Фридрих Энгельс советует

 

Там, где дело идет о полном преобразовании общественного строя, массы сами должны принимать в этом участие, сами должны понимать, за что идет борьба, за что они проливают кровь и жертвуют жизнью… Но для того, чтобы массы поняли, что нужно делать, необходима длительная настойчивая работа, и именно эту работу мы ведем теперь, ведем с таким успехом, который приводит в отчаяние наших противников (Введение Ф. Энгельса к изданию 1895г. К. Маркс. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850г.)

В настоящее время всякий знает, что где бы ни происходило революционное потрясение, за ним всегда кроется известная общественная потребность, удовлетворению которой мешают отжившие учреждения. ..сякая попытка насильственно подавить эту потребность лишь заставляет ее выступать с возрастающей силой до тех пор, пока, наконец, она не разобьет своих оков. Поэтому, если мы и разбиты, нам не остается ничего другого, как начинать сначала…

Бесспорно во всякой борьбе тот, кто поднимает перчатку, рискует быть побежденным, но разве это основание для того, чтобы с самого начала объявить себя разбитым и покориться ярму, не обнажив меча?

В революции всякий, кто занимая решительную позицию, сдает ее вместо того, чтобы заставить врага отважиться на приступ, всегда заслуживает того, чтобы к нему относились как к изменнику. (Ф. Энгельс. Революция и контрреволюция в Германии 1851г. )

…Практика современной жизни, политический гнет, которому подвергают рабочих существующие правительства, – как в политических, так и в социальных целях, – заставляют рабочих волей-неволей заниматься политикой. Проповедовать им воздержание от политики означало бы толкать их в объятия буржуазной политики. Воздержание от политики совершенно невозможно, в особенности после Парижской Коммуны, поставившей в порядок дня политическое действие пролетариата.

Мы хотим уничтожения классов. Каково средство, чтобы добиться этой цели? – Политическое господство пролетариата... Тот, кто стремится к ней (революции), должен признавать и средства, политические действия, которые подготовляют революцию, которые воспитывают рабочих для революции и без которых рабочие на другой день после битвы всегда будут одурачены...

Политические свободы, право собраний и союзов, свобода печати – вот наше оружие; разве мы можем сложить руки и воздерживаться от политики, если это оружие хотят у нас отнять? (Ф. Энгельс. О политическом действии рабочего класса)