Спецоперация
на Украине и
борьба идей
Полезно
бывает
читать в
социальных
сетях тексты
наших
идеологических
оппонентов и
какие-то их
комментарии
к
происходящим
на Украине
событиям. А
иногда и
просто весело.
Например, в
мае
населенному
пункту
Никольское,
что под
Мариуполем,
вернули
родное название.
Этот поселок
городского
типа изначально
был назван в
честь
большевика
Володарского.
В 2016 году
украинские
власти в
рамках декоммунизации
его
переименовали
в Никольское.
После
перехода
поселка под
контроль войск
ДНР, по
действующему
на Донбассе
законодательству,
ему вернули
прежнее
название. Ох,
и
комментарии
были под
новостью от
русских
православных
патриотов!
Вспомнили, естественно,
про «жидобольшевиков»,
потоптались на
личности
Моисея
Марковича и
долго задавались
вопросом: за
что воюем?
Да,
жесткие
споры по
поводу
нынешних
событий идут
не только в
коммунистической
среде.
Например,
известный
командир из
ДНР, из числа
тех же
православных
патриотов,
Александр Ходаковский
пишет:
«В
Херсоне
восстанавливают
памятники
Ленину, в
Мариуполе
возродилась
площадь имени
Ленина, в
Донецке
появилась
большая красная
звезда на
стыке с
Макеевкой... У
меня коллектив
преимущественно
молодой, и я
не припомню
никого, кто
рисковал бы
своей жизнью
в бою,
являясь при
этом
последователем
Ленина. Тогда
для кого мы
возрождаем
умирающий
культ? Идея
коммунизма
проиграла эгоистичной
природе
человека,
которая оказалась
сильнее, –
идея
социальной
справедливости
жива, но
механизм её
реализации в
материальном
мире
отсутствует.
Тогда
повторю
вопрос: для
кого
заигрывание
с отжившей
идеей?
Наверное, для
большинства,
которым
является
наше старшее
поколение. Но
наше старшее
поколение,
рождённое в эпоху
застоя, уже
не выйдет на
улицу с
протестом, не
возьмёт в руки
оружие и не
пойдёт
воевать, а те,
кто идут, чаще
идут со
Христом, чем
с Лениным и
Марксом. То
есть, мы заигрываем
с теми, кто в
техническом
большинстве,
– а творящему
историю
меньшинству,
которое
родилось
после
распада
Союза, что мы
предложим?
Пусть сами
себе
придумывают,
за что им
умирать?»
Как
это
прокомментировать?
Во-первых,
возникают
большие
сомнения, что
нынешнее
поколение,
даже
сознательно
пошедшее на
эту войну,
делает это с
Христом.
Впрочем, и
популярность
идей Маркса и
Ленина в этой
среде глупо было
бы
преувеличивать.
Все гораздо
сложнее, и
многие люди,
затянутые
водоворотом
событий, еще
и не пытались
разобраться
в причинах
происходящего.
В лучшем
случае, они
это будут
делать уже
после
завершения
военных
действий.
А
во-вторых,
ответ на
несколько иной
вопрос:
«Почему
сейчас на
Украине умирают
люди?», можно
дать уже
сейчас. Это
происходит
потому, что
более 30 лет
назад в
России кто-то
объявил идею
коммунизма
отжившей. А на
Украине
пошли еще
дальше и
решили
полностью
уничтожить
память о ней.
Хотя, казалось
бы, если идея
отжила, какую
опасность
она может
представлять
для
нынешнего правящего
класса? Ан
нет,
представляет,
и еще какую!
Между
прочим, из
фразы – «Что мы
предложим? Пусть
сами себе
придумывают,
за что им
умирать?» –
выходит, что
и у Александра
Ходаковского
четкого
ответа на
этот вопрос
нет. А упоминание
про Христа
было просто
ради
красного
словца. А еще
можно
обратить
внимание и на
бросающееся
в глаза еще
одно
противоречие
– с одной
стороны,
утверждается,
и совершенно
верно, что
идея социальной
справедливости
жива. А с
другой
Александр
сокрушается,
что механизм
ее
реализации отсутствует.
Значит,
потребность-то
есть!
Еще
интересней
другой
пассаж из
дальнейших
размышлений
этого
командира:
«Система выстроена
таким
образом, что
день прошел –
и хорошо.
Причём
невозможно
предъявить
претензии
кому-либо
конкретно –
просто
нельзя одновременно
служить и
Богу, и маммоне.
Когда
главными
ценностями
стали заводы,
дворцы,
пароходы – в
головах
поменялось
всё. И здесь
основной
момент: можно
владеть всем,
лишь бы это
не владело
тобой, – а с
нами именно
это и произошло.
Теперь мы
понимаем, к
каким последствиям
приводит
поклонение
золотому тельцу,
и если мы не
примем, как
руководство
к действию,
те выводы,
которые
напрашиваются
в результате
анализа
происходящего,
– жертвы
будут
напрасными, а
победа будет
ситуативной».
Конечно,
все эти
рассуждения
про опасность
поклонения
золотому
тельцу
весьма пафосны
и наив-ны.
Ведь те, кто
воюет сейчас
на Донбассе,
в рядах
российской
армии или
ополчения,
заводами,
дворцами и
пароходами
уж точно не
владеют. Ими
владеют
другие люди,
причем по обе
стороны
российско-украинского
фронта. Вот и
оказывается,
что никуда не
уйти от якобы
«отжившего»
марксизма. А
также от
констатации
того факта,
что когда
«заводы-дворцы-пароходы»
были в общенародной
собственности,
никакой
войны между
РСФСР и УССР
невозможно
было себе
представить
в самом
страшном сне.
Автор
далек от
мысли
убедить
Александра Ходаковского
в правоте
марксизма.
Но,
повторюсь, в
водоворот
сегодняшних
событий
втянуты
миллионы
людей, которые
если не
сейчас, так
потом будут
осмысливать
их причины.
Можно, как
Геннадий Зюганов,
рассуждать
на тему
столкновения
славянской и
англосаксонской
цивилизаций
и призывать максимально
сплотиться
вокруг
власти.
Только все
это не имеет
к коммунизму
никакого
отношения.
Можно играть
в «1914 год», во все эти
псевдомарксистские
реконструкторские
игры. Сыпать
цитатами,
клеить всем
ярлык «социал-шовинистов»,
не замечая
реального фашизма
на Украине и
его
опасности. Но
такое опошление
марксизма
происходит
от неумения
думать,
неумения
проанализировать
текущую
ситуацию
именно
нашего, ХХI-го века.
Как
раз задача
современных
коммунистов
состоит в
том, чтобы
не ударяясь в
обе
крайности,
найти
адекватное
объяснение,
найти нужные
слова, понятные
миллионам
людей в
России и на
Украине.
Александр Степанов
От редакции. А понять-то предстоит как раз то, что без Маркса и Ленина и без воплощения их идей в жизнь социальной справедливо-сти не реализуешь и войну – так, чтобы навсегда, – не закончишь.