Куда и почему ушли наши заводы?

 

В год 100-летия СССР, отмечая множество замечательных прошлых достижений страны, мы смотрим вокруг, и все увиденное снова и снова заставляет осознать и прочувствовать огромность потери. К примеру, поставим вопрос так

Куда ушли наши заводы?

Нынче идет военная спецоперация на Украине. Крупнейшие заводы ряда городов становятся убежищем для нацистских формирований и подразделений ВСУ. И неминуемо попадают «под раздачу» – под обстрелы борющихся с нацистами российских военных.

Разрушенному заводу «Азовсталь» нынче уже почти что 90 лет. За его плечами славная история мощного советского завода, одного из лидеров металлургического производства. Почти такая же судьба и у завода им. Ильича в Мариуполе и еще некоторых других.

Печальная информация.

Но! Задолго до начала спецоперации на территории Украины уже или были порушены, или влачили жалкое существование многие предприятия, как и отрасли, частью которых они являлись.

Более того, какую из республик временно разрушенного Союза ни возьми, число разрушенных или пришедших в состояние, близкое к полному упадку, предпрпиятий исчисляется как минимум сотнями, а чаще тысячами, десятками тысяч. Поэтому их невозможно перечислить в газетной статье, и назовем хотя бы некоторые из тех, что больше на слуху.

Продолжим про Украину.

г. Николаев. Огромный судостроительный комплекс Николаева состоял из нескольких предприятий. Все, кроме «Океана», специализировались, в основном, на боевых кораблях.

Как известно, вследствие событий 1991 года, закономерным итогом стало фактическое уничтожение созданной многолетним трудом советского народа промышленности, в т.ч. разрушение всех составляющих этого комплекса.

В июле 2021 года закончилось трехлетнее банкротство одного из них: «Черноморского судостроительного завода». Продажа оптом и в розницу имущества предприятия принесла чуть более 150 миллионов гривен (порядка 5,5 миллионов долларов США).

23 ноября 2020 года со стены у главной проходной завода были демонтированы металлические конструкции, изображающие четыре ордена, которыми ЧСЗ был награжден в годы советской власти и которые являлись символом трудовой славы нескольких поколений работников предприятия. Декоммунизация...

г. Севастополь. Севморзавод им. Серго Орджоникидзе. (крупный судоремонтный и судостроительный завод). После приватизации и акционирования, многократных переходов от одного владельца к другому от 16-тысячного коллектива (в 80-е годы) осталось всего около двух сотен работников — преимущественно охрана да «управленцы»; «Севморзавод» остался практически без заказов, рабочие — без зарплат. Сменяющиеся владельцы, по сути, банкротили уникальное предприятие. Сейчас чуть вздохнул, перейдя в Минпром РФ. Но до прежнего советского уровня – далеко!

г. Львов. Первой в СССР системой для предприятия с крупносерийным характером производства была АСУП «Львов», внедренная на Львовском телевизионном заводе «Электрон». Ее разработка была проведена в 1965-1967 гг. коллективом специалистов Института кибернетики АН УССР совместно с сотрудниками отдела АСУП, по замыслам академика Глушкова о переходе к автоматизированным системам управления предприятиями.

Там, в городе, который нынче предлагается отдать нацистам, как не подлежащий исправлению, в советские годы замечательными советскими людьми создавались и опробовались самые прогрессивные технологии (эти и подобные им люди там и сейчас продолжают жить).

О приватизированном з-де «Электрон» рассказывать долго и невесело. Приведем лишь несколько фактов: независимость Украины завод встретил, являясь успешным предприятием, выпускающим в год более 1,2 млн. телевизоров. После полного обвала, в 2009 году за счёт использования в производстве телевизоров иностранных комплектующих завод увеличил объёмы производства телевизоров до 60 тыс. шт. в год. И по меркам этого времени – в 2009 году предприятие стало лауреатом конкурса лучших товаров. Завод продолжает работать и сейчас, но уже к началу 2017-го большинство помещений завода было сдано в аренду…

г. Днепропетровск. Государственное предприятие «Производственное объединение „Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова” (Южмаш)» — крупное предприятие по производству ракетно-космической техники и другой наукоёмкой продукции.

 Опять же долгая история надежд и провалов, ведущая к полному разорению.

С трудом разыскивая хоть какие-нибудь заказы, «Южмаш» смог было заключить договор с Бразилией на участие в создании ракеты «Циклон-4». Но в 2016 году Бразилия отказалась от программы по созданию этой ракеты — после этого, по словам директора предприятия Сергея Войта, у «Южмаша» «не осталось ни одной реально действующей национальной космической программы». Оставалась лишь работа на Америку. В декабре 2016-го две основные конструкции первой ступени ракетоносителя «Антарес» были отгружены для отправки в США.

И далее вниз. По состоянию на середину 2020 года «Южмаш» оставался в кризисной ситуации. Задолженность по зарплате и налогам составляла 210 млн гривен, задолженность за электроэнергию – 30 млн гривен. Численность сотрудников на предприятии уменьшилась до 4,8 тыс. против 55 тыс. в советское время. Средний возраст работников — около 60 лет.

Нет возможности пройтись по состоянию предприятий во всех или хотя бы многих республиках.

Так что – обратимся к родной эРэФ-ии. Об этом много раз говорено. Но не лишне повторить и сейчас.

За годы капиталистического провала в России уничтожены как минимум десятки тысяч предприятий. По разным данным (одни аналитики учитывают более крупные предприятия, другие – все без исключения), цифры разнятся, доходя до 100 тыс. Но уж цифра в 30 тысяч (за 30 лет) не подлежит сомнениям.

Каждый может назвать немало предприятий в своем городе или области. В Москве, например, отданы под жилищное строительство территории таких «убитых» гигантов советской промышленности как ЗИЛ, завод «Серп и молот», Московский судостроительный завод. Уж больно привлекательна земля близко к центру столицы! Частично под жилищную застройку освобождена площадь АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева» — одного из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли.

Это капля в море всех почивших в бозе предприятий Москвы и Московской области.

Что уж говорить обо всей России!

К примеру, знаменитый «Уралмаш» в Свердловске! Его многие годы заслуженно называли «Завод заводов».

Только в первое постперестроечное десятилетие динамика была такой: в 1992 году предприятие изготовило 220 тыс. тонн механических изделий, в 1993 году — 95,5 тыс. тонн, в 1995 г. — 48 тыс. тонн.

В свое время, в 1994 году, купив завод, Каха Бендукидзе произнес историческую фразу: «Купить «Уралмаш» оказалось легче, чем магазин в Москве. Мы приобрели этот завод за тысячную долю его действительной стоимости».

Дальше прошли десятилетия бесконечной чехарды с собственниками, директорами, заказами и их отсутствием, сокращением площадей и цехов, угрозой банкротств, протестами рабочих и т.д.

В марте 2021 года, наконец, завод (его ответвление «УЗТМ-Картэкс») получил заказ и обязался изготовить пять электрических шагающих экскаваторов для индийской угледобывающей компании Coal India Ltd. Пресс-служба подчеркнула, что это крупнейшая за последние 30 лет сделка на $322 млн!

30 лет назад УЗТМ был крупнейшим поставщиком тяжелого оборудования в России. Нынче, как видим, заказчик, как и у Южмаша, иностранный. Своя страна почти ничего не заказывает – все замещено импортом!

А многие все еще дышащие предприятия дышат не собственной грудью, а с помощью иностранной кислородной подушки, то есть иностранных инвесторов. Однако как показывает практика, зачатую в подушке-то, скорее, углекислый газ. Иностранные инвесторы входят в число совладельцев предприятий лишь для того, чтобы в конце концов одним из хитроумных способов создать для предприятия непреодолимые сложности и обеспечить для себя или для своих ино-странных собратьев замещение поставок продукции этого предприятия на мировой (или на российский) рынок на соответствующую зарубежную продукцию. Примеров тому также множество.

Но даже, если иностранный совладелец и хочет иметь реальный доход от предприятия, в которое он инвестировал, то, скажем прямо, это один из бойцов будущей Антанты, когда встанет вопрос о передаче власти в руки трудового народа. Это показала даже зимняя история в Казахстане: американские совладельцы предприятия нефтяной отрасли, испугавшись гнева народного, потребовали от казахстанских властей особой охраны и защиты этого «своего» предприятия.

Заодно и несколько слов о положении в сельском хозяйстве:

Блогер Вероника Марусева, давшая большой список убитых забайкальских заводов и фабрик, говорит к тому же: «20 лет назад Россия насчитывала 48 тысяч крупных коллективных аграрных хозяйств. Сегодня их количество сократилось впятеро, 30% из них убыточны. Страна вернулась к мелкотоварному производству и натуральному хозяйству с преобладанием ручного труда. Сегодня более 50% продуктов животноводства и 90% овощей производится в личных подворьях. На смену машинам пришел ручной труд. По производительности труда страна в 8 раз отстаёт от уровня ЕС. Исчезло 20 тысяч деревень, осталось 47 тысяч деревень, во многих из которых нищенское существование влачат несколько доживающих свой век стариков».

По поводу всего произошедшего за 30 лет жизни без СССР и ее экономики довольно интересно рассказывает некто Е.С. Ржевский. Интересно уже потому, что это человек вовсе не левых взглядов. О себе на момент 1986 года он сообщает: «Я – 45-летний физик-ядерщик, теоретик, кандидат ф.маук, м.н.с., с нищей зарплатой в 130 руб. (~170 долларов США), работал на ядерном реакторе ИТЭФ ГКАЭ в Москве. Институт лишили валютного финансирования, сократили численность, отменили закупки иностранных журналов и поездки на международные конференции». Далее судьба обычного приспособленца. «Я понял, что в физике мне ничего не светит – ни докторской, ни успешной работы» и, как он пишет, «начал свою карьеру в экономике». История довольно длинная, но карьера была успешной, он вращался в кругу высших чиновников 90-х и далее годов, не добрым словом поминаемых народом, дослужился до Государственного советника РФ 1-го класса. И тем не менее, в результате такого капиталистического взлета, вот как он сегодня видит причины произошедшей в стране трагедии.

«Причины промышленной драмы 80х-90х, по крайней мере, две. Напрашивается и третья, неблаговидная для правящей в России элиты.

Первая в том, что разрушив устаревший политический мир и оборвав хозяйственные связи предприятий республик СССР, «реформаторы» тем самым разрушили единство и работоспособность базового костяка промышленности РСФСР.

Вторая в том, что после 2008-го промышленность была лишена способности к расширенному воспроизводству, так как её доходы и деньги населения изымались олигархами и сетевыми компаниями и выводились за рубеж.

Третья причина, по моему личному мнению, в том, что стагнацией промышленности России кто-то управляет вручную. И его цель удержать Россию от развития, загнать в нишу колониальной экономики – поставщика ресурсов для более развитых стран.

Сказались также низкий уровень профессионализма и политическая недальновидность лидеров российской власти (Ельцин, Гайдар, Чубайс, Фёдоров, Черномырдин и другие, в том числе современные), конфликтность государственного управления и депутатского корпуса, корыстность олигархов, недобросовестная конкуренция на мировых рынках, политическое давление на страну со стороны “коллег” по мировой экономике».

И вот вывод, к которому он пришел за 30 лет – от кандидата физ-мат наук до прислужника буржуазной власти.

А вывод его таков: «“Демократы” при поддержке наивной интеллигенции, обманув политически малограмотный и послушный народ, увлекли страну в тупик пещерного капитализма. “Системные либералы”, стоящие во власти, остановили рост промышленности и вручную душат её рост. За рост экономики они не отвечают. Их задача – обеспечить дебет-кредит государственного бюджета любой ценой и, в первую очередь, налоговым давлением, ростом курса доллара, снижением доходов населения. А главная их цель – рост доходов олигархов, у которых они на прикупе.

Возникает ощущение, что нынешняя российская власть сдала Россию во внешнее управление... Не потому ли дети высших чиновников и олигархов учатся и живут за границей, управляя украденными капиталами своих родителей. Но у такой России нет будущего. Рост оборонки страну не спасёт. Её угрозы – не снаружи, а внутри».

Что тут можно сказать?

Очевидно все-таки советское образование физика-ядерщика позволило этому «успешному экономисту», пройдя через чистилище капиталистического плена, кое в чем разобраться.

Вернемся к разрушенным заводам. Такое положение лишило трудящихся не только рабочих мест, но и связанного с этим смысла жизни. Понимание и недовольство людей Труда растет – и их, и членов их семей всех возрастов. И пусть не достаточно быстро, но верно подводит наших сограждан к осознанию необходимости решить вопрос с «угрозами изнутри».

Сама складывающаяся в стране ситуация, (и тысячи разрушенных заводов – одна из причин тому) побуждает дать верную оценку нынешнему общественному устройству, не подходящему для достойной жизни рабочего человека, прийти к верному решению о необходимости всерьез задуматься о жизни не только своей, но, главное, своих детей, то есть будущих поколений, как думали о ныне живущих герои Гражданской и Отечественной войн.

 А это значит организоваться и всерьез выставить свои требования нынешней власти. Выставить через протест; для непонятливых – через забастовку; для более непонятливых – через забастовку всеобщую и солидарную. Не забыть про опыт казахстанских рабочих и шахтеров и трактористов Донбасса.

Мы же отметим для себя как положительный факт, что некоторое осознание происходящего идет во всех слоях общества. Все чаще поминают даже «троечники у власти» такие слова как индустриализация, национализация, государственное управление и т.д. Конечно, господин Ржевский и чиновники, впустую поминающие индустриализацию, не та сила, которая может решить проблему «с угрозами внутри». Они скорее ее и создают.

Другое дело, что Гимн «Интернационал» – нам в помощь.

Нынче – 100-летие Союза!

Пора строить наш,

                      новый мир!

Н. Глаголева