Казахстан. Еще раз о роли рабочих коллективов в январских протестах

 

Сопредседатель Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов ответил на вопросы журналистов партийного издания Коммунистической партии трудящихся Испании. Публикуем ответ лишь на один вопрос корреспондента, который часто задают и нам, так как сообщения официальных СМИ и представителей власти РК искажают степень участия, роль и значение разных сил в протестах. Полностью познакомиться с интервью можно по ссылке http://socialismkz.info/?p=26946   

 

Кор. Играет ли рабочее движение ведущую роль в этом контексте?

А.К. Поводом для взрыва недовольства стало решение правительства отправить сжиженный газ для автомобилей «в свободное плавание» – продавать его на бирже по спотам. В результате выиграли монополисты, которые спекулятивно задрали цену в первый же день. Топливо подорожало с 60-ти до 120-ти тенге (до 20-ти рублей) за литр. Это привело к тому, что на следующий день, в воскресенье 2 января, жители и рабочие местных нефтедобывающих компаний, которые пользуются автомобилями на газе, стали выходить в Жанаозене на стихийные митинги и перекрывать дороги.

Их тут же поддержали жители и рабочие всех районных центров области, а к вечеру развернулся митинг уже и в областном центре Актау, где полиция безуспешно пыталась вытеснить на первых порах толпу с главной городской площади Ынтымак. В итоге и там все центральные улицы были перекрыты, а люди наотрез отказались расходиться.

В результате образовалось два очага протестов – Жанаозен и Актау, где участники решили проводить бессрочный митинг до полного осуществления их требования – снижения цены на газ до 50 тенге за литр (9 рублей). Параллельно протестующими было выдвинуто и другое требование – повышение заработной платы на 100 процентов.

В последующем ночью, а затем утром и днём 3 января к протестующим стали присоединяться трудовые коллективы, которые делали заявления о поддержке митингующих. Там же на площадях стали возводить палатки и юрты, а местное население организовало горячее питание и начало собирать средства. Собственно, это не что-то новое, так как в течение лета и осени жители также проявляли солидарность с бастующими, принося в палатки к рабочим еду и воду.

Поэтому можно назвать нынешние выступления продолжением массовых забастовок прошлого года против политики оптимизации, навязанной западным менеджментом, где множество вспомогательных и обслуживавших предприятий были отделены от основного производства.

Информация о переброске военно-транспортных самолетов с войсками 3 января также вызвало негодование протестующих. В результате протест еще больше расширился, и жители и рабочие в областном центре перекрыли все подъезды к воздушной гавани, заблокировав аэропорт.

Эту реакцию также следовало ожидать, так как еще у всех свежи воспоминания о расстреле участников забастовки в Жанаозене в декабре 2011 года (войска доставлялись самолетами). Поэтому уже ночью и утром в ответ на такие действия властей началась всеобщая забастовка нефтяников в Мангистауской области, а также остановили производство рабочие на месторождении Тенгиз в соседней Атырауской области.

Забастовали как раз нефтяники компании «Тенгизшевройл» с участием 75% американского капитала. В частности, Chevron имеет 50%, ExxonMobil — 25%, а казахстанская компания КазМунайГаз всего лишь 20%. И там как раз до нового года сократили сразу 40 тысяч рабочих, которых, по сути, выкинули на улицу. Но после этого забастовки охватили не только все предприятия нефтедобычи пяти областей Западного Казахстана, но и всю горнодобывающую промышленность страны и металлургию.

Так, 4 января в итоге забастовали шахтеры и металлурги компании «Арселор Митал» в Карагандинской области, а также горняки рудников и медеплавильщики корпорации «Казахмыс» с участием английского капитала. Забастовали и полностью захватили город Хромтау в Актюбинской области местные металлурги.

Основными социальными требованиями бастующих стало снижение цен на некоторые виды товаров, увеличение зарплаты, улучшение условий труда, прекращение увольнений, свободы профсоюзной деятельности и строительство новых заводов — создание современной обрабатывающей промышленности, чтобы обеспечить будущее региона.

5 январе в Жанаозене, который стал настоящим политическим штабом всего рабочего движения были выдвинуты и политические требования: отставка президента Токаева и всех чиновников из окружения Назарбаева, освобождение политзаключенных и задержанных, возвращение к Конституции 1993 года, гарантирующей свободу создания профсоюзов, забастовок и формирования партий. Там же из представителей всех производств был избран так называемый Совет старейшин, который стал координационным органом движения в регионе и дал пример создания таких же комитетов и советов в других регионах, охваченных забастовками.

Поэтому роль рабочего движения в этих событиях была определяющей, так как именно трудовые коллективы стали стрежнем протестных выступлений в индустриальных регионах и дали толчок к массовым митингам по всем городам Казахстана.

 

Кор. Какое будущее вы предвидите в краткосрочной перспективе?

А.К. На сегодняшний момент президенту Токаеву при помощи иностранных войск удалось на время стабилизировать ситуацию, введя военный режим. Но это временно, так как несмотря на национальный популизм его последних выступлений, все классовые противоречия и сама политическая система, как и господство транснациональных корпораций остаётся неизменной. Примечательно, что первыми обратились к президенту с просьбой о наведении порядка американские и европейские компании, и он 5 января сделал заявление, что собственность и инвестиции иностранных корпораций будут защищены силой государства. И действительно сейчас на месторождение Тенгиз, где бастующие ранее нефтяники перекрывали железную дорогу и автомобильную трассу, введены войска для охраны собственности американских компаний Chevron и ExxonMobil.

Мы не считаем, что это окончательное поражение рабочего движения. Наоборот, нефтяники, шахтеры и металлурги получили неоценимый опыт классовых боёв, впервые состоялась всеобщая забастовка в добывающей промышленности. Властям не удалось расстрелять и разгромить рабочие выступления и забастовки на Западе и в Центре Казахстана, где трудящиеся организовано приостановили протесты. А значит всеобщая забастовка может снова повториться, только уже с более конкретными требованиями и выработанной тактикой борьбы.

Наша задача заключается в том, чтобы поддержать создание классовых профсоюзов и восстановление на местах структур Коммунистической партии и Социалистического движения, а также, чтобы показать рабочим, народным слоям, что социализм — это единственная альтернатива, отражающая их интересы.