Цели и задачи
марксистских кружков
В России уже несколько лет наблюдается расцвет
«кружкового» движения. Кто они — молодые люди, зачитывающиеся Карлом Марксом
или «Манифестом коммунистической партии»? Что толкает их на изучение марксизма?
И зачем им эти знания в 21 веке? Историк левых взглядов Максим Лебский поделился с Интернет-ресурсом «Вестник бури» своими
исследованиями по данной теме… (приведено в значительном сокращении – ред. «М»)
Сейчас в России
наблюдается расцвет кружкового [марксистских кружков] движения. Сотни молодых
людей уселись за чтение классиков марксизма, надеясь найти у них ответы на
злободневные вопросы своей жизни: бедность, социальное неравенство, отсутствие
жизненных перспектив. Выросло целое поколение людей, не заставших Советский
Союз и не помнящих социально-экономическую деградацию и деморализацию 1990-х
гг. Старшие поколения россиян (от 40 лет) несут в себе неизгладимый опыт
политических поражений и социальной апатии трудящихся прошлых лет. Российская
молодежь лишена этого отрицательного опыта и поэтому намного восприимчивее к идеям как левого, так и правого толка.
Разрыв между системой образования и промышленностью в путин-скую эпоху проявляется в том, что на рынок труда
каждый год выходит значительная масса людей с высшим образованием, которая не
имеет возможности реализоваться в своей специальности. В течение периода
2001-2014 гг. доля работников с высшим образованием выросла с 23,8 % до 32,2 %.
Среди молодежи (от 20 до 29 лет) доля людей с высшим образованием еще выше —
35,6 %; в 2001 г. этот показатель равнялся 20,1 %.
В силу необходимости зарабатывать на жизнь, люди с высшим
образованием массово уходят в сферу услуг, торговли, низкоквалифицированного
труда. Согласно исследованию профессора НИУ ВШЭ Варшавской
Е.А., «Каждый четвертый выпускник вуза выполняет работу, не требующую высшего
образования. Почти 30% занятых с высшим образованием
отрицают наличие связи между работой и полученной профессией». По результатам
выборочного наблюдения трудоустройства выпускников за 2016 г., 55% опрошенных
выпускников заявили, что не смогли устроиться на первую работу по специальности
по причине отсутствия вакансий, и лишь 18 % отказались работать по
специальности из-за маленькой зарплаты. Это говорит о том, что рабочих мест для
такого количества выпускников ВУЗов в принципе не существует в российской
экономике. Российское образование и экономика полностью дисбалансированы…
Разрыв между образовательным статусом и занимаемым
рабочим местом не может не осознаваться частью современной российской молодежи.
Если в 1990-е гг. и до начала 2000-х гг. активно шел процесс классообразования, в ходе которого была возможность
подняться из «грязи в князи», то сегодня социальные лифты в России практически
не работают. Вы еще можете при сильном желании подняться с этажа нищеты на этаж
бедности, но возможность стать «средним классом» для большинства выпускников
ВУЗов отсутствует в условиях деградирующего полупериферийного
капитализма.
Неолиберальная экономическая политика властей
непосредственным образом сказывается и на положении многочисленного слоя
высококвалифицированных специалистов, занятого в сфере медицины и образования.
Массовое сокращение провинциальных больниц и школ под лозунгом “объединения”
выталкивает из занимаемой социальной ниши массу россиян, превращая их в “лишних
людей” уже не в молодом, а в зрелом возрасте. Пенсионная реформа оставит на
рынке труда несколько миллионов людей, которые должны бы были уйти на пенсию.
Политика Путина и “Единой России” усиливает экономический кризис и конкуренцию
на рынке труда, что способствует переходу людей с высшим образованием в сферу
низкоквалифицированного труда.
Одним из самых распространённых образов русской
классической литературы был «лишний человек» — образованный дворянин, не
способный реализовать себя в социальных условиях дореволюционной России. Но
типаж «лишнего человека» был распространен не только на почве дворянства, но и
в среде разночинцев. Именно разночинцы как промежуточный социальный слой дали
большую часть кадров для народнических организаций.
Сегодня в России мы наблюдаем возрождение явления «лишних
людей», но в совершенно новых социально-экономических условиях — полупериферийный капитализм... Российский капитализм
объективно не нуждается в таком количестве людей с высшим образованием, но
образовательная система по ряду причин (инерция советского принципа «дать детям
престижное высшее образование», полный упадок среднего профессионального
образования) штампует бесчисленное количество юристов, экономистов и
менеджеров.
Безусловно, уровень образования в высшей школе сильно
упал по сравнению с советским временем, но тем не
менее для получения государственной аккредитации большинству ВУЗов нужно
поддерживать минимальную планку качества образования. В связи со всем
вышесказанным совершенно неудивительно, что средний возраст участника протестных акции в России сильно снизился. Это показали как
протесты на Болотной площади 2011-2013 гг., так и движение А. Навального в последующие годы.
«Лишние люди» не являются полноценными субъектами
межклассового противостояния, но они составляют кадровую базу многочисленных
левых организаций России. За последние годы стремительный рост левых и окололевых каналов на YouTube
способствовал легитимизации марксизма в рамках
интернета. Красные блогеры, набирающие сотни тысяч
просмотров, ответили на тот социальный запрос, который формировался «лишними
людьми».
В условиях полной дискредитации КПРФ и ослабления старых
коммунистических партий, неудивительно, что большая часть кружков имеет
внепартийный характер…
Мне приходилось вести занятия марксистского кружка в
2012-2013 гг. На основе собственного опыта учебы и посещения других кружков
хотелось бы выделить несколько характерных ошибок ведения марксистского кружка:
• У кружка нет четко
поставленной политической цели.
Очень часто группа людей называет себя марксистским
кружком, а на деле мы видим избу-читальню, в которой люди присутствуют ради
общего просвещения и обсуждения любимой литературы.
Участники кружка должны ставить политические цели.
Глобальная цель марксистского кружка — это подготовка коммуниста, способного
теоретически анализировать и, в перспективе, помогать трудящимся в их борьбе за
свои классовые интересы. Общая цель распадается на ряд конкретных задач в
зависимости от уровня кружка.
• Один кружок для всех.
В левое движение приходят люди с разным образовательным
уровнем и интеллектуальным багажом, поэтому крайне глупо сажать всех за
изучение первого тома «Капитала». Нужно ранжировать кружки по задачам и уровню
подготовки членов кружка.
• Отсутствие дисциплины, отчетности и превращение кружка
в тусовку.
Учебные собрания превращаются в говорильню и тусовку друзей из общей компании. Однако организация кружка
не должна превращаться и в формализованное партийное занятие.
• Отсутствие у
кружковцев какой-либо связи с практикой.
Отрыв теории от практики приводит к полной изоляции
членов кружка от окружающей политической действительности. Крайне часто это
является следствием идеи «коммунисты ничего не могут из-за отсутствия хорошей
теории», что является только отчасти верной мыслью. Из данного тезиса у
некоторых кружковцев следует вывод — нужно стать просвещенными марксистами,
родить из глубины своего духа гениальную идею или совокупность идей и таким
образом преобразовать действительность.
Определенным образом, эта концепция напоминает времена
французского Просвещения. Просветители напрямую связывали вопросы просвещения с
этической сферой : «Все несчастье людей — только в их
невежественности; а невежественны они лишь потому, что окружающая их среда
препятствует просвещению; люди дурны единственно потому, что разум их еще
недостаточно просвещен».
Хотя революционное движение напрямую не связано с
существованием грамотных теоретиков. Революционное движение возникает в
результате развития объективных и субъективных предпосылок. Теоретики могут
лишь адекватно осознать ход истории и дать это видение массам, которые,
благодаря теории, могут стать сознательными творцами. Но и без адекватной
теории массы также могут быть политически активны, однако при этом испытывать
иллюзии в отношении собственных действий.
В условиях господства постмодернистских дискурсов, у критически
мыслящих людей возникает естественный запрос на цельное, научно-системное
мировоззрение. В связи с этим совершенно закономерен
особый интерес участников многих кружков к философии. Материалистическая
философия нуждается в изучении и развитии в соответствии с уровнем науки
сегодняшнего дня, но нужно понимать, что философия представляет собой только
часть марксистской теории и нельзя навязывать интересы части всему целому.
Погружение в философию и отрицание необходимости работать
с профсоюзами, политическими партиями, экологическим
группами приводит к полному отрыву кружков от реалий России. Участники кружков
превращаются в реконструкторов, пытающихся повторить
превратно понятый ими “кружковый этап” развития марксизма 1890-х гг.
Кружки социал-демократов 1890-х гг. в массе своей вели не
только теоретические дискуссии (вопрос о рынках), но и налаживали связи с
передовыми рабочими на промышленных предприятиях Петербурга и других городов,
печатали листовки, участвовали в организации и координации стачек, направляли
работу воскресных просветительских школ.
После приезда в Петербург в 1893 г. Владимир Ленин с
большим вниманием стал изучать положение местных рабочих. Он составил вопросник
(57 вопросов) для рабочих, распространявшийся в рабочих кружках Петербурга. Из
этого вопросника видно, что Ленина интересовало буквально все — от питания и
гигиены рабочих до конкретных цен в фабричных лавках. В дальнейшем кружки на
основе этой информации составляли листовки для каждой фабрики, где происходила
стачка.
Как это далеко от деятельности многих нынешних кружков,
которые замыкаются сами в себе, гордясь тем, что занимаются «собственным
воспроизводством», т.е. кружок ради создания еще одного кружка. Нужен ли таким
“марксистам” в принципе современный российский пролетариат или они существуют в
безвоздушном пространстве чистой теории — вопрос остается открытым…
… Уход в философию под девизом «развития теории» является
сегодня следствием поражения и маргинализации левых
сил на постсоветском пространстве.
• Зацикленность на
классических текстах марксизма и их догматическое восприятие...
Диалектику нельзя использовать, заучив раз и навсегда три
закона и основные категории, написанные в советском учебнике по диамату. Знание
т.н. диалектических законов — это мертвое знание, если забывать о том, что оно
выведено на основе многократного обобщения процессов, происходящих в обществе и
природе. Именно на основе глубокого специально-научного знания диалектика из
общих фраз становится методологией познания...
Известный физиолог И.П. Павлов писал, что факты для
ученого также важны как воздух для полета птицы. Поэтому неслучайно в ходе
споров в кружках Ленин ссылался не на диалектические законы, которые сами по
себе ничего не доказывают, а приводил обширный эмпирический материал, собранный
из статистических сборников. Земская статистика в это время была для Ленина
настольной книгой, а не “Наука логики” Гегеля.
Важнейшая задача кружков — изучение капитализма на
современном этапе его развития, а не в XIX веке или начале XX века. Поэтому
факты и еще раз факты. Участникам кружка среднего уровня стоит
сконцентрироваться на изучении современной экономический
литературы и статистики. Большого внимания заслуживают теоретики концепции
зависимого развития — Франк А.Г., Дус Сантус, Самир Амин и другие.
• «Подлинная»
коммунистическая партия возникнет на основе объединения различных кружков
Желание некоторых кружковцев повторить успех большевиков
в 1917 г. подталкивает их к слепому копированию этапов
развития социал-демократического движения России конца XIX века. Но
главное отличие современной России от дореволюционной
состоит в том, что Российская империя поднималась до позиции капиталистической полупериферии и для нее это было прогрессивное движение
вперед, а мы скатились к сырьевой полупериферии из
Советского Союза, что стало огромным историческим регрессом. Российский
капитализм в постсоветский период пережил период становления в 1990-е гг. и
стабилизацию в 2000-х. Сейчас он пытается удержаться в нише полупериферии
в условиях обострившегося мирового экономического кризиса и борьбы за передел
сфер влияния на Ближнем Востоке, Латинской Америке и постсоветском
пространстве.
Политическая система т.н. «управляемой демократии»
предполагает не отсутствие легальных политических партий, как это было в
Российской империи до Октябрьского манифеста 1905 г., а превращение всех
парламентских партий в марионеточные структуры, подчиненные политической линии
«Единой России». Небольшие партии, вытесненные из «большой политики», не имеют
влиятельных СМИ и малоизвестны в российском обществе. Подобная ситуация и с
профсоюзами. Глупо и вредно закрывать на это глаза, полагая, что кружки
действуют в чистом поле. Сегодня нам не помогут никакие исторические схемы, так
как мы находимся в уникальной исторической ситуации, требующей оригинального
марксистского анализа. Исторические примеры социалистического движения в России
начала XX века (социал-демократы, эсеры)
или опыт левых сил в полупериферийных странах
(Бразилия, Аргентина) могут служить лишь материалом для размышлений, а не
прямым руководством к действию.
Какая организационная форма будет наиболее эффективной
для движения пока непонятно. Ни организации, пытающиеся выстроить структуру
«партии как авангард класса»... или «широкую левую»,... ни
кружки не добились больших и показательных успехов, позволяющих приводить их
организационную форму в качестве примера. Все они действуют в условиях
политической апатии трудящихся, и было бы ошибкой заранее предлагать какую-то
одну универсальную форму организации.
На мой взгляд, качественные политические изменения в
современном российском государстве будут осуществляться очень пестрым,
мозаичным социальным движением... Всю разношерстную массу будут временно
объединять левопопулистские лозунги: «Долой олигархов
и коррупцию», «Пересмотр итогов приватизации» и т.д. Но уже в ходе быстро
обостряющегося кризиса власти будет кристаллизоваться политическая сила,
которая станет доминирующей в движении.
Левый фланг этой временной коалиции будут также внутренне
раздроблен. Кружки в общем процессе сыграют определенную роль, которую также не
стоит абсолютизировать. Из кружков могут выйти подготовленные кадры, которые
будут грамотно вести организационную и теоретическую работу, но кружки как
мини-структуры не объединятся на собственной основе в партию с широкой
социальной базой.
В кружках можно изучить богатое наследие социалистической
мысли, научиться анализировать текущие политические события, но сама
численность кружковой формы (8-10 человек) предопределяет, что кружковцы не смогут
научиться работать с массами... Поэтому очень важно использовать опыт людей из
профсоюзных, партийных, медийных структур. Только на
основе скоординированной деятельности активистов с разным опытом в рамках
коалиционной структуры возможна эффективная массовая работа.
(Далее автор
предлагает программу для марксистского кружка – ред.). Безусловно, она не может
носить универсальный характер и включать всю марксистскую литературу...Важно
еще раз напомнить, что марксистский кружок не должен организовывать соревнование
на лучшее знание цитат и работ классиков, его участники должны овладеть
марксистским методом для того, чтобы применять его в актуальной политической
борьбе.