Настоящие герои Латвии. Йонс Звидра

 

Буржуазная пропаганда старательно навязывает обывателю образ прекрасной довоенной Латвийской Республики, которая была «впереди планеты всей» и жизнь которой оборвалась так внезапно без всяких на то внутренних причин. Государственная пропаганда всегда ведётся в интересах правящего класса, а поэтому нетрудно догадаться, что этот образ вряд ли выстоит истинно-научную проверку.

Цель её – изолировать латышский народ от исторического опыта классовой борьбы пролетариата и, используя буржуазно-националистическую демагогию, лишить его возможности бороться за свои коренные интересы и превратить его в послушных рабов западных империалистов и их прихвостней... Правящая клика пытается внушить незыблемость и безальтернативность буржуазных порядков, уверяет, что буржуазная Латвия — единственно возможная свободная Латвия и что альтернатив буржуазному режиму никогда не было и быть не может... Подменяя понятие верности Родине верностью буржуазным порядкам, паразитируя на поисках внешнего врага, извращая и опошляя великие идеалы независимости, свободы и демократии, правящая клика внушает, что между эксплуатируемым и эксплуататором нет непримиримых противоречий, что батрак и кулак, рабочий и капиталист, в конечном счёте волк и овца — одно целое, потому что все вместе мы — латыши, а поэтому мы должны вместе противостоять мифическим «русским оккупантам».

Причём русскими оккупантами называют уже даже не бойцов Красной армии, а людей, родившихся и всю жизнь проживших в Латвии. Делается это не только на страницах газет, но и с парламентской трибуны. Доходит до того, что оккупантами оказываются даже дети.

Пропаганда пытается начисто стереть из памяти народа другую Латвию, советскую республику рабочих и крестьян, у которой есть своя героическая история. В этой Латвии не было места ни национальной вражде, ни живущим за чужой счёт людям, ни империалистическому влиянию. Латвию, за которую с горячим сердцем боролись, жертвуя жизнью, её сыны. Советская Латвия — одна из первых стран мира, начавших строительство социализма, — обрела мировую славу благодаря легендарным красным латышским стрелкам и стала лучезарным маяком свободы для трудящихся. Именно эту Латвию скрывают казённые агитаторы, смертельно её боящиеся.

Мы расскажем об одном из ярких, ныне несправедливо забытых представителей трудовой Латвии — о латгальском революционере Йоне Звидре.

Йонс Звидра (1895—1920) родился в Макашенской волости Режицкого уезда в бедной крестьянской семье. После окончания гимназии Звидра начал учиться в Петроградском политехническом институте, затем в Петроградском университете.

Живя в Санкт-Петербурге, он познакомился с несколькими известными в то время деятелями латгальского пробуждения (латгальского мелкобуржуазного национализма)...

Весной 1917 года Звидра на время вернулся в Резекне и вместе с коммунистом, впоследствии главой ревкома Дрицанской волости, Домиником Эста организовал группу большевистских агитаторов, объезжавших окрестные деревни.

(Автор приводит сведения из истории Латгалии — самобытного культурно-исторического региона на востоке Латвии – ред.). Латгалия присоединилась к Российской империи в 1772 году, административно вошла в состав сперва Псковской губернии, а позже Витебской губернии... С 1865 было запрещено издание книг латинским шрифтом. Этот запрет коснулся и латгальского языка и оставался в силе до 1904 года... В начале XX века кроме гнёта самодержавия, феодальных пережитков, национального угнетения и уже развившихся капиталистических противоречий, сформировались также противоречия между промышленно-развитой частью Латвии и отсталой крестьянской мелкобуржуазной Латгалией. Все эти противоречия могла разрешить только революция.

После буржуазно-демократической революции февраля—марта 1917 года в Латгалии состоялся апрельский съезд Латгальского конгресса представителей (от крупной сельской буржуазии, мелкой буржуазии и духовенства. Решения съезда выражали интересы буржуазии и создавали органы по национальному признаку – ред.)

Из всех 283 делегатов съезда только 39 человек были представителями трудящихся. Их не удовлетворили решения апрельского съезда. Только созванный большевиками по классовому признаку с представительством трудящихся советский съезд латгальских уездов Витебской губернии смог окончательно разрешить латгальский вопрос. Латгальский язык стал одним из государственных языков ЛССР.

Звидра был участником апрельского Латгальского съезда, а также был избран в Латгальский временный земельный совет (ЛВЗС), но демонстративно вышел из него, протестуя против отсутствия представительства трудящихся. 1 мая 1917 года в Резекне был организован большой митинг рабочих. Йонс Звидра произнес страстную и яркую речь на рабочем митинге. Он резко и жёстко критиковал реакционеров, разоблачал предательскую политику Временного правительства, решительно выступал против церкви и помещиков как предателей и воров...

Сравнения Йона Звидры ЛВЗС с мертвым ребенком быстро оправдалось, ведь попытки соглашательским способом просить буржуазное Временное правительство России передать властные полномочия земств к ЛВЗС полностью провалились. Кроме того, члены ЛВЗС позже запятнали себя сотрудничеством с немецкими оккупантами.

В 1918 году в оккупированном немцами Резекне Звидра занимается организацией нелегальной работы.

В конце ноября 1918 года Рабоче-крестьянская Красная армия вошла в Латвию и к концу января следующего года уже освободила от немецкой оккупации большую часть её территории. Советская власть была установлена и в Резекне. Звидра активно участвовал в работе Резекненского отделения КПЛ, а также в административном отделе Резекненского исполнительного комитета, занимался агитационно-пропагандистской работой большевистских идей. Вместе со своими коллегами активно участвовал в работе редакции Латгальской окружной газеты «Taisneiba» (Правда) ЦК КПЛ, а также газеты «Власть Бедноты»... В 1918 году переводил на латгальский язык статьи В.И. Ленина и произведение Н. Бухарина «Коммунистическая (большевистская) программа».

В своих трудах Звидра затрагивал многие исторические, политические и экономические вопросы и в то же время пропагандировал коммунистический взгляд на классовую борьбу, аграрные вопросы и т.д. В советской литературе его часто называют основателем латгальской большевист-ской печати.

Звидра также принимал участие в политической деятельности и в 1919 году стал членом ЦК Латвийского коммунистического союза молодежи в Риге. Собственная вера Звидры в коммунистические идеалы подтверждается его мыслями: «С рабочим классом Советской России и Латвии в социализм — такой и только такой есть латгальский путь».

Йонс Звидра как последовательный пролетарский интернационалист хорошо понимал боевые задачи революционного пролетариата Латгалии, воспитывал молодежь в духе пролетарского интернационализма. Звидра возглавил латгальскую комсомольскую организацию, а также стал издавать её журнал «Jaunatnes cina» (Молодёжная борьба).

Звидра читал лекции учителям и слушателям партийных курсов, участвовал в организации хозяйственной и общественной жизни Советской Латвии.

При Советской власти (1918—1920) была национализирована земля и предприятия, был установлен 8-ми часовой рабочий день. Энергично работал комиссариат строительства, организуя восстановление разрушенных войной сооружений, создавая небольшие промышленные предприятия. Работали педкурсы по подготовке кадров для скорейшей ликвидации безграмотности. Впервые образование стало бесплатным, детей учили на их родном языке, а школу отделили от церкви. Были национализированы больницы и аптеки, введено бесплатрное лечение.  В городе действовал рабочий клуб «Культура», активизировалась деятельность Латгальского театра. Проходило много культурных мероприятий. Во всех волостях были организованы читальни, в городе – Народная библиотека. Публиковались первые советские книги на латгальском языке.

В 1919—1920 годах в ходе ожесточенных боев с интервентами Антанты, латышскими, эстонскими и русскими белогвардейцами, а также с немецким ландесвером, Советское правительство потеряло контроль над большей частью территории Латвии, и временной столицей стал г. Резекне.

В январе 1920 года силы буржуазной Латвийской Республики и интервенции взяли г. Резекне. Советская власть пала, правительство ЛССР самораспустилось, но борьба не закончилась…

После падения Советской власти ЦК КПЛ доверил Й. Звидре руководить латгальскими комсомольцами в подполье и организовать нелегальную типографию. Он создал её в доме своего брата Станислава в селе Шкербиниеку, где они и печатали призывы продолжать борьбу за Советскую власть. 25 марта 1920 года Звидру арестовали. Три дня его пытали, но революционер не выдал ни одного из своих товарищей. 28 марта ночью закованного в кандалы Йона Звидру вывели из города и на берегу реки Резекне расстреляли. Ему было 25 лет.

Звидра стал символом сопротивления буржуазному режиму и становления Советской власти в Латгалии, символом борьбы латышей, латгалов и русских за истинную свободу — свободу от эксплуатации человека человеком.

В 1971 году в Резекне был открыт памятник — бюст Йона Звидры. После реставрации капитализма в 1991 году должный уход за памятником не обеспечивался, а в 2020 году памятник был снесён, что вызвало возмущение революционных и патриотических кругов. В борьбе за его восстановление принимал участие и Рабочий Фронт Латвии. Благодаря усилиям патриотически настроенных политических деятелей, памятник был восстановлен.

Изучать исторический опыт борьбы революционеров Латвии интересно и необходимо. Восприняв и систематизировав его, мы сможем избавиться от клише и мифов, и тогда изучение прошлого станет действенным методом нахождения решения насущных проблем настоящего и будущего.

Тот факт, что в Латгалии, сжатой в тисках клерикализма и темноты, нашлись готовые до конца бороться за идею высшего блага для всего человечества революционеры и они смогли оказать большое влияние на историю, ещё раз показывает, что в любом обществе можно посеять зёрна прогресса.

Смелости и бдительности молодым продолжателям дела Йона Звидры — латгальского Че Гевары! Будьте реалистами — требуйте и делайте невозможное!

Сайт РФЛ