некуда

Зеркало русского капитализма: завод «Хромтан»

 

Почему я пишу эту статью? Потому что не могу спокойно жить, когда рабочие превращены в скотину. На этом заводе работал мой дед, ветеран войны, был ударником коммунистического труда за гладильным, ревущим на всю округу, станком. Он оставил на заводе своё здоровье, но и получал за заслуги путёвки в санатории, пользовался почётом и уважением. До войны он получил от завода и бесплатное образование в заводском ФЗУ. После войны – бесплатную двухкомнатную квартиру с водопроводом и канализацией. На его глазах завод с 1930 года по 1960 год вырос из полукустарной фабрики в крупное предприятие союзного значения. Завод отстроил на свои средства город, выросший из села. Но старое сознание, сознание сельского кустаря, сильно укоренилось в этом человеке и в горожанах, вчера бывших полу-ремесленниками — полу-наёмными. После назначения невысокой, как он ожидал в расчёте на свои заслуги, пенсии, дед бросил партбилет на стол. Однако ушёл из жизни в 1992 году в состоянии шока, растерянности: «Как это может быть, что нет Советского Союза??» — спрашивал бывший фронтовик, испуганно глядя в атлас мира. Одновременно он с удовлетворением одобрял принятие накануне закона о частной собственности. И вот, помня эти моменты, глубоко врезавшиеся в мою детскую голову, а также наблюдая всё то, что происходило в последующие годы со страной, с заводом, который создавал дед и который создал его самого, я подбираю брошенный партбилет и иду на фронт. Для начала на фронт агитации за рабочий профсоюз.

Итак, коротко о заводе. Основан он в 19 веке, когда технология отделки кож достигла больших успехов. «Кожевенный завод «Хромтан» в городе Богородске Нижегородской области — российский производитель и поставщик натуральной кожи и кожаных полуфабрикатов», – так гласит сайт предприятия. Но это только воспоминание о былой славе советских времён.

Существовало или существует в городе несколько схожих производств: БоКоЗ, «Караван» им. Юргенса и др. Кто ими владеет?

 Одним из хозяев, к примеру, до минувшего Чемпионата мира по футболу был некто Каганович.

Это образец нового русского капиталиста, классический персонаж эпохи. Этот любитель авантюр закрыл филиал богородского завода в Нижнем Новгороде («Красный кожевник»), пустив по миру работников, в том числе моего отца-пенсионера, чтобы вложить средства с продажи только что купленного оборудования в покупку отеля для размещения спортсменов. Теперь на месте филиала — поле, поле «вспахано и засеяно солью» — готово к застройке высотным жильём. Да и сам «Хромтан» уже принадлежит фирме «Патриот», очередным «Рогам и копытам» с адресом в сарае за полярным кругом.

Все советские годы шла борьба не на жизнь, а на смерть за исправление экологической катастрофы вокруг завода: река и село до революции были превращены в одно бескрайнее зловонное месиво из болот и отходов кож, где тонули люди, лошади, повозки. В первые годы Советской власти были высушены болота, до войны вымощены мостовые, установлены фильтры очистки. После войны на дорогах был уложен асфальт, в городе зацвели клумбы с цветами. Но и при этом экология была далека от совершенства, а в постсоветские годы вновь наметилась тенденция варварски вести хозяйство по отношению к природе.

А что уж говорить о варварстве по отношению к условиям труда рабочих?

Все девяностые и нулевые — это сплошной период невыплаты зарплат. Как вообще могут люди жить, когда 20 лет подряд нет ни копейки денег? Могут. Тогда дружки Кагановича всем нарезали три раза по 6 соток в разных частях города (вместо огорода в шаговой доступности), загнав в личную кабалу работников Богородска. Да, именно в личную, а стимулируют к выплате долга мордобитием, одеванием мешка на голову и вывозом в багажнике в лес. И это наши дни, а не 90-е.

Ясное дело, что всю дорогу этот Каганович сладко ел, пил, развлекался, заседал в местной Думе. Короче, в огороде не полол и не рыхлил.

Для сушки кож тоже нужна только ручная, тяжёлая и нудная до одури работа. И никакие роботы и программисты здесь ничего не заменяют и не усовершенствуют.

Далее приведу пару отзывов работников завода о самих себе:

Сообщение 1: здесь речь идет об отстутвии наладчиков станков.«Работать на этом заводе и так не сладко, а последние два года совсем беда, с этими ковидными ограничениями они совсем c ума посходили. Мне последние два года обещали двоильные машинки обновить, работал с «бэушными», ещё от советских времен остались. Ну как прикажете с таким оборудованием работать? Если что поломалось, сам всё чинил. Никакого наладчика в штате нет и не было, экономили на всём. Про качество заготовок – рыдать горючими слезами хочется, всё побитое, продырявленное, как будто уже было б/у до тех пор, как нам на завод пришло.

Обещали сохранить места, но поувольняли почти всех, потом пригнали обратно.

Официально никого не оформляли, выдавали деньги чуть ли не за каждую смену, обещали всё невыплаченное отдельно премиями начислить.

И до сих пор ждём. И деваться особо некуда, потому что в остальных местах почти всё то же самое».

Сообщение 2: здесь речь пойдет об отсутствии инструмента, спецодежды и вреда для экологии. «Я даже не догадывался, что на приличном с виду заводе, который работает уже больше 150 лет, может происходить столько всего разного. На собеседовании вместе с кадровиками сидел еще и бригадир; кроме общих вопросов, задали и несколько по теме. Я еще и обрадовался, что попал на стоящее место, что будут новому учить. Рано радовался.

Выхожу на смену, думал мне выдадут комбинезон, какой-то защитный костюм, да хотя бы фартук и плащ с перчатками. Ничего, совсем. Бригадир подходит ко мне и говорит, что я неподготовленный к ним пришел. На мой вопрос: «неужели я должен был сам всё оборудование покупать на свои деньги?» — мне ответили, что да, это у них распространенная практика. А ничего, что всё это за бесплатно не достанешь и просто так на улице не продают?? Да и стоит хороший комплект соответственно. Только потом бригадир-мастер походил, повздыхал и выдал мне чей-то старый фартук и комбинезон – всё лучше, чем ничего.

Это при том, что в самом начале меня уговорили подписать инструкцию по соблюдению техники безопасности, вроде я со всем согласен и, если что, претензий никаких не имею. Я сдуру везде подписи проставил. А зря, нужно было сначала хотя бы смену отработать, чтобы понять в какой ад мне пришлось попасть.

Не знаю, что они с инструментами делали, но такое ощущение, что их «с союзов» не чистили...

Первые месяцы работал хоть и в отвратительных условиях, но более-менее. Потом стали постепенно задерживать оплату. Все премии, переработки, всё, что сверх оклада, просто взяли и сняли. Потом слух пошёл, что все-все работники так попали, вплоть до офисников, потому что «Хромтан» переходит в аренду «Патриота», идет долгий процесс смены юридического лица.

И теперь, если и будут платить зарплаты, то может в конвертах, а может и задерживать будут. Что у предприятия уже огромные долги за свет и воду, вроде это позволит не увольнять всех и поддерживать предприятие на плаву. Верилось, конечно, слабо. И не зря, потому что с того времени я зарплату ни в конверте, ни на руки – никак не видел.

Еще и труба эта мерзкая. Купили где-то трубу. Кстати, новенькую привезли, не сильно экономили. Её просто прикопали недалеко от речки, и в нее сливают все отходы.

А учитывая, сколько всего разного у нас через фильтры проходит, точнее, должно проходить, то река просто в болото превратилась. Нас потом со смены пару раз выгоняли прикапывать эту трубу, чтобы не так на местности выделялась. Ну, для меня это совсем уже безобразие, рассчитался, теперь уже на новом месте работаю...»

В заключение расскажу о Нижегородском региональном рабочем профсоюзе «Защита». Профсоюз «Защита» объединяет трудящихся независимо от отрасли и имеет территориальную структуру. Это значит, что профсоюзные организации не привязаны к отдельным предприятиям, а действуют в масштабе региона. Любой работник, кроме представителей администрации, может вступить в такую организацию. Став членом регионального рабочего профсоюза, можно с уверенностью рассчитывать на помощь организации в отстаивании своих трудовых прав.

К примеру, опираясь на сплочённый рабочий профсоюз, а не на горькие слёзы единиц (что льются в приведенных письмах-сообщениях), можно решить эти элементарные проблемы: работодателю это свинство легко сходит с рук, но ведь сообща можно заставить его немного поднапрячься и обеспечить всем необходимым каждого, нанять наладчика или доплатить за наладку станков самим рабочим. Просто уж совсем зарвались господа! Также хочется спросить работников: а не стыдно о себе писать, как о скоте, — «пригнали обратно»? Вопрос же невыплаты зарплаты часто решается через обращение профсоюза к прокурору. Ведь все равно «деваться-то некуда», то есть «терять уже нечего».

Да, работникам завода «Хромтан» терять уже нечего, но и нелегко будет учиться по крупицам добиваться того нового, чего в их жизни ещё и не было: элементарных, не скотских условий труда и человеческих прав.

Контакты НРРП «Защита»: тт. 8-906-366-95-31, 8 (831) 433-16-36; электронная почта: labornn@mail.ru, 603000, г. Нижний Новгород, а/я 35.

Активисты Нижегородского регионального

 отделения «Российского Объединённого

 Трудового Фронта»

https://www.rotfront.su

От редакции. Конечно, хорошо, что региональный профсоюз берет на себя помощь в защите всех работников региона независимо от профессиональной принадлежности и конкретного предприятия. Кроме рабочей солидарности (коллективной борьбы) у него есть и некоторые другие инструменты влияния на «работодателя», прописанные даже в нынешних законах.

Но если вам удается создать первичку профсоюза на самом предприятии и в дальнейшем наращивать ее численность и влияние на работодателя – это тоже хороший вариант борьбы. Такая первичка может войти целиком в состав регионального профсоюза и помогать работникам других предприятий в их сопротивлении беспределу нынешний «хозяев». Ведь в конечном счете у людей Труда задача – самим стать хозяевами и своего предприятия, и региона, и страны в целом.