Бедный учитель — совершенное безобразие!

 

9 февраля 2022 г. на общественном телевидении ОРТ состоялся разговор ведущих К. Чурикова,  Т. Шорниковой и зрителей с приглашенными гостями – президентом Всероссийского фонда образования С.К. Комковым и членом Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» и В.В. Луховицким.

Ведущий. Иногда выясняются очень важные подробности. МРОТ в 2021 году (минимальная зарплата) в стране составлял 12 792 рубля. И вот сегодня случайно во время презентации Министерства просвещения в Совете Федерации выяснилось, что, оказывается, у 75% учителей в Российской Федерации оклады ниже МРОТ, то есть меньше 12 792 рублей. Это как?

Что за система такая, при которой по умолчанию человек, который учит наших детей живет просто на нищен-скую зарплату? Как это возможно? И как это можно так спокойно презентовать в Совете Федерации?

Из года в год мы выясняем, что есть регионы, где у нас самые низкие зарплаты у преподавателей. Это тоже, как правило, один и тот же список: Ингушетия, Дагестан, Ивановская область, Кабардино-Балкария – что в 2021-м, что в 2022 году.

Почему ничего не меняется в таких регионах? Как изменить эту ситуацию?

С. Комков. Относительно оклада меньше МРОТ – это так и есть на сегодня. Кстати, об этом уже не один год говорят наши товарищи с трибуны Государственной Думы и бьют тревогу по этому поводу.

Достаточно странно, что сегодня Вы вроде бы как открытие сделали за руководителя Министерства. Хотя я думаю, что все прекрасно об этом давно знали. И эта ситуация возникла не сегодня и не вчера, а она возникла, когда принималась редакция нынешнего закона «Об образовании», потому что образование и финансирование его отдали на откуп регионам и даже муниципалитетам.

Если раньше, в Советском Союзе образование и труд учителя оплачивались из единого государственного бюджета, и где бы, в какой бы точке нашей страны ни работал человек, он везде получал одинаковую заработную плату за одинаковую работу, то по новому закону «Об образовании», который сегодня действует в нашей стране, он заработную плату получает из муниципального или регионального бюджета.

И если есть в этом бюджете деньги – значит, соответствующие начисления и соответствующие заработные платы учителя получают, причем по принципу такому: деньги за учеником. Чем больше учеников, тем больше денег начисляется.

Ведущий. Вот они, переполненные классы – 35–37 человек!

С. Комков. Совершенно верно. Поэтому и пытаются напихать побольше детей, чтобы хоть какую-то копеечку дополнительную еще учителю на этом получить. И то норматив на оплату этого каждого ученика в каждом регионе, в каждом городке, в каждом муниципальном округе определяет само руководство данного муниципального округа – в зависимости от той степени доходов, которые они имеют. А если это дотационный регион?

Ведущий. Есть все равно какие-то ориентиры, на чем должны основываться при определении зарплат учителей те же самые регионы. Условно, зарплата должна быть не меньше средней по региону. Базовая часть – не меньше 70% во всей зарплате. Как это обходят?

С. Комков. Это обходят очень просто. Дело в том, что выделяют средства-то в целом на учебное учреждение, а дальше уже внутри учебного учреждения это распределяет уже администрация учебного учреждения. И там, знаете, одному учителю достается что-то, достаточно прилично, а другому, извиняюсь, дырка от бублика достается.

Поэтому если не будет единого такого тарифа и единой оплаты труда для всех учителей, независимо от того где он работает, в каком регионе он работает, и если это не будет введено по всей стране, то вот это безобразие будет продолжаться до бесконечности.

Ведущая. Давайте Ольгу из Самарской области послушаем.

Зритель. Здравствуйте, добрый вечер. Я учитель-предметник, веду с первого по одиннадцатый класс, потому что у меня два диплома об образовании – музыка и технология. Плюс еще мировую художественную культуру веду, предпрофильную подготовку, внеурочную деятельность. Итого, набегает полторы ставки. Но это очень маленькая зарплата… Ну, «грязными» буквально на днях было 23 тысячи, то есть «чистыми» я получила 20 тысяч. При этом у меня категорийность, стимулирующие, заведование кабинетом. Классное руководство я, правда, не веду.

Вынуждена еще в детском саду из-за этого работать (уже все 35 лет работаю на двух работах) музыкальным руководителем, там у меня четверть ставки. Итого, у меня получается в общей сложности, почти две ставки, но этоне дает даже 30 тысяч «чистыми».

Ведущий. А как вы живете, Ольга?

Зритель. Ну, у меня уже, слава богу, есть пенсия по выслуге, уже семь лет как ее получаю.

Ведущий. И самое главное – с пенсией все стабильно, стабильно не индексируют, правильно? Потому что вы же работаете.

Зритель. Пенсия стабильная – целых 8,5 тысячи.

Ведущий. Это прокол министра образования или чей?

С. Комков. Я думаю, что здесь прокол не только министра образования. Министра здесь нужно ругать за то, что он не проявляет инициативу и не выходит с инициативой к законодателю, потому что надо в экстренном порядке менять ситуацию с законом «Об образовании».

Уже целый ряд депутатов Государственной Думы предлагали изменить вот эту ситуацию. В частности, мой близкий друг и товарищ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Олег Николаевич Смолин много раз выходил уже с инициативой изменить эту позицию и сделать так, чтобы все-таки финансирование образования шло напрямую из государственного бюджета, а не из муниципальных и региональных бюджетов.

Образование – это особая вещь. Мы готовим гражданина нашей страны. Но у нас один гражданин готовится в Москве за большие деньги (кстати, московский департамент образования платит хорошие деньги своим педагогам), а отъехать уже 150–200 километров от Москвы – и там педагог, учитель получает мизерную зарплату, во много раз меньше, чем московский учитель. Это совершенное безобразие!

Сегодня начинается по инициативе Министерства просвещения некий эксперимент в шести регионах по поводу того, чтобы ввести такую единую тарифную оплату для всех учителей. Я думаю, что пора не экспериментировать, а вернуться к системе, которая у нас была, и все-таки сделать единую тарифную систему оплаты для всех педагогов по всей стране, по единой тарифной ставке, и чтобы она не зависела от доходов конкретного региона и не зависела от желания того или иного регионального чиновника.

К разговору подключается Всеволод Луховицкий.

Ведущий. Понимаю, вопрос риторический и, наверное, не к вам, но все-таки: как такое может быть, что оклад меньше прожиточного минимума? Это же вообще как-то запрещено по всем статьям. Я уже молчу про Майские указы, кажется, в 2012 году была первая серия Майских указов.

В. Луховицкий. В Майских указах сказано о средней зарплате по региону. Давайте разводить совершенно разные вещи – сколько человек получает и сколько у него оклад, стоимость тех самых 18 часов в неделю, ставка работы учителя (Оклад – это фиксированная сумма за одну ставку работы специали-ста, сегодня, как правило, очень небольшая – ред.). Вот об этом все и говорят сейчас. Поэтому у нас учителя работают по 40–50 часов в неделю, то есть больше чем на две ставки, – это уже не секрет. Это один момент.

Второй момент. В регионах образование финансироваться и оплачиваться должно на основании так называемых нормативов, а реально оно оплачивается по остаточному принципу. Депутаты региональных дум в разговорах с нашими активистами честно признаются, что на образование деньги выделяются так: после того как на все важное, типа правоохранительных органов, ЖКХ и каких-то еще вопросов, деньги выделены, после этого то, что осталось, разделим на количество школ и учеников – и получим тот самый норматив.

Так что здесь ничего удивительного нет. Как только был принят новый закон «Об образовании», профсоюз «Учитель» сразу говорил, что это приведет к такому положению.

Ведущий. По поводу пилотного проекта. Предполагают пробовать как-то сформировать единую сетку, установить, какими должны быть надбавки… Но! Если все-таки по-прежнему это все будет идти из казны регионов, то что изменится, по-вашему? Ведь как не было денег в регионах на какие-то доплаты, так и не будет.

В.Луховицкий. Ничего не изменится, вы совершенно правы. Основным требованием должно быть изменение той статьи закона «Об образовании», где говорится, что финансирование зарплат учителей, подушевое финансирование идет из региональных денег. До тех пор пока этот пункт будет в Законе существовать, до тех пор ничего не изменится.

Приоритеты начнут меняться, когда родители поймут, что плохо финансируемая школа – это прямой удар по их детям. В Москве в этом и прошлом учебном году родители стали активно протестовать против дистанционного образования.

В результате московские власти в этом году не решились вводить дистанционное образование, хотя, может быть, в какое-то время оно было необходимо.

Наши власти не очень хорошо слышат то, что реально требуют люди, но надо активней действовать, надо объединяться в профсоюзы, надо заявлять решительно требования – и тогда нас вынуждены будут услышать.

Ведущая. Еще SMS. Огромное количество их к нам приходит. Воронежская область: «18 часов. Стаж – 36 лет. Высшая категория. Зарплата – 18 тысяч». Саратовская область: «9 тысяч – зарплата учителя. 18 часов». Ульяновская: «Оклад педагога СПО – 7 900». «Педагог дополнительного образования, чуть больше 18 тысяч», – это уже в Бурятии. Иркутская область: «Учитель русского языка и литературы, – наше все. – Стаж – 41 год. Оклад – 8 тысяч».

Ведущий. А как при таких зарплатах появляются новые педагоги вообще? Почему они приходят в школу?

В. Луховицкий. Во-первых, их очень мало – тех, которые приходят. Во-вторых, часть людей приходит потому что им интересно работать. Они могли бы стать настоящими учителями, могли бы работать в школе хорошо, но они понимают, что кроме школы, которая для них фактически хобби, они должны где-то еще зарабатывать.

И еще одна проблема – учитель завален теми делами, которые он делать вообще не должен, которые ему никак не оплачиваются и которые унизительны для него. Любой начальник районного, городского, областного масштаба, чуть что, требует, чтобы именно школа провела мероприятие, отчиталась о проведении, собрала информацию за МВД, за комитет по культуре и спорту, за комитет по семье и материнству, за местные какие-то организации. Это все валится на учителя.

И в основном молодые люди уходят из школы именно потому, что они не хотят вот на это тратить свое время и свои силы.

У нас объявлена кампания профсоюзом «Учитель» – «Дайте учителю учить!». Безусловно, это в том числе означает – дайте возможность работать в школе, получая деньги, которые позволят нам работать.

Ведущий. Дайте возможность учителю работать с детьми, а не уходить в бизнес, как уже советовали в свое время! (советовал Дм. Медведев – ред.).