Законы общественного развития верны и неистребимы

 

5 мая 1818 года в немецком городке Трире родился великий социальный мыслитель, философ и теоретик классовой борьбы Карл Маркс.

 В те времена единого немецкого государства еще не существовало, и Трир входил в состав Прусского королевства, знаменитого муштрой и аристократическим пафосом.

Несмотря на феодальные традиции, в государстве шло быстрое развитие науки и философии. На молодого Маркса огромное влияние оказали французская материалистическая и естественнонаучная философия XVIII века (К. Гельвеций, П. А. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ламетри), литература эпохи Просвещения, а также немецкая идеалистическая философия (диалектика Гегеля, антирелигиозная философия Л. Фейербаха, труды Б. Бауэра и др.) В 22 года в Йене К. Маркс защищает доктор-скую диссертацию по философии, посвященную сравнению натурфилософии Демокрита и Эпикура. Уже тогда его взгляды вызывают большое раздражение властей. Прусское правительство попыталось подкупить молодого учёного, предложив ему государственную службу. Когда Маркс отверг это предложение, ему начали угрожать арестом.

Поэтому в 25 лет, подвергнувшись угрозе тюремного заключения, Маркс покидает германские земли, переезжает сначала во Францию, затем, будучи изгнанным оттуда, – в Бельгию, а впоследствии в Англию – центр промышленной революции и фабричного производства, либеральных идей и военной мощи, финансов, аристократизма и обездоленного, бесправного, работающего на износ город-ского пролетариата.

В 1844 году в Париже Маркс знакомится с единомышленником Фридрихом Энгельсом, будущим соавтором «Коммунистического Манифеста» (1848), соавтором и посмертным издателем четырехтомника «Капитал. Критика политической экономики» (1867, 1885, 1894, 1905г.г.), который Маркс назвал «самым страшным снарядом, когда-либо пущенным в голову буржуа». В этом гениальном исследовании были раскрыты важнейшие закономерности капиталистического производства, сформулированы могучие экономические и социологические понятия («прибавочная стоимость», «отчуждение труда», «эксплуатация», «пролетариат», «буржуазия»). Помимо обширной теоретической и литературной работы, Маркс активно участвует в создании и деятельности «Международного товарищества рабочих» (Первого Интернационала).

Научное наследие Маркса охватывает широчайший спектр работ: от кратких «Тезисов о Фейербахе» (1845) с замечательным резюме о лишенном практической значимо-сти диванном теоретизировании («Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его») до фундаментальных исследований, таких как «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), статей об отмене крепостного права в России, о гражданской войне в США, «Теория прибавочной стоимости», «Критика Готской программы» (1875). Маркс и Энгельс разработали новый, практически ориентированный метод познания общественных отношений – исторический материализм, разбивший мыслительные оковы спекулятивной философии.

Прожив всего 64 года, Маркс внес грандиозный вклад в дело борьбы за справедливость, против экономического и политического угнетения бедноты.

Несмотря на колоссальные изменения в технологиях производства, коммуникации, транспорта, формальную победу «антиколониализма», объявленный «конец истории», многократное реформирование политической системы и общественных институтов, идеи Карла Маркса о капиталистической формации (накопление капитала, перепроизводство, кризисы, безработица) продолжают оставаться в целом верными.

Идеи борьбы с классом угнетателей и системой эксплуатации, за справедливое общество, в котором человеческий труд не считается чем-то второсортным, по-прежнему окрыляют миллионы людей.

Александр Машнин

(из архива РОТФРОНТа

От редакции.   Выведенная К. Марксом и Ф. Энгельсом историческая закономерность смены общественных формаций по мере развития производительных сил и изменения производственных отношений, явилась тем основополагающим Законом общественного развития, по которому тысячи лет развивается человеческое общество и по которому сегодня оно, общество, неминуемо подошло к новой ступени своего развития – первой фазе коммунистической формации – социализму. Дело за субъективным фактором – пониманием, организацией и готовностью бороться за лучшее будущее людей Труда.