Законы общественного развития верны и
неистребимы
5 мая 1818 года в немецком городке Трире родился
великий социальный мыслитель, философ и теоретик классовой борьбы Карл Маркс.
В те времена единого
немецкого государства еще не существовало, и Трир входил в состав Прусского
королевства, знаменитого муштрой и аристократическим пафосом.
Несмотря на феодальные традиции, в государстве шло
быстрое развитие науки и философии. На молодого Маркса огромное
влияние оказали французская материалистическая и естественнонаучная философия
XVIII века (К. Гельвеций, П. А. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ламетри),
литература эпохи Просвещения, а также немецкая идеалистическая философия
(диалектика Гегеля, антирелигиозная философия Л. Фейербаха, труды Б. Бауэра и
др.) В 22 года в Йене К. Маркс защищает доктор-скую диссертацию по философии,
посвященную сравнению натурфилософии Демокрита и
Эпикура. Уже тогда его взгляды вызывают большое раздражение властей.
Прусское правительство попыталось подкупить молодого учёного, предложив ему
государственную службу. Когда Маркс отверг это предложение, ему начали угрожать
арестом.
Поэтому в 25 лет, подвергнувшись угрозе тюремного
заключения, Маркс покидает германские земли, переезжает сначала во Францию,
затем, будучи изгнанным оттуда, – в Бельгию, а
впоследствии в Англию – центр промышленной революции и фабричного производства,
либеральных идей и военной мощи, финансов, аристократизма и обездоленного,
бесправного, работающего на износ город-ского
пролетариата.
В 1844 году в Париже Маркс знакомится с единомышленником
Фридрихом Энгельсом, будущим соавтором «Коммунистического Манифеста» (1848),
соавтором и посмертным издателем четырехтомника «Капитал. Критика политической
экономики» (1867, 1885, 1894, 1905г.г.), который Маркс назвал «самым страшным
снарядом, когда-либо пущенным в голову буржуа». В этом гениальном исследовании
были раскрыты важнейшие закономерности капиталистического производства,
сформулированы могучие экономические и социологические понятия («прибавочная
стоимость», «отчуждение труда», «эксплуатация», «пролетариат», «буржуазия»).
Помимо обширной теоретической и литературной работы, Маркс активно участвует в
создании и деятельности «Международного товарищества рабочих» (Первого
Интернационала).
Научное наследие Маркса охватывает
широчайший спектр работ: от кратких «Тезисов о Фейербахе» (1845) с
замечательным резюме о лишенном практической значимо-сти
диванном теоретизировании («Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело
заключается в том, чтобы изменить его») до фундаментальных исследований, таких
как «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), статей об отмене крепостного
права в России, о гражданской войне в США, «Теория прибавочной стоимости», «Критика Готской программы»
(1875). Маркс и Энгельс разработали новый, практически ориентированный метод
познания общественных отношений – исторический материализм, разбивший
мыслительные оковы спекулятивной философии.
Прожив всего 64 года, Маркс внес грандиозный вклад в дело
борьбы за справедливость, против экономического и политического угнетения
бедноты.
Несмотря на колоссальные изменения в технологиях
производства, коммуникации, транспорта, формальную победу «антиколониализма»,
объявленный «конец истории», многократное реформирование политической системы и
общественных институтов, идеи Карла Маркса о капиталистической формации
(накопление капитала, перепроизводство, кризисы, безработица) продолжают
оставаться в целом верными.
Идеи борьбы с классом угнетателей и системой эксплуатации,
за справедливое общество, в котором человеческий труд не считается чем-то
второсортным, по-прежнему окрыляют миллионы людей.
Александр Машнин
(из архива РОТФРОНТа
От
редакции. Выведенная К. Марксом и Ф.
Энгельсом историческая закономерность смены общественных формаций по мере
развития производительных сил и изменения производственных отношений, явилась
тем основополагающим Законом общественного развития, по которому тысячи лет
развивается человеческое общество и по которому сегодня оно, общество,
неминуемо подошло к новой ступени своего развития – первой фазе
коммунистической формации – социализму. Дело за субъективным фактором –
пониманием, организацией и готовностью бороться за лучшее будущее людей Труда.