18 марта – День Парижской
коммуны
Парижская Коммуна 1871, первая пролетарская революция и первое
правительство рабочего класса, просуществовавшее в Париже 72 дня (18 марта-28
мая).
Анализ этого огромной значимости политического события позволил Карлу
Марксу сделать, в частности, нижеприведенные выводы, изложенные в его работах
тех лет (
Собрания сочинений
К. Маркса и Ф Энгельса, том 17) и во многом не потерявшие актуальность в наши
дни.
Коммуна образовалась из
выбранных всеобщим избирательным правом по различным округам Парижа городских
гласных. Они были ответственны и в любое время сменяемы. Большинство их
состояло, само собой разумеется, из рабочих или признанных представителей рабочего
класса. Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпорацией, в
одно и то же время и законодательствующей, и исполняющей законы. Полиция, до
сих пор бывшая орудием центрального правительства, была немедленно лишена всех
своих политических функций и превращена в ответственный орган Коммуны,
сменяемый в любое время. То же самое — чиновники всех остальных отраслей
управления. Начиная с членов Коммуны, сверху донизу, общественная служба должна
была исполняться за заработную плату рабочего. Всякие привилегии и выдачи денег
на представительство высшим государственным чинам исчезли вместе с этими
чинами. Общественные должности перестали быть частной собственностью
ставленников центрального правительства.
Коммуна не претендовала на
непогрешимость, как это делали все старые правительства без исключения. Она
опубликовывала отчеты о своих заседаниях, сообщала о своих действиях; она
посвящала публику во все свои несовершенства
Высший героический подъем, на
который еще способно было старое общество, есть национальная война, и она
оказывается теперь чистейшим мошенничеством правительства; единственной целью
этого мошенничества оказывается—отодвинуть на более
позднее время классовую борьбу, и когда классовая борьба вспыхивает пламенем
гражданской войны, мошенничество разлетается в прах.
Во всякой революции, наряду с
ее истинными представителями, выдвигаются люди другого покроя. Таковы, с одной
стороны, участники и суеверные поклонники прежних революций, не понимающие
смысла настоящего движения, но еще сохраняющие влияние на народ вследствие
своей всем известной честности и своего мужества или просто в силу традиций;
таковы, с другой стороны, простые крикуны, из года в год повторяющие
стереотипные декламации против существующих правительств и приобретающие
поэтому репутацию революционеров высшей пробы. Такие люди появились
и после 18 марта и им случалось иногда играть видную роль. Насколько
было в их силах, они задерживали истинное движение рабочего класса, так же как раньше
люди такого сорта мешали полному развитию всех прежних революций. Они —
неизбежное зло: со временем от них отделываются, но этого-то времени Коммуна не
имела.
…это
была первая революция, в которой рабочий класс был открыто признан единственным
классом, способным к общественной инициативе.
...простые
рабочие впервые решились посягнуть на привилегию своего «естественного
начальства» — на привилегию управления — и при неслыханно тяжелых условиях
выполняли эту работу скромно, добросовестно и успешно.
Причем высший размер их
вознаграждения не превышал одной пятой части жалованья, составляющего, по
словам известного авторитета в науке, минимум для секретаря лондонского
школьного совета.
Коммуна сделала правдой лозунг
всех буржуазных революций – дешевое правительство, уничтожив две самые крупные
статьи расходов: постоянную армию и чиновничество.
Она была… правительством
рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса
присваивающего; открытой политической формой, при которой могло совершиться
экономическое освобождение труда... Коммуна должна была поэтому служить орудием
ниспровержения тех экономических устоев, на которых зиждется самое
существование классов, а следовательно, и классовое
господство. С освобождением труда все станут рабочими, и производительный труд
перестанет быть принадлежностью известного класса.
Коммуна должна была стать
политической формой даже самой маленькой деревни, и постоянное войско должно
быть заменено и в сельских округах народной милицией с самым непродолжительным
сроком службы.
Вместо того, чтобы один раз в
три или в шесть лет решать, какой член господствующего класса должен
представлять и подавлять народ в парламенте, вместо этого всеобщее
избирательное право должно было служить народу, организованному в коммуны, для
того чтобы подыскивать для своего предприятия рабочих, надсмотрщиков (мастеров
– ред.), бухгалтеров…
Самое уже существование Коммуны
вело за собой, как нечто само собой разумеющееся, местное самоуправление, но
уже не в качестве противовеса государственной власти, которая теперь делается
излишней.
По устранении
постоянного войска и полиции, этих орудий материальной власти старого
правительства, Коммуна немедленно взялась за то, чтобы сломать орудие духовного
угнетения, «силу попов», путем отделения церкви от государства и экспроприации
всех церквей, поскольку они были корпорациями, владевшими имуществом.
Коммуна — это обратное
поглощение государственной власти обществом, когда на место сил, подчиняющих и
порабощающих общество, становятся его собственные живые силы; это переход
власти к самим народным массам, которые на место организованной силы их
угнетения создают свою собственную силу; это политическая форма их социального
освобождения, занявшая место искусственной силы общества (присвоенной себе их
угнетателями, /на деле/их собственной силы, противопоставленной им и
организованной против них же), используемой для их же угнетения их врагами. Эта
форма была проста, как все великое.
Одни лишь пролетарии,
воодушевленные новой социальной задачей, которую им предстоит выполнить в
интересах всего общества, — задачей уничтожения всех классов и классового
господства — были способны сломать орудие этого классового господства —
государство, централизованную и организованную правительственную власть, ставшую
путем узурпации господином общества вместо того, чтобы быть его слугой.
Коммуна, восклицают они
(капиталисты – ред.), хочет уничтожить собственность, основу всей цивилизации!
Да, милостивые государи, Коммуна хотела уничтожить эту классовую собственность,
которая превращает труд многих в богатство немногих.
Самоотверженный героизм, с
которым весь парижский народ — мужчины, женщины и дети — еще целую неделю
сражался после того, как версальцы вступили в город, отражает величие его дела
так же ярко, как зверские бесчинства солдатни отражают
весь дух той цивилизации, наемными защитниками и мстителями за которую они
были. Поистине великолепна эта цивилизация, которая очутилась перед трудной
задачей, куда девать груды трупов людей, убитых ею уже после окончания боя.
Париж рабочих с его Коммуной
всегда будут чествовать как славного предвестника нового общества. Его мученики
навеки запечатлены в великом сердце рабочего класса. Его палачей история уже
теперь пригвоздила к тому позорному столбу, от которого их не в силах будут
освободить все молитвы их попов.
Подборку сделал
Alexander Reznik
https://ru.bookmate.com/