Вернуть учительство!

 

От КС ДЗД. Для тех, кто искренне заинтересован с развитии и высоком уровне системы образования, очевидно, что проблем (проще говоря – недостатков) у этой системы сегодня много. И о каждом из них можно и нужно иногда говорить, иногда – кричать. В частности, уже многие источники и практики-преподаватели  говорят о явном кадровом дифиците – в школах попросту не хватает учителей. В этой связи – статья доктора физ-мат наук, профессора А.В. Иванова, публикуемая ниже.

 

Дефицит кадров в казённых (подчеркнём) медицинских учреждениях стал проблемой национального масштаба. Решить её «рыночными методами» при существующем финансировании не получилось, и власть перешла к административно-командным мерам. В 2021 году 75% бюджетных мест на ведущие медицинские специальности были выделены по целевой квоте. Студенты-целевики после окончания вуза обязаны отработать три года по направлению региона, с которым был заключён договор на обучение. Фактически речь здесь идёт о восстановлении прежнего распределения.

Эта дополнительная нагрузка не вызвала критического снижения числа желающих учиться на медицинских специальностях (впрочем, надо заметить, что «медицинский комплект» ЕГЭ не давал им больших возможностей для альтернативного выбора). Губернаторы на местах уже объявили народу, что через пять лет все районные поликлиники и больницы будут надёжно обеспечены кадрами.

Кроме того, целевые квоты в 60-70% выделены для будущих специалистов в области радиоэлектронных систем и комплексов, эксплуатации железных дорог, систем обеспечения движения поездов и ряда инженерных специальностей оборонного комплекса. Соответствующее распоряжение подписал премьер Мишустин.

Как видим, в приведённом списке нет учителей, что может показаться странным. Ведь дефицит педагогических кадров является не меньшей проблемой, чем нехватка медиков. Казалось бы, чего проще? Точно так же объявить о целевой подготовке педагогов и потом вещать на всю страну, что через пять лет в каждой школе обязательно будет учитель.

Однако этого не делают. И тому есть причины, в которых стоит разобраться.

Студенты медики своё будущее (в большинстве) так или иначе связывают с медициной.

А у «педагогов» не так. Сегодня там до 70% студентов работать в школе не собираются. Они просто «получают высшее образование», которое (как прямо говорил дважды академик Семёнов в бытность свою ректором МПГУ) полезно и без всякого отношения к школе, ибо развивает коммуникативные навыки и помогает растить и воспитывать собственных детей (если таковые будут). Среди этого контингента велика доля несостоявшихся юристов, экономистов и менеджеров (набор сданных ЕГЭ не оставляет им иного выбора, кроме как «учиться на педагога»), и их приток в педагогические вузы растёт по мере снижения числа бюджетных мест на указанные направления и уменьшения возможностей платного обучения из-за падения доходов.

Такая имитация подготовки учителей вполне устраивает власть. На педагогические специальности часто бывает реальный конкурс, в ряде вузов проходные баллы год от года растут. Поэтому можно увеличивать приём, и он будет обеспечен притоком абитуриентов. Словом, возникают формальные основания для той картинки, которую многие годы рисует министр Кравцов: «педагогическое образование становится всё более популярным, молодёжь стала стремиться в школы».

 

И в этом заклинании — ответ власти на кадровую проблему: «не беспокойтесь, процесс пошёл, скоро всё будет хорошо».

Здесь есть ещё один важный штрих. В последнее время Кравцов много говорит о пересмотре программ педагогической подготовки «в соответствии с требованиями цифровизации». Если коротко — вместо учителей теперь будут готовить тьюторов. И нынешнее состояние педагогических вузов способствует проведению подобных реформ. Когда значительной части студентов «в школу не надо», всё больше формируется стиль обучения, который правильно назвать откровенной халтурой. Причём халтурить как бы можно без угрызений профессиональной совести: ведь в школу «обучаемые студенты» в большинстве не попадут.

В такой ситуации всё равно, чему и как учить. Хоть на тьютора.

И многим студентам тоже нет никакой разницы. Ведь главное для них — те самые «коммуникативные навыки».

Процесс ликвидации учительской профессии запущен уже на уровне подготовки кадров, и есть все шансы, что он пройдёт гладко.

Из сказанного следует, что для нынешней власти введение обязательного распределения учителей равносильно самострелу. Если такое случится, показатели приёма сразу рухнут, и благостная картинка, нарисованная Кравцовым, рассыпется. Общество увидит реальный спрос на педагогическое образование и получит ещё одно неоспоримое доказательство, что кадровая проблема школ в рамках текущей политики решения не имеет. К тому же неизбежное сокращение приёма вызовет дестабилизацию педагогических вузов, что затруднит проведение отмеченных «реформ».

Вот и выходит, что медиков они распределять могут, а учителей — нет.

Об этой же беде российского образования постоянно говорит А.В. Савватеев — доктор физико-математических наук, профессор МФТИ, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН. Послушаем и его.

От трети до половины учитель-ских позиций (в массовой школе) в России физически пустуют. Их нет, уроки не ведутся. Бывает, что ребенок идет в школу, первый раз в первый класс, и у него нет учителя — просто нет, потому что их нет.

Потому что зарплата учителя несовместима с жизнью. Потому что у него нагрузка такая, что приходится брать две-три ставки. Три — в экстремальных ситуациях, а две — это сплошь и рядом

Да, Росстат будет рассказывать про среднюю зарплату в 40 тыс., но там есть миллион способов создать вранье из ничего, а типовая зарплата — это 15–20 тыс. рублей. Кроме, может быть, элитного сегмента, ну и понятно, в Москве — у большинства зарплата около 100 тыс. рублей или даже более.

Минпрос сделал все, чтобы данные об этом были недоступны. Преступник вообще редко оставляет нож с отпечатками пальцев на месте преступления. Вот Минпросвещения тоже не оставило нож в убитом теле образования. Все скрывается, ничего не публикуется, и мы должны добывать информацию по крупицам.

Несмотря на отсутствие доказательств в виде цифр, мы знаем, что происходит. Потому что мне пишут, я езжу по всей стране, получаю отклик почти из всех регионов.

…В итоге у нас по призыву Путина строятся школы и стоят пустыми — нет учителей. Профессор из Петрозаводска Александр Иванов показывал вакансии — 10 800 рублей зарплата. Ждем учителей с распростертыми объятиями. А вокруг всего этого бегает Герман Греф со своим «мы сейчас экраны поставим за наш счет, сейчас будут Сберклассы; все нормально, не нужны учителя ваши, они уже устарели, советская школа устарела, она авторитарна»….

Мы не ретрограды. Цифровизация? На здоровье! Но в том объеме, в котором она востребована самим учителем — для уроков, учеником — для дополнительных занятий. Но когда вы вводите это в обязательном режиме и без живого учителя, это заведомый тупик, это гроб и огромный гвоздь в образование.

Соответственно, главная задача, которая может быть поставлена, для спасения образования— это вернуть учительство. Все! Любыми средствами и способами.