Спецоперация на Украине  и борьба идей

 

Полезно бывает читать в социальных сетях тексты наших идеологических оппонентов и какие-то их комментарии к происходящим на Украине событиям. А иногда и просто весело. Например, в мае населенному пункту Никольское, что под Мариуполем, вернули родное название. Этот поселок городского типа изначально был назван в честь большевика Володарского. В 2016 году украинские власти в рамках декоммунизации его переименовали в Никольское. После перехода поселка под контроль войск ДНР, по действующему на Донбассе законодательству, ему вернули прежнее название. Ох, и комментарии были под новостью от русских православных патриотов! Вспомнили, естественно, про «жидобольшевиков», потоптались на личности Моисея Марковича и долго задавались вопросом: за что воюем?

Да, жесткие споры по поводу нынешних событий идут не только в коммунистической среде. Например, известный командир из ДНР, из числа тех же православных патриотов, Александр Ходаковский пишет:

«В Херсоне восстанавливают памятники Ленину, в Мариуполе возродилась площадь имени Ленина, в Донецке появилась большая красная звезда на стыке с Макеевкой... У меня коллектив преимущественно молодой, и я не припомню никого, кто рисковал бы своей жизнью в бою, являясь при этом последователем Ленина. Тогда для кого мы возрождаем умирающий культ? Идея коммунизма проиграла эгоистичной природе человека, которая оказалась сильнее, – идея социальной справедливости жива, но механизм её реализации в материальном мире отсутствует.

Тогда повторю вопрос: для кого заигрывание с отжившей идеей? Наверное, для большинства, которым является наше старшее поколение. Но наше старшее поколение, рождённое в эпоху застоя, уже не выйдет на улицу с протестом, не возьмёт в руки оружие и не пойдёт воевать, а те, кто идут, чаще идут со Христом, чем с Лениным и Марксом. То есть, мы заигрываем с теми, кто в техническом большинстве, – а творящему историю меньшинству, которое родилось после распада Союза, что мы предложим? Пусть сами себе придумывают, за что им умирать?»

Как это прокомментировать? Во-первых, возникают большие сомнения, что нынешнее поколение, даже сознательно пошедшее на эту войну, делает это с Христом. Впрочем, и популярность идей Маркса и Ленина в этой среде глупо было бы преувеличивать. Все гораздо сложнее, и многие люди, затянутые водоворотом событий, еще и не пытались разобраться в причинах происходящего. В лучшем случае, они это будут делать уже после завершения военных действий.

А во-вторых, ответ на несколько иной вопрос: «Почему сейчас на Украине умирают люди?», можно дать уже сейчас. Это происходит потому, что более 30 лет назад в России кто-то объявил идею коммунизма отжившей. А на Украине пошли еще дальше и решили полностью уничтожить память о ней. Хотя, казалось бы, если идея отжила, какую опасность она может представлять для нынешнего правящего класса? Ан нет, представляет, и еще какую!

Между прочим, из фразы – «Что мы предложим? Пусть сами себе придумывают, за что им умирать?» – выходит, что и у Александра Ходаковского четкого ответа на этот вопрос нет. А упоминание про Христа было просто ради красного словца. А еще можно обратить внимание и на бросающееся в глаза еще одно противоречие – с одной стороны, утверждается, и совершенно верно, что идея социальной справедливости жива. А с другой Александр сокрушается, что механизм ее реализации отсутствует. Значит, потребность-то есть!

Еще интересней другой пассаж из дальнейших размышлений этого командира: «Система выстроена таким образом, что день прошел – и хорошо. Причём невозможно предъявить претензии кому-либо конкретно – просто нельзя одновременно служить и Богу, и маммоне. Когда главными ценностями стали заводы, дворцы, пароходы – в головах поменялось всё. И здесь основной момент: можно владеть всем, лишь бы это не владело тобой, – а с нами именно это и произошло. Теперь мы понимаем, к каким последствиям приводит поклонение золотому тельцу, и если мы не примем, как руководство к действию, те выводы, которые напрашиваются в результате анализа происходящего, – жертвы будут напрасными, а победа будет ситуативной».

Конечно, все эти рассуждения про опасность поклонения золотому тельцу весьма пафосны и наив-ны. Ведь те, кто воюет сейчас на Донбассе, в рядах российской армии или ополчения, заводами, дворцами и пароходами уж точно не владеют. Ими владеют другие люди, причем по обе стороны российско-украинского фронта. Вот и оказывается, что никуда не уйти от якобы «отжившего» марксизма. А также от констатации того факта, что когда «заводы-дворцы-пароходы» были в общенародной собственности, никакой войны между РСФСР и УССР невозможно было себе представить в самом страшном сне.

Автор далек от мысли убедить Александра Ходаковского в правоте марксизма. Но, повторюсь, в водоворот сегодняшних событий втянуты миллионы людей, которые если не сейчас, так потом будут осмысливать их причины. Можно, как Геннадий Зюганов, рассуждать на тему столкновения славянской и англосаксонской цивилизаций и призывать максимально сплотиться вокруг власти. Только все это не имеет к коммунизму никакого отношения. Можно играть в «1914 год», во все эти псевдомарксистские реконструкторские игры. Сыпать цитатами, клеить всем ярлык «социал-шовинистов», не замечая реального фашизма на Украине и его опасности. Но такое опошление марксизма происходит от неумения думать, неумения проанализировать текущую ситуацию именно нашего, ХХI-го века.

Как раз задача современных коммунистов состоит в том, чтобы не ударяясь в обе крайности, найти адекватное объяснение, найти нужные слова, понятные миллионам людей в России и на Украине.

Александр Степанов

От редакции. А понять-то предстоит как раз то, что без Маркса и Ленина и без воплощения их идей в жизнь социальной справедливо-сти не реализуешь и войну – так, чтобы навсегда, – не закончишь.