Рассказ об учителе. И не только

 

Этот рассказ о школе, история которой насчитывает более века. Она выучила и выпустила в жизнь несколько поколений людей не только старинного села Маис, но и округи, в которой много затерявшихся в лесах или вытянутых вдоль железнодорожной линии деревень. Тысячи выпускников как ушедших, так и ныне живущих поколений получили знания в этой маисской школе.

Это моя родная школа. В ней учились я, мои брат, двоюродная сестра, внук. Учителями в ней работали мои родители и моя любимая подруга. Личный мой вклад в развитие школы – я рыла траншеи под фундамент её нового здания, это было во время летней практики после 9-го класса.

Школа – не только парты и стены. Это люди, которые обучали и воспитывали; самые достойные - те, которые запомнились. Их слова и поступки напутствуют нас в течение жизни. В моём рассказе есть герой: это Карташов Николай Александрович. Он не был моим учителем, но в жизни я встречала его неоднократно и даже брала с него пример. Наши судьбы в чём-то похожи: родились в сёлах Никольского района Пензенской области, оба окончили физмат пединститута, оба начали трудовой путь в соседних сёлах - он в Старом Селе, я в Базарной Кеньше.

В семидесятых работать в школе было интересно. Творчество заключалось не в том, чтобы мудрить с программами и учебниками, а в выборе типа урока, в манере подачи материала, в большой внеклассной работе. Мы часто водили детей на экскурсии, возили их в Тарханы, в цирк. Проводили много мероприятий, придуманных самими. Сельские дети учителей любили. Они уроки учили, к доске выходили охотно, выступали на школьных концертах. А если какой сорванец и убегал (такое было нечасто), так мы, молодые, с шутками и смехом бежали на его поиски, хотя кому-то за него и влетало. В сентябре обходили все деревеньки, чтобы узнать, все ли дети начали обучение. Ведь в стране был всеобуч.

 Школа давала неплохие трудовые умения и профориентацию. Даже в самой отдалённой школе кабинеты были хорошо оснащены. Программы предусматривали на предметы вполне достаточное число часов. За процессом преподавания тщательно следило районо. Порой это тревожило и напрягало, особенно начинающего учителя. И вот однажды я отправилась за опытом в городскую школу. Там и увидела Карташова. Впечатление было сильным: молодой красивый учитель, прекрасный кабинет физики, много пособий, в том числе сделанных руками учеников. В ту пору мы это очень любили. А стенгазета была популярным органом каждой школы. И я решила у себя в школе сделать так же. И всю трудовую жизнь этим занималась с большой любовью.

А далее трудовой путь Карташова Николая Александровича был связан с маисской средней школой. Много лет он возглавлял её. В ту, теперь уже давнюю, пору в старших классах было по три (!) параллели. В последнее же время школа выпускала всего 3-5 человек. Многие дети проживали в пришкольном интернате (максимум составил 117 чел.) Это отдельный пласт проблем: штат, постельное бельё, питание. Дети всегда были заняты – самоподготовка, художественная самодеятельность; как само собой разумеющееся, –чтение книг (к чему успешно приучали воспитатели).

Всегда ухоженный участок. Крепкая рассада, которой хватало и на столовую, и на продажу гражданам. Школа не забывала о своих бывших работниках. (О них позднее мы написали книгу «Село Маис: земля и люди»).

Отдалённая, можно сказать, окраинная школа может гордиться тем, что в ней учились певица Галина Карева, советник юстиции в Госдуме Юрий Суркин, хирург и писатель Георгий Шумаров, участник афганской войны Нуждин. В ней учились талантливые ученики, по-настоящему светлые головы: Чернова А., Юсяев А., Карташов С., Денисова Г., Мещерякова Т., Агеев А. и другие.

Далеко не всегда Карташов был удобен высшему начальству. В «нулевых» и далее образование трясло от нововведений. Нужные предметы и часы убирали, навязывали программы и учебники по указке Сороса и наших министров, убрали трудовое обучение. А после появилась ещё одна негласная позорная «статья»: учителей и директоров обязывали обеспечивать высокий процент голосования за проправительственных людей и их партии.

Никогда не переступал Карташов через высокую планку своих идеалов, не замарал свою совесть. Это очень порядочный человек. Он очень образован, его знания энциклопедические, профессиональный опыт бесценен. Это замечательный человек, такого теперь встретишь редко.

В последнее время школа в упадке. В 2015 году Николай Александрович ушёл на пенсию. Одна за другой в его семье случились огромные трагедии: сначала умерла жена, затем единственный сын. Оба они тоже были учителями маисской школы. Теперь он живёт один. Занимается огородом, много читает, воспитывает внука с редким именем Фрол. Это тоже очень талантливый молодой человек.

Каково учителю смотреть на то, как разрушается всё то, что он создал. Этой школы – маисской средней – больше нет. Теперь она стала филиалом школы №1 города Никольска. Вместе с этим сразу спилили и выбросили спортивные снаряды на школьном стадионе, и он зарос бурьяном. В зарослях борщевика погибает уникальный тир, тоже детище Карташова Николая Александровича. Печально смотрит выбитыми стёклами на село редкой красоты здание бывшего интерната. Кстати сказать, при постройке нового здания школы старое не разрушили, а бережно перенесли, то есть перестроили на новом месте. Это дорогое для истории села здание. Его в давние времена перевезли с территории бывшего монастыря для школы. На одной из досок я находила надпись 1914.

Нет двух пионерских лагерей района, в одном из которых, «Хрусталике», Карташов работал, руководил летней ребячьей республикой.

Нет и легендарного нашего завода стекла и хрусталя «Красный гигант». Его разрушение – особая печаль всей страны. Старинный завод, уникальное производство. Здесь работал известный в мире мастер Вершинин, а в советское время здесь трудилось полрайона.

Не стало и лесных, и других деревень. Исчезли Кенчурка, Ключи, Нарма, деревня Ночка. Последние люди доживают в Покровке и Кочетовке.

Больше не ходят электрички, нет и рейсовых автобусов. Настала пора упадка и вымирания.

Карташов Николай Александрович проработал в сфере образования 48 лет. Это было делом всей его жизни – так написали бы в хвалебном репортаже по случаю его 75-летия. Но, во-первых, юбилея не было, так как общественность и начальство не заметили эту дату, а во-вторых, мой рассказ не хвалебный. Это грустный рассказ о сельской школе и об учителе, который отдал просвещению народа полвека. О настоящем учителе.

И.Г. Малкина

г. Пенза

 

От редакции и КС ДЗД. В свою очередь хотим от души поздравить Николая Алексеевича Карташова со славным юбилеем, поблагодарить его за служение детям и родине. Именно благодаря ему и таким как он педагогам, новым «образованцам» не удается полностью разрушить систему образования и воспитания Советской страны.

 

* * *

9 мая региональная организация профсоюза «Учитель» в Хабаровском крае инициировала сбор подписей под обращением в Думу Хабаровского края. Педагоги требуют повысить оклады. Чтобы заработать 30-35 тысяч рублей, учитель должен работать на две ставки.

Источник: Профсоюз «УЧИТЕЛЬ»