Какую реальность мы выбираем?

 

«Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его».

К. Маркс, «Тезисы о Фейербахе»

«Давайте не забывать, что коммунист не может не быть революционером. Если мы принимаем эту ленинскую формулу, то мы должны готовиться к будущей революции. Готовить самих себя, готовить массы. Причем не откладывая подготовку до наступления революционной ситуации».

А.В. Крючков (1944-2005),

секретарь ЦК РКРП-РПК

Видеоролик Константина Семина о компьютерных играх произвел эффект разорвавшейся бомбы, уже не первый месяц порождая реакцию в виде тысяч комментариев, десятков видеороликов и статей.

Произошло это из-за того, что К. Семин затронул проблему более широкую и важную для левого движения, чем та тема, которой видео непосредственно посвящено.

Если сформулировать ее коротко, получится так: «Насколько серьезно сторонники левых взглядов готовы заниматься изменением мира? Готовы ли они это сделать делом всей своей жизни или же для них это просто хобби, увлечение, и т.д., но не жизненная потребность?». Подозреваю, что некоторые читающие эти строки закатят глаза и скажут: «Мало Семин занимался морализаторством и пытался учить нас жизни, так еще и тут?». Но нет, речь не о морализаторстве и не о том, чтобы объявить компьютерные игры злом, заставив покаяться в своих «грехах» тех, кто в них играет. Играют? Бога ради, пожалуйста! Каждый проводит свой досуг так, как считает нужным. Каждый человек совершает свой выбор и у каждого человека есть свои причины на то, чтобы сделать выбор в пользу тех или иных жизненных принципов и стратегии поведении. Дело в другом. Если коротко – насколько этот выбор является осознанным?

Видео Константина Семина нельзя воспринимать вне контекста его деятельности и той главной мысли, которая проходит через его видеоролики. Вывод, в принципе, прост и понятен. Мы живем в эпоху углубления мирового кризиса капитализма и нарастания объективных противоречий в российском обществе. Правящие круги, в руках которых сосредоточена государственная власть, репрессивный аппарат, финансовые ресурсы, СМИ и прочие инструменты влияния, будут решать свои проблемы за счет трудящихся, все дальше закручивая гайки, выбрасывая за борт остатки демократических прав и свобод. Декоммунизация в самых различных формах и репрессии против коммунистов обязательно входят в программу концерта по заявкам сильных мира сего. Реакция наступает. Однако, объективно существующие в обществе противоречия никуда не денутся – на постсоветском пространстве примеров тому масса. Украина, Киргизия, Армения, Грузия, Беларусь, Казахстан… Что мы видим? Объективное нарастание недовольства трудящихся и его использование различными кругами правящего класса в своих интересах. И каждый раз, после очередного социального взрыва, раздаются вопросы: «А где же коммунисты? А что вы, коммунисты, сделали?! Где тот политический субъект, который должен повести за собой трудящихся к победе социализма?».

Самый первый ответ, который обычно приходится слышать – «А что мы могли? У властей в руках все ресурсы! У либералов и националистов – богатые спонсоры. Социал-демократы тоже не бедствуют… А у нас ничего! Ни денег, ни помещений, ни крупных СМИ. Только немногочисленные активисты. И много ли мы сделаем?». С одной стороны, это объективные трудности, знакомые каждому левому активисту. А с другой, если следовать такой логике, мы должны свернуть красные знамена и разойтись по домам, поскольку какой-либо иной перспективы в ближайшее время не просматривается. Как быть?

Самый ценный ресурс любой левой организации – это ее участники и сторонники. А если быть более точным, то их драгоценное свободное время. И, как правило, это единственный ресурс. Они отдают свои кровно заработанные деньги в «общий котел» в виде членских взносов, они участвуют в пикетах и митингах, они издают листовки и газеты, они пишут статьи и ведут дискуссии в интернете, они агитируют людей везде, где это можно… На них держится организация. И, в то же время, они работают по 8-12 часов в день (а то и больше), обеспечивая себя и свои семьи, платя по кредитам, едва сводя концы с концами. Тяжело? Очень. И если у человека нет сидящего глубоко в душе горячего желания изменить мир вокруг, сопутствующей ему ненависти к «свинцовым мерзостям жизни» и необходимой теоретической подготовки, он не сможет долгое время на полную мощность выполнять обязанности члена организации. Иначе это станет еще одной работой, за которую не только не платят, но которая отнимает массу сил, энергии и ресурсов. Иными словами, это самое свободное время, т.е. время досуга, можно будет потратить на что-то другое, более приятное или полезное. В том числе, и на компьютерные игры.

Но почему именно компьютерные игры вызвали такую реакцию Семина? Потому что именно они являются самым широко распространенным, пусть и не единственным, уничтожителем свободного времени левой молодежи преимущественно от 14 до 30 лет. То есть, в самый продуктивный для становления личности человека период, когда совершается формирование его мировоззрения и человек полон сил, энергии, но часто еще не имеет своей семьи, работы и т.д., располагая сравнительно большими объемами свободного времени. Как он им распорядится? Все зависит от жизненных целей и приоритетов. Однако, умелое их определение и расстановка – признак зрелости. Юные же сторонники социализма в немалом своем количестве посвящают свой досуг компьютерным играм, подчас не задумываясь над тем, что это время можно было провести совсем иначе, с пользой для себя и того движения, которому молодые люди симпатизируют. Почему? Потому что не ощущают потребности, не осознают и не видят важности своих действий, не имеют желания, не видят смысла… Из-за того, что «вся жизнь еще впереди и все успеется». Причин много. Но, как бы то ни было, именно к ним и обращен призыв Сёмина.

И этот призыв вместе с тем и вопрос: «Насколько все это для вас действительно важно и нужно? Насколько осмысленно вы подходите к своим идеалам и жизненным приоритетам?». В ближайшие годы накопленные в обществе противоречия выйдут наружу и потребуют своего разрешения. В чью пользу?

В немалой степени это зависит от субъективного фактора, т.е. от наличия сильной коммунистической организации, которая имеет четкую и выверенную программу действий, сильный кадровый потенциал, активных сторонников по всей стране, серьезное влияние на трудящиеся массы. Нам, членам РКРП, хотелось бы сказать: «Есть такая партия!», но мы не строим иллюзий и понимаем, что превратить РКРП именно в такую политическую силу только предстоит.

И каждый левый активист, положа руку на сердце, должен признать это в отношении своей организации. Но за счет кого пополняются политические организации? За счет сторонников социалистических, коммунистических идей. И среди них особая роль в событиях будущего отводится именно молодежи. Той самой молодежи, которая насчитывает не один десяток тысяч человек и играет в компьютерные игры, проводя сотни тысяч часов свободного времени в виртуальном мире. Но в реальном мире эти люди не связаны ни с одной из коммунистических организаций и стоят в стороне от политической борьбы, либо связаны с ними чисто символически.

Именно эти молодые люди, если они действительно считают себя социалистами и коммунистами, должны четко и ясно определить свое место в будущем противостоянии. Кем они себя видят или хотят видеть – беспомощными зрителями, помощниками или политическими борцами? Какую роль они сыграют в развитии сюжета в реальной жизни, а не в компьютерной игре? От ответов на этот вопрос и зависит ответ: «Вредны ли компьютерные игры?». Равно как и другие формы досуга, отнимающие изрядное количество времени с нулевым, минимальным или даже отрицательным эффектом.

Константин Семин неспроста привел в пример профессионального революционера Рахметова из «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, образ которого вдохновлял не одно поколение российских революционеров.

«Что делать?» – роман о «новых людях», т.е. о сторонниках социалистической идеи, которые и думают, и живут по-новому. Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна – «новые люди». Рахметов – не только «новый человек», но еще и «особенный человек». Почему? Потому что он профессиональный революционер, который совершенно самостоятельно, сознательно пришел к выводу, что жизнь слишком коротка для растрачивания на второстепенные вещи, если цель её определена как изменение мира на новых, т.е. социалистических началах. Для Рахметова каждая минута на вес золота, поскольку он понимает, сколь много всего ему необходимо сделать при ограниченности суток 24 часами, а своей жизни весьма ограниченным числом лет. Поэтому Рахметов вырабатывает свой личный способ эффективного расходования времени – те самые приемы, которые сегодня именуются «тайм-менеджментом»: «Он успевал делать страшно много, потому что и в распоряжении времени положил на себя точно такое же обуздание прихотей, как в материальных вещах. Ни четверти часа в месяц не пропадало у него на развлечение, отдыха ему не было нужно. «У меня занятия разнообразны; перемена занятия есть отдых». В кругу приятелей, сборные пункты которых находились у Кирсанова и Лопухова, он бывал никак не чаще того, сколько нужно, чтобы остаться в тесном отношении к ним: «это нужно; ежедневные случаи доказывают пользу иметь тесную связь с каким-нибудь кругом людей, – надобно иметь под руками всегда открытые источники для разных справок". Кроме как в собраниях этого кружка, он никогда ни у кого не бывал иначе, как по делу, и ни пятью минутами больше, чем нужно по делу, и у себя никого не принимал и не допускал оставаться иначе, как на том же правиле; он без околичностей объявлял гостю: «мы переговорили о вашем деле; теперь позвольте мне заняться другими делами, потому что я должен дорожить временем». Если Рахметов – профессиональный революционер, то Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна и другие «новые люди» – это единомышленники Рахметова, которые активно помогают ему и другим «особенным людям». Они не учитывают свое время до минуты и не спят на гвоздях, готовясь к суровым испытаниям, но они составляют ту среду, без которой деятельность Рахметова и других революционеров была бы невозможной. Более того, именно из этой среды выходят «особенные люди» – «соль соли земли», по словам Чернышевского.

Как выразился в свое время В.И. Ленин, «этот роман всего меня перепахал». И вовсе не случайно Ленин назвал одну из своих главных работ по примеру Чернышевского («Что делать?», 1901 г.), определив ей подзаголовок – «Наболевшие вопросы нашего движения».

«Нашей первой и самой настоятельной нашей задачей» Ленин считал «создать организацию революционеров, способную обеспечить энергию, устойчивость и преемственность политической борьбы». Причем основная масса членов такой организации, по мысли Ленина, должна была принадлежать к числу тех, кто занимается этой работой профессионально, обладая огромным багажом знаний и практических умений. Преодолеть любительский, «кустарнический» подход к революционному делу, глубоко знать и марксистскую теорию, и современное состояние различных областей научного знания, заниматься практической работой в организации, владеть полезными навыками, которые, на первый взгляд, не нужны революционеру (да-да, те самые слова Семина о запуске дизель-генератора!) – это колоссальная работа над собой. Ей невозможно заниматься между делом. Незыблемость этого вывода Ленин подтвердил и спустя почти 20 лет, в речи на III съезде РКСМ: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, пре¬вратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания. Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека. Если коммунист вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полученных им готовых выводов, не производя серьезнейшей, труднейшей, большой работы, не разобравшись в фактах, к которым он обязан критически отнестись, такой коммунист был бы очень печален. И такое верхоглядство было бы решительным образом губительно».

Критики Сёмина множество раз саркастически замечали: «Неужто Ленин 24/7 работал и все помыслы направлял лишь на революцию»? Разумеется, нет. Никто этого и не утверждал. Но Ленин использовал досуг с максимальной пользой для личного развития и для дела революции. Физическими упражнениями заботился о состоянии своего тела, длительные прогулки использовал для знакомства с жизнью в округе, изучал языки, читал художественную литературу, которая позволяла ему лучше понять социальную психологию различных слоев населения или отдельные социальные типы, и т.д. Вот что писала Н.К. Крупская: «Владимир Ильич умел брать от жизни ее радости. Любил он очень природу. Я не говорю уже о Сибири, но и в эмиграции мы уходили постоянно куда-нибудь за город подышать полной грудью, забирались далеко-далеко и возвращались домой опьяневшие от воздуха, движения, впечатлений. Образ жизни, который мы вели, значительно отличался от образа жизни других эмигрантов. Публика любила бесконечные разговоры, перебалтыванье за стаканом чаю, в клубах дыма. Владимир Ильич от такого перебалтыванья ужасно уставал и всегда ладил уйти на прогулку».

То, что Ленин приобретал во время досуга, пригождалось ему для главного дела всей жизни – организации партии, подготовки и совершения социалистической революции. Как помогут молодому человеку в его борьбе десятки часов жизни, потраченные у компьютера на прохождение очередной игры из серии «Resident Evil» или «Сall of Duty»? Разумеется, это интересно и увлекательно, но… бесполезно. И для самого человека, и для его дела, если он действительно считает изменение мира делом, стоящим своих усилий. Это уводит его в сторону от действительности, которую он вроде бы желал изменить. Потраченные часы могли бы быть использованы на не менее увлекательные, но полезные формы досуга.

В дискуссиях мне доводилось слышать тезис о том, что не все игры – это бесполезная трата время. Возможно, есть и полезные игры, в том числе и для политической борьбы. Было бы действительно интересно увидеть список таких игр с объяснением, какие полезные качества они развивают у игрока. И сопоставимо ли время, потраченное на их прохождение, с теми формами досуга, которые вырабатывают эти же качества без обращения к играм. Но Константин Семин в своем видео говорил именно о наиболее распространенных играх, а не об играх вообще. И в этом отношении его выводы абсолютно справедливы – как правило, компьютерные игры являются формой ухода от реальности и не только никак не способствуют ее изменению, но и отнимают драгоценное время, необходимое для этого.

Иными словами, видео Семина – это призыв вернуться из виртуального мира в реальный и не на словах, а на деле попытаться изменить его.

Поскольку кроме нас изменить его некому. А время идет… Счет идет пока что на годы, но вскоре пойдет на месяцы и дни. И встретить это время надо во всеоружии. Если мы не хотим в очередной раз вздыхать от грусти, в бессилии сжимать кулаки и утешать себя фразой «будет и на нашей улице праздник».

Станислав Сливко,

член РКРП и РОТ ФРОНТа,

г. Хабаровск