Июль в истории Октября

 

После Февральской революции в России установилось двоевластие. К лету 1917-го года время, отпущенное историей на период двоевластия, заканчивалось. Передовые рабочие и солдаты, разочарованные во Временном правительстве, требовали перехода власти к Советам. Провал наступления на фронте переполнил чашу их терпения, вызвал по всей стране мощную волну протеста против политики Временного правительства… Нетерпение особенно проявлялось там, где были сильны позиции анархистов… Однако руководство большевистской партии во главе с В.И. Лениным понимало, что момент для вооруженного взятия власти ещё не наступил. «Мы не удержали бы власти ни физически, ни политически, – писал позднее Ленин в работе «Марксизм и восстание». – … ибо драться, умирать за обладание Питером наши же рабочие и солдаты тогда не стали бы: не было такого «озверения», такой кипучей ненависти…». Поэтому В.И. Ленин и ЦК РСДРП(б) принимали все меры к тому, чтобы не допустить преждевременного вооруженного выступления.

Однако возбуждение революционных масс было столь велико, что уже 3 июля в Петрограде начались стихийные демонстрации солдат и рабочих под лозунгом «Вся власть Советам!» Раз уж выступления начались, то большевики приняли все меры к тому, чтобы, как вспоминал видный большевик А.А. Андреев, «идя вместе с справедливо возмущёнными массами 4-го июля внести… в их движение, в их выступление возможно более мирный и организованный характер».

/Рабочие/ несли знамёна и лозунги: «Вся власть Советам!», «Долой десять министров-капиталистов!», «Мир, хлеб и свобода!» На улице звучали революционные песни. Но настроение в рядах демонстрантов было сосредоточенным, ждали провокаций… Когда колонны рабочих и солдат Выборгского района и Петроградской стороны остановились на площади у здания ЦК и ПК, перед ними с краткой речью выступил Ленин… Как только головная колонна вышла на Невский, со всех сторон затрещали выстрелы из винтовок и очереди из пулемётов.

Временное правительство и соглашательский ВЦИК Советов решили подавить протестное выступление в зародыше, устроив над участниками 500-тысячной демонстрации кровавую расправу… По данным Большой Советской Энциклопедии, 56 человек было убито и 650 – ранено.

Как писал Ланин, «движение 3 и 4 июля было последней попыткой путём манифестации побудить Советы взять власть. С этого момента Советы, т.е. господствующие в них (тогда –ред.) эсеры и меньшевики, фактически передают власть контрреволюции». Расстрел июльской демонстрации открыл полосу репрессий против большевиков: «В ту же ночь были разгромлены юнкерами редакция и типография «Правды»… Начались аресты большевиков и избиения всех тех, кто им сочувствовал. Было арестовано около 800 большевиков… 7 июля был отдан приказ об аресте Ленина. Ему пришлось перейти на нелегальное положение.

Июльские дни изменили обстановку и соотношение классовых сил в стране. Окончилось двоевластие. Консолидированная буржуазия нанесла удар по революционным силам...

Новая обстановка требовала изменения тактики. Партия большевиков выдвинула лозунг подготовки вооруженного восстания против контр-революционной буржуазии.

Из статьи

В. Басистовой и Г. Алехина

 

 

В.В.Маяковский

     (19.07.1893 – 14.04.1930)

* * *

Завершается

            восстанием

        гнева нарастание,

нарастают

            революции

               за вспышками

                восстаний.

Крут

       буржуев

                   озверевший норов.

Тьерами растерзанные,

                                    воя и стеная,

тени прадедов,

                     парижских коммунаров,

и сейчас

          вопят

                    парижскою стеною:

– Слушайте, товарищи!

                                Смотрите, братья!

Горе одиночкам –

                          выучьтесь на нас!

Сообща взрывайте!

                               Бейте партией!

Кулаком

          одним

                     собрав

                                 рабочий класс.

(Отрывок из поэмы

“Владимир Ильич Ленин”)